Оптималист или перфекционист в работе: что лучше и почему?
По данным опроса, 63% россиян считают себя перфекционистами в работе, а 16% не относят себя к этому типу людей. 58% HR-специалистов, которые отвечают за найм сотрудников, отметили, что работник компании не должен быть перфекционистом. Результаты другого исследования показали, что завышенные требования к работе приводят к профессиональному выгоранию и проблемам со здоровьем. «Рамблер» выяснил, что значит быть перфекционистом или оптималистом и как это влияет на работу.
Кто такие оптималисты и перфекционисты
Так называют людей, которые по-разному относятся к себе, своей деятельности и окружающим людям.
Перфекционистами в работе принято называть тех, кто стремится безупречно выполнять свои профессиональные обязанности и готов тратить много времени на то, чтобы добиться идеального результата. Для работодателей такие качества сотрудника кажутся полезными — он усердно работает, не допускает ошибок и вдохновляет коллег. Но есть и обратная сторона: чрезмерный перфекционизм приводит к постоянным сомнениям в своих действиях, увеличению времени на выполнение задач, неудовлетворённости и чувству вины за ошибки.
Плюсы перфекционизма в работе:
- высокое качество работы;
- внимание к деталям;
- высокая мотивация;
- ответственность и стремление к самосовершенствованию.
Недостатки сотрудника-перфекциониста:
- Пытаясь довести результат до идеала, часто затягивает сроки сдачи работы.
- Если что-то не получается так, как он задумал, может испытывать стресс и даже отказаться от задачи до тех пор, пока не найдёт способ её идеального выполнения.
- Не приемлет критику, даже если она помогает улучшить результаты работы.
- Обращая внимание на мельчайшие детали, иногда забывает о глобальных целях проекта.
Оптимализм — более реалистичное отношение к себе и своей деятельности. Термин придумал американский психолог Тал Бен-Шахар. В книге «Парадокс перфекциониста» он описал главные отличия между перфекционистом и оптималистом. По мнению автора, эти типы людей по-разному проявляют себя в следующих вопросах:
- Отношение к неудачам. Перфекционист стремится к идеальному результату во всём и не признаёт ошибок. Если они случаются, это приводит к депрессии, появляется страх провала, который мешает браться за сложные проекты. Для оптималиста неудачи — естественная часть жизни, они помогают учиться на ошибках и развиваться.
- Принятие своих эмоций. Перфекционист подавляет негативные эмоции: в его идеальной картине мира есть только позитивные чувства. Однако такое избегание эмоций приводит к напряжению и стрессу. Оптималист же разрешает себе проживать весь спектр эмоций, не разделяя на их на хорошие и плохие.
- Признание успеха. Из-за постоянного стремления к идеалу перфекционист ставит перед собой недостижимые цели. Добиться их нереально, поэтому он лишает себя возможности добиться успеха, это порождает постоянное недовольство жизнью. Оптималист ставит высокие, но реальные цели — для их достижения не нужно быть совершенным. Главное для него — «быть лучшей версией себя». Такое отношение позволяет оптималисту получать удовлетворение от своих достижений.
«К сильным сторонам сотрудников-оптималистов относится эффективное управление временем. Они ищут наиболее продуктивные способы решения задач, чтобы достичь результата быстро и качественно, но без излишней траты времени и ресурсов. Также оптималисты умеют быстро адаптироваться к изменениям и фокусироваться на самых важных аспектах задачи, оставляя менее значимые моменты на потом. Их ахиллесовой пятой является склонность к компромиссу: в погоне за скоростью они могут пойти на уступки качеству, что иногда приводит к снижению уровня выполненной работы. К минусам можно отнести и недостаточное внимание к деталям. Стремление к быстрому достижению целей может привести к допущению мелких ошибок, которые впоследствии придётся исправлять».
