75% работодателей просматривают профили кандидатов в социальных сетях перед тем, как принять на работу нового сотрудника, показало исследование Русской Школы Управления. Содержательная часть аккаунта — важный аргумент для работодателя, чтобы остановить свой выбор на том или ином претенденте на должность. Как вести свои соцсети с пользой для карьерного продвижения, автор «Рамблера» узнала у экспертов.

Как вести соцсети, чтобы ускорить карьерный рост
© Рамблер

Проверка аккаунтов стала нормой

Результаты исследований показывают, что проверка публичной активности соискателей стала обычным делом. Ещё в 2019 году SuperJob опубликовал результаты исследований об использовании соцсетей в подборе персонала, показав, что за семь лет внимание к аккаунтам потенциальных кандидатов выросло с 23 до 35 %. В 2022 году, по данным опроса HH.ru, аккаунты кандидатов перед трудоустройством проверяли уже 84% работодателей.

Что работодатель проверяет в соцсетях в первую очередь:

  • фото- и видеоконтент;
  • темы и стиль публикаций, в том числе корректность отзывов и комментариев;
  • личную информацию;
  • интересы, особенно профессиональные и общественно-политические.

Кандидату могут отказать только потому, что сочтут его публикации слишком частыми, откровенными или не соответствующими корпоративной культуре.

Специалист службы безопасности известной госкорпорации, пожелавший остаться неназванным, подтверждает, что при приёме на госслужбу, в госкорпорации или на крупные предприятия анализ соцсетей является обычной практикой.

«Службы безопасности проверяют не только достоверность паспортных данных, долговых обязательств, подлинность дипломов об образовании. Безопасники также дают рекомендации кадровому работнику или блокируют доступ соискателя к следующим этапам собеседования, если считают кандидата неблагонадёжным. Для соискателей на позиции верхнего уровня нормой является и дополнительная проверка на детекторе лжи, во время которой ему могут задать уточняющие вопросы об опубликованном в социальных сетях материале», — рассказал эксперт.

Исследователи Русской Школы Управления отмечают, что наличие в аккаунте соискателя информации о профессиональной деятельности — важный аргумент для принятия положительного решения большей частью работодателей.

Риски и выгоды ведения соцсетей: мнения экспертов

Эксперты напоминают: соцсети — мощный инструмент для достижения карьерных и профессиональных целей. Поэтому ведение соцсетей и своего профессионального блога должно быть обдуманным и сбалансированным по личным, общественным и профессиональным темам.

«За свою 20-летнюю практику я постоянно использовал соцсети (начиная с «Живого Журнала») как для описания своей деятельности, так и для поиска коллег и сотрудников. Связь между тем, как человек ведёт (или не ведёт) соцсети, и его карьерой существует. Но она нелинейная. Написание постов не гарантирует повышение по службе. Более того, знаю много случаев, когда люди усложняли себе жизнь на работе своими критическими постами о коллегах, рабочих процессах и работодателе. Но если вы хотите увеличить свои шансы на более успешное карьерное продвижение, советую не игнорировать соцсети».

Дмитрий Абрамов
Дмитрий АбрамовКоуч, руководитель социокультурных и образовательных проектов, эксперт в сфере эдьютейнмента

По мнению Дмитрия Абрамова, писать о работе в соцсетях полезно по двум причинам:

  • Внешняя. Ваши посты могут читать коллеги, руководители, рекрутеры, будущий руководитель или партнёр и т. д. Если пишете по делу, это будет усиливать ваши профессиональные позиции.
  • Внутренняя. При написании публичных постов происходит рефлексия: что стоит писать, а что нет, чем вы гордитесь, что вас радует, что вас развивает на работе. Писать об этом регулярно — как сэкономить на психотерапевте или карьерном консультанте: полезная внутренняя работа, диалог с самим собой.

Дмитрию Абрамову ведение соцсетей даёт нетворкинг, новых клиентов, приглашения выступить на разных мероприятиях, предложения о сотрудничестве и о работе.

Глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов, имеющий многолетний стаж работы в госорганах, бизнесе и НКО, тоже относится к публикациям в соцсетях как к инструменту информирования о своей профессиональной деятельности. Он подчёркивает важность вдумчивого подхода к своим публикациям и указывает на необходимость управления рисками, возникающими у общественных деятелей при чрезмерной откровенности.

«Блогинг, соцсети — безусловно, эффективный инструмент продвижения личного бренда и канал воздействия на целевую аудиторию через демонстрацию своих активностей, своей личности. Ведение социальных сетей влияет и на карьерную траекторию чиновников. Поэтому общественный деятель в своих публикациях должен быть внимателен к балансу между информативностью и эмоциональностью, между общественным и личным. С одной стороны, чтобы не превращать содержание своего аккаунта в сухой дайджест событий, но и не провоцировать своей открытостью информационные нападки или создание фейковых новостей».

