Как правильно принимать критику и извлекать из неё пользу для карьеры
Критика от руководства чаще стимулирует менеджеров по продажам и дизайнеров, похвала — маркетологов и бухгалтеров. При этом негативные комментарии по поводу работы мотивируют только 7% россиян. «Рамблер» выяснил, как превратить критику из «дискомфортного стимула» в мощный инструмент профессионального роста.
Разделяйте личность и действия
Когда нас критикуют, первая реакция — воспринять это как атаку на личность. Так мы запускаем защитные механизмы, которые мешают услышать полезную информацию.
Пример. Маркетолог Ирина представила стратегию продвижения нового продукта. Директор раскритиковал презентацию, назвав её «поверхностной и неподготовленной». Ирина восприняла это как оценку своего профессионализма в целом, расстроилась и стала избегать руководителя, хотя могла бы доработать презентацию и улучшить продукт.
«Если руководитель раскритиковал презентацию, Ирине стоит обсудить правки, чтобы доработать проект. Начать лучше с обсуждения сильных сторон, например с вопроса "Скажите, что в моей презентации получилось хорошо и не нуждается в изменениях?". Затем нужно спросить про конкретные недочёты и уточнить у руководителя, какой он видит хорошую презентацию».
Ольга АрхиповаПрофориентолог, карьерный консультант
Как ещё действовать:
- Мысленно отделите оценку вашей работы от оценки вас как специалиста и человека.
- Переформулируйте критику: «Моя презентация нуждается в доработке» вместо «Я плохой специалист».
- Помните: даже у выдающихся профессионалов бывают неудачные проекты.
Управляйте первой реакцией
Наша мгновенная реакция на критику редко бывает конструктивной. Научитесь делать паузу между получением обратной связи и ответом на неё.
Как действовать:
- Сделайте глубокий вдох и сосчитайте до десяти.
- Если критика застала врасплох, скажите: «Спасибо за обратную связь. Мне нужно время, чтобы обдумать ваши замечания. Можем мы вернуться к этому вопросу через час / завтра?»
- В электронной переписке не отвечайте на критику сразу — напишите черновик, отложите его и перечитайте позже.
- Если чувствуете сильные эмоции, выйдите на короткую прогулку или сделайте перерыв.
Задавайте уточняющие вопросы
Критика часто бывает размытой или общей. Ваша задача — с помощью наводящих вопросов превратить её в конкретные выполнимые шаги для улучшения.
Какие вопросы задать:
- «Не могли бы вы привести конкретный пример того, что вы имеете в виду?»
- «Какие именно аспекты работы требуют улучшения?»
- «Что, по вашему мнению, сделало бы этот проект более успешным?»
- «Какие конкретные шаги я могу предпринять, чтобы улучшить ситуацию?»
Ищите истину даже в несправедливой критике
Даже если негативная обратная связь кажется необоснованной или преувеличенной, в ней часто есть полезная информация.
Менеджер проекта Дмитрий получил жалобу от клиента, что он «совершенно не слушает потребности заказчика и навязывает своё видение». Дмитрий знал, что всегда тщательно анализирует требования, но решил не отмахиваться от критики. Проанализировав свои последние встречи, он понял, что действительно часто перебивает клиентов и слишком быстро предлагает решения, не давая им полностью выразить свои мысли.
Как действовать:
- Задайте себе вопрос: «Если в этой критике есть хотя бы 5% правды, что это может быть?»
- Поговорите с коллегой: «Замечаешь ли ты за мной такое поведение?»
- Ведите дневник обратной связи, отмечая повторяющиеся темы, — они часто указывают на реальные зоны роста.
Благодарите за критику
Выражение благодарности не только демонстрирует вашу зрелость, но и поощряет людей давать вам честную обратную связь в будущем. Поблагодарите человека за время и внимание к вашей работе. Отметьте конкретные моменты, которые вы нашли полезными. Расскажите, как используете полученную обратную связь.
Превращайте критику в план действий
Критика становится полезной только тогда, когда ведёт к конкретным улучшениям.
HR-специалист Сергей получил негативные отзывы о тренинге, который он провёл. Вместо того чтобы расстраиваться, он составил таблицу с тремя колонками: «Критика», «Что за этим стоит», «Действия для улучшения». Так он систематизировал обратную связь и улучшил тренинг.
Как действовать:
- Запишите полученную критику, чтобы не забыть её со временем.
- Выделите две-три ключевые области для улучшения.
- Разбейте эти области на конкретные измеримые шаги.
- Определите сроки для реализации этих шагов.
- Планируйте регулярную самопроверку прогресса.
«Если обратная связь сильно задела, обсудите её с людьми, которым вы доверяете, например с наставником. Они помогут разделить критику на конструктивную и деструктивную».
Светлана БойкоДиректор по управлению персоналом IT-компании «Кворум»
Используйте критику для саморефлексии
Регулярно анализируйте обратную связь, чтобы найти постоянные «затыки» и точки роста. Сравнивайте критику из разных источников: от руководителя, коллег, клиентов. Определите, какие навыки нужно развивать, исходя из этого анализа.
Не поддавайтесь эмоциям
Умение спокойно воспринимать критику — это навык, который можно развивать с помощью регулярной практики.
Как действовать:
- Активно просите обратную связь, не дожидаясь, пока вас оценят.
- Начинайте с малого — просите комментарии у коллег.
- Постепенно расширяйте круг людей, чьё мнение вы запрашиваете.
- Отмечайте свой прогресс в восприятии критики.
«У меня есть привычка периодически запрашивать обратную связь, это помогает мне и в работе, и в жизни. Проблемы не копятся, всегда перед глазами объективная картина изменений по результатам критики. Сама, когда даю обратную связь, использую метод "бутерброда": сначала — похвала, после — критика. Это снижает уровень стресса и позволяет слушать негативные замечания в благоприятной атмосфере. Также использую формулу "старт — стоп — продолжай": старт — что начать делать, стоп — что прекратить, продолжай — что делать дальше», — делится Светлана Бойко.
Главное о пользе критики для карьеры
- Воспринимайте критику не как личное оскорбление, а как информацию, которая поможет вам стать лучше.
- Задавайте уточняющие вопросы, чтобы глубже понять суть проблемы и возможные пути решения.
- Анализируйте обратную связь, отделяя конструктивные замечания, основанные на фактах, от субъективных или эмоциональных оценок.
- Трансформируйте полученную критику в конкретный план действий с измеримыми целями и регулярно отслеживайте свой прогресс.
- Сами запрашивайте обратную связь после выполнения важных задач.
Помните, что умение конструктивно воспринимать критику и извлекать из неё пользу — это суперспособность, которая выделит вас среди коллег и ускорит карьерный рост. В мире, где технологии и требования постоянно меняются, специалисты, способные быстро адаптироваться благодаря обратной связи, имеют преимущество.