Пять главных ошибок, которые тормозят карьерный рост, и как их избежать

Большинство россиян (66%) признались, что работодатель не смотрел на их достижения, выбирая кандидатов на повышение. «Рамблер» выяснил, что делать сотрудникам, чтобы увеличить шансы на карьерный рост в компании.

Пять главных ошибок, которые тормозят карьерный рост, и как их избежать
© Freepik, Рамблер

О ваших достижениях никто не знает: ошибка № 1

Вы трудитесь не покладая рук, выполняете всё вовремя, но повышения не получаете. Почему? Потому что о ваших успехах знаете только вы.

Сотрудница Анна разработала новую систему учёта, которая стала еженедельно экономить компании 15 часов работы. Но девушка не рассказала об этом руководству, посчитав, что хорошую работу и так заметят. Когда пришло время повышения, выбрали её коллегу, которая активно делилась с начальником даже мелкими победами.

Что делать:

  • Ведите дневник достижений — записывайте конкретные результаты с цифрами и фактами.
  • Делитесь успехами на встречах с руководителем, не ждите, когда вас спросят.
  • Готовьте ежемесячный мини-отчёт о своих результатах и отправляйте начальнику.
  • Предлагайте помощь в важных для руководства проектах.

«Привычка замечать и ценить свои достижения не появится за один день. Прямо сейчас сделайте первый шаг — вспомните хотя бы три своих недавних успеха и похвалите себя за них».

Инна Константинова
Инна КонстантиноваКарьерный консультант

Найдите и опишите свои достижения. Эксперт предлагает пройти следующие шаги, чтобы сформировать своё портфолио достижений.

  1. Вспомните KPI или задачи, которые ставил руководитель и с которыми вы успешно справились.
  2. Перечислите кейсы, в которых вам понравились результаты собственной работы или вы получили позитивную обратную связь.
  3. Опишите ситуацию, в которой вы успешно преодолели препятствия.
  4. Очертите свою зону работы как часть глобальной цели.
  5. Проведите мозговой штурм с помощью глаголов: ускорил, достиг, добился, оптимизировал, улучшил, разработал, сэкономил.

Расскажите о своих достижениях по модели STAR:

  • S (situation, ситуация) — как вы работали над задачей;
  • T (task, задача) — в чём заключалась проблема;
  • А (actions, действия) — что вы сделали;
  • R (result, результат) — какой результат получили.

Отказываетесь от сложных задач, потому что боитесь неудачи: ошибка № 2

Мы часто выбираем привычные задачи, где риск ошибок минимален. Но именно сложные вызовы открывают путь к росту.

Что делать:

  • Выберите сложную задачу, которая раньше казалась недостижимой, разбейте её на маленькие шаги и постепенно их проходите.
  • Найдите наставника, который поможет в новой области.
  • Заранее продумайте, как будете действовать при возможных неудачах.
  • Помните: руководство ценит не безошибочность, а готовность решать сложные задачи.
«Когда я приступаю к новому делу или проекту, справиться со страхом помогает техника переосмысления неудач. Я рассматриваю любой исход событий как возможность получить новый опыт, который будет полезен в будущем. Лучше попробовать и получить опыт, чем потом жалеть, что не пробовала. Смена отношения к проблеме — эффективный способ справиться с ней. Разрешите себе бояться! Улыбнитесь своим страхам, скажите им спасибо, ведь они помогают вам менять жизнь к лучшему, а потом отпустите страхи и двигайтесь к цели», — советует карьерный консультант Инна Константинова.

Вы замкнулись в своей профессиональной зоне: ошибка № 3

Если вы сконцентрированы на обязанностях и не понимаете, как работают остальные бизнес-процессы, вы сильно ограничиваете свои карьерные перспективы.

Программист Дмитрий годами писал отличный код, но совершенно не интересовался бизнес-целями проектов и потребностями пользователей. Когда компания искала технического директора, выбрали менее опытного разработчика, который понимал процессы и говорил с другими отделами на одном языке.

