Кризис среднего возраста и карьера: 8 навыков для успешного роста после 35 лет
Кризис среднего возраста, или, как его ещё называют, экзистенциальный кризис – затрагивает все сферы жизни. А порой и больно бьёт по ним. Работа и карьера – не исключение. И если к 35 ты не сделал себе имя, то, несмотря на свой опыт, начинаешь соревноваться с “голодными” двадцатилетними. Успех зависит уже не только от профессионализма, но и от опыта и личных навыков. Чего ждёт работодатель от «зрелого» сотрудника и какими качествами он должен обладать в конкурентной среде – «Рамблер» разбирается вместе с карьерным консультантом Ириной Тихоновой.
Рубеж в 35 лет – понятие условное: у кого-то раньше, у кого-то позже, но в среднем в 35 человек начинает переосмыслять свою жизнь – а тем ли он занимается? Есть профессия, опыт, достиг определённого положения и результатов. Успешная карьера – это далеко не всегда высокая должность и солидная зарплата. Это значит, что человек удовлетворён своей деятельностью, любит дело, которым занимается, и с удовольствием идёт на работу.
«Работодатель ждёт от 35-летнего сотрудника осознанности: что он осмысленно выбирает карьерную траекторию, готов брать на себя ответственность за принятые решения и что у него есть не просто опыт, но и развиты гибкие навыки (soft skills), необходимые для работы».
Ирина ТихоноваКарьерный консультант
По мнению эксперта, профессиональные навыки (hard skills), индивидуальные для каждой профессии, необходимо наращивать постоянно. А вот гибкие навыки (soft skills) универсальны и в современном мире востребованы вне зависимости от того, в какой профессии вы работаете.
ТОП-8 навыков, способствующих успешной карьере
1. Понимать себя
Слушать себя и слышать. Порой это сложно, но необходимо, чтобы определиться, чего вы хотите. Каждый день мы делаем выбор, принимая новые возможности или отказываясь от них. Этот выбор нужно делать, исходя из внутренних побуждений, а не в погоне за трендами или высокой зарплатой. Не все осознанно выбирали свою первую профессию, но к 35 годам хорошо бы понимать, чем вы хотите заниматься и как можно этого достичь. Сегодня становится нормой смена профессии и в более позднем возрасте, главное – понимать, почему вы это делаете и к чему хотите прийти.
2. Знать свои сильные и слабые стороны
Успешный человек – тот, кто точно знает, в чём именно он хорош. Используйте свою суперсилу, сделайте её опорой для дальнейшей карьеры. Вы продавец от бога или коммуникатор 80 уровня? Тогда работа с документами вряд ли станет вашей работой мечты. А если регламент для вас – незыблемый свод правил, то вряд ли вам будет комфортно в креативном отделе.
К своим слабым сторонам важно относиться с пониманием и видеть в них зоны роста. Обратитесь за помощью к начальству или коллегам, пройдите дополнительное обучение или найдите наставника.
3. Знать себе цену и грамотно себя презентовать
Важно уметь оценить свои результаты вне зависимости от того, находитесь ли вы в той же профессии или выбрали новую. Определите, за что вы можете сказать себе спасибо, за что спасибо вам могут сказать коллеги. Это важно для самопрезентации как в рамках сопроводительного письма или резюме, так и во время собеседования. Да и в рабочей рутине тоже не помешает. Заметили, как некоторые ловко умеют подчеркнуть свой вклад в общий результат? Поучитесь у них, в конкурентной среде нужно уметь выделиться среди остальных.
4. Выстраивать границы
Вы должны понимать, что для вас приемлемо, а что нет. По каким критериям вы готовы выбирать своего работодателя, профессию или команду. От каких принципов вы никогда не отступите, на что не будете тратить свои ресурсы. Это поможет не только выстроить коммуникацию с начальством или коллегами, но избавит вас от мук совести при выборе между «провести выходные с семьей» и «пожертвовать уик-эндом ради сдачи отчёта».
5. Уметь учиться
Способность к обучению – суперважный навык, причем не так важно, как именно вы учитесь – самостоятельно, проходя курсы и учебные программы, или с помощью наставника. Главное быть способным к восприятию новой информации, хотеть её воспринимать. Это поможет вам держать руку на пульсе новых тенденций в профессии.
6. Находить мотивацию для дальнейшей карьеры
Бывает, что люди достигают высокой должности, статуса, зарплаты и… выгорают. Не находят смысла в дальнейшей деятельности. Часто они уходят в другие сферы, теряют в позиции и зарплате, но при этом чувствуют себя более счастливыми. Вы не обязаны своей карьерой оправдывать ожидания окружающих. Прислушайтесь к себе и почувствуйте, чего хотите на самом деле.
7. Иметь гибкость
В целом в 35 лет личность сформирована, обладает набором предпочтений в жизни и работе, имеет определённое понимание рабочих процессов, но надо уметь не считать свое мнение единственно верным. Эффективно работать с новой командой, новым руководителем, над абсолютно новой задачей помогает именно гибкость. А если не следить за новыми трендами в профессии, можно не просто упустить что-то новое, но и безнадёжно отстать от жизни. Мир стремительно меняется. Важно оставаться при этом внутренне спокойным, быть готовым подстраиваться под обстоятельства, меняться вместе с миром и не оставаться на месте, когда весь мир побежал дальше.
8. Фильтровать информацию
В мире, где нас бесконечно бомбят информацией из самых разных источников, важно научиться её фильтровать, вычленяя действительно стоящее и отбрасывая ненужное. Новости, социальные сети, уведомления, рабочие задачи — всё это обрушивается на нас ежедневно, заполняет сознание и снижает способность ясно мыслить. Расставьте приоритеты и управляйте объёмом входящей информации: чем меньше её будет приходить в вашу ленту, тем проще будет фильтровать.
«Если 35 лет и стоит рассматривать как рубеж, то только чтобы понять, что уже удалось и что предстоит сделать». Для того, чтобы «оттюнить» себя, возраст не важен, развиваться можно и нужно непрерывно. Концепция обучения на протяжении всей жизни изрядно приелась, но актуальности не потеряла. Ни один из навыков не станет лишним на любом жизненном этапе, люди самых разных возрастов постоянно учатся новому. Найдите, что вас заводит, в чем ваш драйв, и тогда всегда будете мотивированы к развитию».
Ирина ТихоноваКарьерный консультант