Рашид Исмаилов
Рашид ИсмаиловГлава Российского экологического общества

«Открытость в соцсетях может иметь негативные последствия. Мне известна история клиента, потерявшего крупнейшего заказчика на рынке металлоконструкций. Заказчик посчитал ведение аккаунта в одной популярной, но запрещённой социальной сети "несерьёзным подходом"».

Юрий Анциферов
Юрий АнциферовРуководитель агентства «Пять плюс один диджитал»

Советы по ведению соцсетей для продвижения в карьере

Чтобы соцсети помогали, а не вредили при трудоустройстве или карьерном продвижении, обратите внимание на следующие моменты и при необходимости скорректируйте их.

Имя, никнейм, e-mail

Должны быть: вашими настоящими, корректными, без двусмысленности.

Как улучшить: изменить либо завести новые.

Фото на аватарке, профиль

Должны быть:

  • фото — деловое, ваше, узнаваемое;
  • корректно заполненный профессиональный профиль, исходя из ваших задач.

Как улучшить: фотографии, которые не соответствуют профессиональным задачам, удалить или скрыть, если позволяют настройки.

Посты в ленте

Должны быть: общественно нейтральными, профессиональными, личные – уместными, без откровенностей.

Как улучшить:

  • откровенные, провокационные, неоднозначные удалить или скрыть;
  • проверить и удалить темы, относящиеся к коммерческой тайне, внутренним конфликтам, финансам, поставщикам, управленческим решениям.

Количество публикаций

Должно быть: умеренное, соответственно вашей профессии (если вы продвигаете продукт или услуги, возможно, уместны ежедневные посты; если это просто личный блог, большое количество публикаций может навести на мысль, что вы делаете их в ущерб работе).

Как улучшить:

  • провести аудит своих публикаций, удалить чрезмерное и лишнее;
  • делать публикации в нерабочее время.

Комментарии

Должны быть: как на своей странице, так и на страницах других пользователей соцсети – корректные, неагрессивные.

Как улучшить: изменить подход к ответам, продумывать свои фразы, не отвечать сразу, на эмоциях.

Фотографии и/или персональная информация других лиц

Должны быть: только корректные, деловые, сделанные в общественных местах и/или опубликованные с разрешения других людей.

Как улучшить: если фотографии сделаны в частном порядке с несколькими людьми, лучше уточнить, можно ли размещать эти изображения на вашей странице, иначе — скрыть или удалить.

Корпоративная этика

Должно быть: если в компании есть правила использования соцсетей, ваши соцсети должны им соответствовать.

Как улучшить: изучить корпоративные документы и привести свои соцсети в соответствие с требованиями (удалить, отредактировать). В некоторых компаниях за несоблюдение правил ведения соцсетей могут уволить.

О чём писать и что делать в соцсетях

Чтобы составить о себе положительное профессиональное впечатление на основе ваших публикаций, уделите время планированию. Вот несколько советов.

  • Делитесь своим профессиональным опытом и знаниями. Анализируйте свой опыт, осмысляйте рабочие ситуации, описывайте кейсы. Это поможет привлечь подписчиков со схожими интересами и будет работать на создание и укрепление личного профессионального бренда.
  • Поддерживайте старые и выстраивайте новые связи. Это поможет расширить круг знакомств в интересующей сфере, узнать о полезных мероприятиях, событиях и трендах в отрасли.
  • Находите потенциальных сотрудников и коллег. Делиться ссылками на вакансии и давать неформальные пояснения может быть полезно не только для поиска сотрудников, но и для формирования вокруг себя людей с похожими ценностями или подходами к работе.
  • Подписывайтесь на профильные каналы и аккаунты. Это поможет быть в курсе событий, найти новых и важных людей в своей и смежных отраслях.
  • Оформите деловой профиль и комментируйте события в отрасли. Это привлечёт потенциальных партнёров, рекрутеров, работодателей, СМИ, поможет получать приглашения в качестве спикера на мероприятия.

«Участие в конференциях и образовательных проектах показывает, что человек — профессионал, он работает на высоком уровне, его можно приглашать в разные проекты. Если человек занимается своим продвижением, ему и HeadHunter порой не нужен: работодатель будет находить его сам, будут поступать заказы, появляться клиенты».

Максим Задворнов
Максим ЗадворновPR-менеджер артистов в музыкальной индустрии, блогер.

Главное о том, как нужно вести соцсети для роста в карьере

Ведение соцсетей положительно влияет на карьерный рост при нескольких условиях:

  1. Когда вы осознаёте, что и для чего публикуете.
  2. Регулярно обновляете контент.
  3. Ваш контент оригинальный, интересный, корректный, профессиональный, связан с вашей профессиональной деятельностью.
  4. Расширяете сеть своих контактов.
  5. Сохраняете баланс между профессиональным и личным контентом.

Как вести свой блог. Инструкция для начинающих