Личная эффективность в карьере: как ускорить профессиональный рост

«Рамблер» поговорил с продюсером международного рейтинга ТОП50HR 2024, основательницей и СЕО тренинговой компании COME*UNITY Юлией Набиевой о том, какие предпринять шаги, чтобы ускорить своё развитие в карьере.

Личная эффективность в карьере: как ускорить профессиональный рост
© Рамблер

Шаг 1: планируйте профессиональный рост

Планирование поможет расставить приоритеты. Куда вы хотите расти, каких профессиональных целей достичь и как этого можно добиться? Подробно пропишите ответы на эти вопросы.

Цели карьерного роста могут быть разные:

  • продвинуться по должности;
  • увеличить заработок;
  • сменить направление карьеры: например, получить новую профессию, устроиться в другую компанию, перейти работать в другую сферу, но остаться в своей профессии;
  • реализовать какой-либо проект и др.

Оцените свои возможности и расставьте приоритеты. Если в приоритете сейчас увеличение заработка, то беритесь за обязанности по силам — те, которые не требуют новых компетенций. Однако, если вы хотите не только больше зарабатывать, но и повысить свой профессиональный уровень, то меняйте приоритеты. Первой ставьте цель: получить нужные компетенции в течение двух недель, а потом уже — увеличение заработка за оставшиеся полтора месяца.

Используйте тайм-менеджмент: ограничьте цель и задачи по времени. Например, в планах — начать больше зарабатывать в течение двух ближайших месяцев. Необходимо: взять дополнительные оплачиваемые обязанности на работе или найти проектную подработку.

Уже во время планирования распределяйте задачи так, чтобы успеть выполнить их.

Честно оценивайте свои ресурсы: сколько времени в день или неделю уходит на работу, быт, хобби. Подумайте, сколько времени готовы уделять дополнительному развитию и когда именно: каждый день по часу или два раза в неделю, но по четыре часа.

Серьёзные планы продвижения по карьерной лестнице отразите в карьерной карте.

Пропишите:

  • должности: ту, которую занимаете сейчас, и те, на которые хотите перейти в в будущем;
  • профессиональные и личностные навыки, необходимые для каждой должности;
  • сроки — какой нужен стаж, чтобы стать мастером и перейти на следующую позицию.

«Чтобы вырасти в должности, нужно смотреть на цели организации, в которой работаете. Если даёте результаты, которые помогают достигать целей, то вы двигаетесь в нужном направлении. Вы ценный сотрудник: вас будут поддерживать, лишь бы вы остались в компании. Поэтому мой совет: будьте выгодным и незаменимым элементом системы — делайте больше, чем от вас просят. Тогда вас обязательно повысят».

Юлия Набиева
Юлия НабиеваПродюсер международного рейтинга ТОП50HR 2024, основательница и СЕО тренинговой компании COME*UNITY

Шаг 2: получайте новые профессиональные навыки

Большинство карьеристов делают упор на развитие hard skills — технических знаний и компетенций в профессии. Если вы уже не первый год работаете по своей специальности, то поразмышляйте: есть ли что-то, чего ещё не умеете.

Откройте любой сервис поиска работы и оцените, какие сейчас обязанности прописаны в вакансиях вашей профессии. Компании выдвигают разные требования — порой сотрудники вдобавок должны выполнять задачи смежной специальности.

Например, рекламный холдинг ищет медиа-менеджера, которому предстоит в основном заниматься общением с клиентами и частично продажами. А медиа-менеджер производственной компании должен ещё заниматься продвижением в соцсетях как SMM-специалист.

Если вам не хватает навыков или вы решили с нуля освоить новую специальность, подумайте, где и как это можно сделать:

  • пройти курс повышения квалификации или получить доп. образование;
  • пройти обучение в компании (в своей или новой, куда хотите устроиться), если есть возможность;
  • обучиться самостоятельно по доступным источникам: интернет и литература.

Выбирая программу в образовательных организациях, обратите внимание: есть ли практика и обратная связь от опытных специалистов. Эксперт считает, что наставник играет важную роль в профессиональном развитии.

«Наставник может дать фидбэк. Идеально, если наставник — ваш руководитель. Важно, чтобы он смотрел на вас, как на профессионала и человека. Часто рост зависит не только от компетенций, но и от "человеческих настроек". Например, у вас не получается освоить что-то, потому что не уверены в себе. Наставник заметит это и подскажет, как справиться: объективно покажет ваши сильные стороны. Если вы занимаете руководящую позицию, то общайтесь с теми, кто вдохновляет. За чашечкой кофе поговорите с другим руководителем в вашей отрасли, например, об эффективном управлении».

Юлия Набиева
Юлия НабиеваПродюсер международного рейтинга ТОП50HR 2024, основательница и СЕО тренинговой компании COME*UNITY

Учитесь самостоятельно: читайте прикладную литературу и статьи, смотрите видео-уроки на каналах или слушайте подкасты в блогах.

Советы, как организовать продуктивное самообразование:

  1. Ищите хорошие источники — авторов-практиков с достойным образованием и опытом;
  2. Структурируйте обучение — составляйте для себя программу;
  3. Изучайте контекст темы и погружайтесь в нее последовательно;
  4. Обязательно закрепляйте теорию на практике.

Интересуйтесь не только своим направлением деятельности, но и другими, чтобы черпать новые идеи.

Шаг 3: развивайте личностные навыки

Для построения и эффективного развития карьеры необходимы не только hard skills, но и soft skills — личностные навыки, которые можно применять в любой сфере и профессии. Например, самыми важными навыками считают оперативное принятие решений в стрессовых ситуациях и многозадачность.

Эксперт рекомендует развивать такие soft skills:

  1. коммуникация: доносить свои мысли и понимать других;
  2. критическое мышление: анализировать и оценивать информацию;
  3. эмоциональный интеллект: понимать эмоции;
  4. клиентоориентированность: думать о потребностях клиента;
  5. инициативность: предлагать идеи и самостоятельно их воплощать;
  6. лидерство: организовывать работу и управлять командой;
  7. публичность: уверенно выступать на публике и производить хорошее впечатление.

«Мыслите клиентоориентировано: руководитель — клиент, подчинённый — клиент, партнёр — клиент. Что вы можете сделать полезного для них? Если хотите создавать долгосрочные и успешные отношения, необходимо управлять своими эмоциями и уметь понимать, что чувствуют люди. Например, если ваш подчинённый чем-то расстроен, важно поддержать его и настроить на рабочий лад».

Юлия Набиева
Юлия НабиеваПродюсер международного рейтинга ТОП50HR 2024, основательница и СЕО тренинговой компании COME*UNITY

Личностные навыки возможно получить через собственный жизненный опыт или опыт других. Читайте книги и смотрите кино, обсуждайте их с друзьями и коллегами: какие soft skills есть у героев, как они их проявляют.

Шаг 4: заводите профессиональные знакомства

Расширяйте круг общения: знакомьтесь с людьми разных специальностей, вступайте в профессиональные комьюнити или клубы по увлечениям. Профсообщества внутри компании положительно влияют на самореализацию специалистов. У вас есть возможность обсуждать насущные проблемы по работе, искать решения, обмениваться опытом — и так расти.

Посещайте профильные конференции, тренинги, воркшопы, форумы и выставки, чтобы завести полезные знакомства в разных сферах. Ещё один способ налаживать связи — вести свой блог в соцсетях и искать знакомых там.

Гибкость и открытость новому — непременное условие эффективного профессионального и карьерного роста.

Как проявить себя, чтобы руководитель вас заметил