Что делать:

  • За обедом попросите коллег из других отделов рассказать о своей работе.
  • Участвуйте в кросс-функциональных проектах.
  • Читайте бизнес-отчёты компании и задавайте вопросы о стратегии.
  • Предлагайте идеи, которые решают проблемы не только вашего отдела, но и смежных направлений.

«Для вертикальной карьеры важно развивать свою сеть контактов внутри и за пределами компании: в профессиональной среде, среди клиентов. Внедряйтесь в сообщества в вашей сфере, общайтесь с коллегами, выступайте на конференциях. Напишите свою "речь в лифте" для нетворкинга. И будьте готовы в любой момент рассказать о себе, своих успехах, проектах, идеях высшему руководству».

Наталья Наумова
Наталья НаумоваКарьерный консультант, коуч

Не развиваете мягкие навыки: ошибка № 4

Профессиональные навыки (hard skills) помогают получить работу, а мягкие (soft skills) продвигают специалистов по карьерной лестнице.

Аналитик Елена никак не могла чётко донести свои идеи на совещаниях и часто конфликтовала с коллегами из-за того, что перебивала докладчиков. Несмотря на отличные результаты, руководство не рассматривало её на руководящие позиции, пока она не прокачала коммуникативные навыки.

Что делать:

  • Запишитесь на курсы публичных выступлений или делайте короткие презентации на внутренних встречах.
  • Практикуйте активное слушание: задавайте уточняющие вопросы и перефразируйте услышанное.
  • Попросите коллег давать обратную связь о том, как вы взаимодействуете с командой.
  • Тренируйте эмоциональный интеллект — учитесь распознавать эмоции других и управлять своими.

Эмоциональный интеллект: что это и как помогает в карьере

У вас нет карьерного плана: ошибка № 5

Многие сотрудники надеются, что карьера сложится сама собой, и пренебрегают активными действиями.

Что делать:

  • Составьте пятилетний план карьерного развития с конкретными шагами и навыками для освоения.
  • Находите два-три часа в неделю на профессиональное самообразование: читайте новости и смотрите лекции по теме вашей работы.
  • Регулярно общайтесь с коллегами из других компаний и посещайте профессиональные мероприятия.
  • Найдите ментора, который прошёл желаемый вами карьерный путь.
  • Ежегодно проводите аудит своих навыков и достижений, корректируйте план развития.
«Поставьте себе карьерную цель, ответив на вопросы: кем я хочу стать? Что хочу делать? Что хочу иметь? Цель должна быть конкретной, достижимой, должна иметь конкретные сроки. Определите свои ресурсы: технические навыки, мягкие навыки, сеть контактов, деловая репутация, деловые связи.Запишите в одну колонку, насколько развиты ваши ресурсы сейчас, в другую — как они должны быть развиты для достижения вашей карьерной цели. В следующей колонке распишите по каждому ресурсу, что конкретно и когда вы будете делать, чтобы его развить до желаемого уровня», — рекомендует Наталья Наумова.

Устранение этих пяти ошибок не гарантирует мгновенного карьерного взлёта, но значительно увеличит ваши шансы на продвижение.

Главное об ошибках, которые тормозят карьерный рост

  • Ведите дневник достижений с конкретными цифрами, регулярно делитесь результатами с руководством на встречах один на один.
  • Выберите одну сложную задачу, разбейте её на маленькие участки, пропишите шаги для реализации промежуточных целей, найдите наставника, который поможет справиться с новым вызовом.
  • Участвуйте в кросс-функциональных проектах и регулярно общайтесь с коллегами из других отделов, чтобы быть в курсе бизнес-процессов компании в целом.
  • Запишитесь на курс публичных выступлений и практикуйте активное слушание, чтобы улучшить мягкие навыки, необходимые для руководящих позиций.
  • Составьте пятилетний план развития с конкретными шагами и еженедельно инвестируйте два-три часа в профессиональный рост и общение с коллегами из других компаний.

Горизонтальный карьерный рост: что это и как его построить