Юлия ФунтиковаЗаместитель директора компании «Кадровые технологии»
Шесть особенностей командной работы
Какой подход к работе лучше и почему
«Перфекционисты и оптималисты по-разному проявляют себя в профессиональной деятельности. И если в одних сферах стремление к идеальному результату будет мешать работе, в других — поможет добиться высоких результатов. Распознать, как сотрудник проявит себя в деле, можно ещё до начала работы, — подчёркивает Юлия Фунтикова. — Для этого работнику нужно честно ответить на несколько вопросов себе или руководителю».
Как понять, что в работе вы перфекционист:
- Подумайте, какой проект вы считаете своей самой большой удачей и что именно сделало его успешным. Перфекционист обязательно подчеркнёт внимание к деталям, тщательную подготовку и то, насколько идеально были выполнены все аспекты работы.
- Вспомните, были ли случаи, когда вы чувствовали, что работа могла бы быть сделана лучше, хотя другие считали её завершённой? Перфекционисты склонны искать возможности для улучшений даже там, где остальные видят готовый продукт.
- Ответьте на вопрос, что для вас значит идеальная работа. Как вы определяете, что задача выполнена на высоком уровне? Перфекционисты дадут чёткое определение идеальности и расскажут о своём стремлении к совершенству.
- Честно признайтесь себе, как вы реагируете на критику вашей работы. Перфекционисты воспринимают критику негативно, даже если она помогает в дальнейшем развитии.
Что говорит о том, что вы оптималист:
- Вспомните ситуацию, когда вам пришлось быстро адаптировать свой план действий из-за изменений обстоятельств. Оптималист в такой ситуации оперативно находит решение проблемы, не теряя времени на раздумья.
- Проанализируйте, какие методы вы используете для управления временем и расстановки приоритетов. У оптималистов всегда есть набор приёмов для эффективного планирования и тайм-менеджмента.
- Оцените, как вы справляетесь с задачами, которые требуют быстрого выполнения, но не позволяют уделить достаточно времени всем деталям. В таких ситуациях оптималист расставляет приоритеты и концентрируется на ключевых моментах.
- Подумайте, как вы оцениваете эффективность своей работы. Для оптималиста успех выражается в достигнутых результатах и скорости выполнения задач.
Какой подход будет эффективнее, зависит от специфики профессии и требований к выполняемой работе.
«Важно понимать, что ни один человек не является чистым перфекционистом или оптималистом. Большинство людей сочетают в себе элементы обоих стилей, и задача руководителя — понять, какой подход преобладает у конкретного кандидата и как он сможет вписаться в команду и корпоративную культуру», — отмечает Юлия Фунтикова.
Эксперт считает, что перфекционизм сотрудника будет полезен там, где требуются точность и глубокий анализ, а любая ошибка может привести к серьёзным последствиям. К таким работникам относятся юристы, инженеры-конструкторы, медицинские сотрудники, программисты и разработчики.
«В сферах, где важно уметь быстро реагировать на изменения рынка и находить новые возможности, принимать решения и адаптироваться к изменениям, расставлять приоритеты и работать в условиях неопределённости, будут успешны именно оптималисты. Таких людей много среди предпринимателей, продажников, маркетологов и менеджеров проектов».
Юлия ФунтиковаЗаместитель директора компании «Кадровые технологии»
Главное о перфекционистах и оптималистах
- Стремление к совершенству в работе — качество, которое помогает добиваться высоких результатов. Но чрезмерный перфекционизм нередко вредит процессу: бесконечное улучшение только снижает продуктивность.
- У оптималиста более конструктивный подход к задаче: такой сотрудник эффективнее управляет временем, быстрее адаптируется к изменениям и фокусируется на самом важном.
- Оба подхода к работе полезны, но в разных сферах. Перфекционисты незаменимы там, где нужны точность и внимание к деталям, а оптималисты — в сферах, где необходимы адаптивность и гибкое планирование.
Простые и эффективные методы тайм-менеджмента для тех, кому сложно концентрироваться