Как правильно принимать критику и извлекать из неё пользу для карьеры

Критика от руководства чаще стимулирует менеджеров по продажам и дизайнеров, похвала — маркетологов и бухгалтеров. При этом негативные комментарии по поводу работы мотивируют только 7% россиян. «Рамблер» выяснил, как превратить критику из «дискомфортного стимула» в мощный инструмент профессионального роста.

Как правильно принимать критику и извлекать из неё пользу для карьеры
© fizkes/iStock.com, Рамблер

Разделяйте личность и действия

Когда нас критикуют, первая реакция — воспринять это как атаку на личность. Так мы запускаем защитные механизмы, которые мешают услышать полезную информацию.

Пример. Маркетолог Ирина представила стратегию продвижения нового продукта. Директор раскритиковал презентацию, назвав её «поверхностной и неподготовленной». Ирина восприняла это как оценку своего профессионализма в целом, расстроилась и стала избегать руководителя, хотя могла бы доработать презентацию и улучшить продукт.

«Если руководитель раскритиковал презентацию, Ирине стоит обсудить правки, чтобы доработать проект. Начать лучше с обсуждения сильных сторон, например с вопроса "Скажите, что в моей презентации получилось хорошо и не нуждается в изменениях?". Затем нужно спросить про конкретные недочёты и уточнить у руководителя, какой он видит хорошую презентацию».

Ольга Архипова
Ольга АрхиповаПрофориентолог, карьерный консультант

Как ещё действовать:

  • Мысленно отделите оценку вашей работы от оценки вас как специалиста и человека.
  • Переформулируйте критику: «Моя презентация нуждается в доработке» вместо «Я плохой специалист».
  • Помните: даже у выдающихся профессионалов бывают неудачные проекты.

Управляйте первой реакцией

Наша мгновенная реакция на критику редко бывает конструктивной. Научитесь делать паузу между получением обратной связи и ответом на неё.

Как действовать:

  • Сделайте глубокий вдох и сосчитайте до десяти.
  • Если критика застала врасплох, скажите: «Спасибо за обратную связь. Мне нужно время, чтобы обдумать ваши замечания. Можем мы вернуться к этому вопросу через час / завтра?»
  • В электронной переписке не отвечайте на критику сразу — напишите черновик, отложите его и перечитайте позже.
  • Если чувствуете сильные эмоции, выйдите на короткую прогулку или сделайте перерыв.

Задавайте уточняющие вопросы

Критика часто бывает размытой или общей. Ваша задача — с помощью наводящих вопросов превратить её в конкретные выполнимые шаги для улучшения.

Какие вопросы задать:

  1. «Не могли бы вы привести конкретный пример того, что вы имеете в виду?»
  2. «Какие именно аспекты работы требуют улучшения?»
  3. «Что, по вашему мнению, сделало бы этот проект более успешным?»
  4. «Какие конкретные шаги я могу предпринять, чтобы улучшить ситуацию?»

Ищите истину даже в несправедливой критике

Даже если негативная обратная связь кажется необоснованной или преувеличенной, в ней часто есть полезная информация.

Менеджер проекта Дмитрий получил жалобу от клиента, что он «совершенно не слушает потребности заказчика и навязывает своё видение». Дмитрий знал, что всегда тщательно анализирует требования, но решил не отмахиваться от критики. Проанализировав свои последние встречи, он понял, что действительно часто перебивает клиентов и слишком быстро предлагает решения, не давая им полностью выразить свои мысли.

Как действовать:

  • Задайте себе вопрос: «Если в этой критике есть хотя бы 5% правды, что это может быть?»
  • Поговорите с коллегой: «Замечаешь ли ты за мной такое поведение?»
  • Ведите дневник обратной связи, отмечая повторяющиеся темы, — они часто указывают на реальные зоны роста.

Благодарите за критику

Выражение благодарности не только демонстрирует вашу зрелость, но и поощряет людей давать вам честную обратную связь в будущем. Поблагодарите человека за время и внимание к вашей работе. Отметьте конкретные моменты, которые вы нашли полезными. Расскажите, как используете полученную обратную связь.

Превращайте критику в план действий

Критика становится полезной только тогда, когда ведёт к конкретным улучшениям.

HR-специалист Сергей получил негативные отзывы о тренинге, который он провёл. Вместо того чтобы расстраиваться, он составил таблицу с тремя колонками: «Критика», «Что за этим стоит», «Действия для улучшения». Так он систематизировал обратную связь и улучшил тренинг.

Как действовать:

  • Запишите полученную критику, чтобы не забыть её со временем.
  • Выделите две-три ключевые области для улучшения.
  • Разбейте эти области на конкретные измеримые шаги.
  • Определите сроки для реализации этих шагов.
  • Планируйте регулярную самопроверку прогресса.

«Если обратная связь сильно задела, обсудите её с людьми, которым вы доверяете, например с наставником. Они помогут разделить критику на конструктивную и деструктивную».

Светлана Бойко
Светлана БойкоДиректор по управлению персоналом IT-компании «Кворум»

Используйте критику для саморефлексии

Регулярно анализируйте обратную связь, чтобы найти постоянные «затыки» и точки роста. Сравнивайте критику из разных источников: от руководителя, коллег, клиентов. Определите, какие навыки нужно развивать, исходя из этого анализа.

Не поддавайтесь эмоциям

Умение спокойно воспринимать критику — это навык, который можно развивать с помощью регулярной практики.

Как действовать:

  • Активно просите обратную связь, не дожидаясь, пока вас оценят.
  • Начинайте с малого — просите комментарии у коллег.
  • Постепенно расширяйте круг людей, чьё мнение вы запрашиваете.
  • Отмечайте свой прогресс в восприятии критики.
«У меня есть привычка периодически запрашивать обратную связь, это помогает мне и в работе, и в жизни. Проблемы не копятся, всегда перед глазами объективная картина изменений по результатам критики. Сама, когда даю обратную связь, использую метод "бутерброда": сначала — похвала, после — критика. Это снижает уровень стресса и позволяет слушать негативные замечания в благоприятной атмосфере. Также использую формулу "старт — стоп — продолжай": старт — что начать делать, стоп — что прекратить, продолжай — что делать дальше», — делится Светлана Бойко.

Главное о пользе критики для карьеры

  • Воспринимайте критику не как личное оскорбление, а как информацию, которая поможет вам стать лучше.
  • Задавайте уточняющие вопросы, чтобы глубже понять суть проблемы и возможные пути решения.
  • Анализируйте обратную связь, отделяя конструктивные замечания, основанные на фактах, от субъективных или эмоциональных оценок.
  • Трансформируйте полученную критику в конкретный план действий с измеримыми целями и регулярно отслеживайте свой прогресс.
  • Сами запрашивайте обратную связь после выполнения важных задач.

Помните, что умение конструктивно воспринимать критику и извлекать из неё пользу — это суперспособность, которая выделит вас среди коллег и ускорит карьерный рост. В мире, где технологии и требования постоянно меняются, специалисты, способные быстро адаптироваться благодаря обратной связи, имеют преимущество.

Ограничивающие убеждения, которые мешают карьере