Как Цукерберг, Джобс, Гейтс и Брэнсон добились успеха без образования
Основатель Apple Стивен Джобс не закончил коллеж, а создатель корпорации Virgin Group Ричард Брэнсон бросил школу. Создатель Facebook (признана в России экстремистской) Марк Цукерберг и основатель Microsoft Билл Гейтс оставили университет. Как им удалось стать успешными бизнесменами и заработать состояние без образования? Журналист «Рамблера» изучила биографию этих людей и обнаружила принципы, которых они придерживались в построении карьеры. Спойлер: им всё равно пришлось учиться!
Билл Гейтс: «Самообразование — это хорошо, потому что вы развиваете уверенность»
В школе Билл проводил много времени с друзьями в компьютерном клубе. В 13 лет написал свою первую компьютерную игру — что-то вроде крестиков-ноликов. Гейтс вспоминает: «Компьютер, которым я пользовался, был огромным, громоздким, медленным и абсолютно неотразимым»
Позже Билл по просьбе директора создал программу с расписанием школьных уроков. Юноша преуспевал в учёбе: полностью погрузился в информатику, сдал выпускной экзамен на максимальный балл и поступил в Гарвард на факультет права.
В университете большую часть своего времени Билл проводил в компьютерных классах. Тогда в его голову пришла идея создать Microsoft — он взял академический отпуск, занялся бизнесом и основал компанию.
За 30 лет Гейтс поднял Microsoft на высочайший мировой уровень и отошёл от управления компанией. Погрузился в новую сферу — здравоохранение, сейчас вместе с женой руководит собственным благотворительным фондом Bill and Melinda Gates Foundation.
Билл Гейтс на презентации Windows XP, 2001 год
Принципы Билла Гейтса, которые помогли ему построить успешную карьеру
Жёстко отбирать специалистов в команду. Гейтс считает, что работать нужно только с лучшими людьми: «Главным для нас всегда был наём очень умных людей. Здесь нет другого варианта. В том, что касается IQ, вы должны работать с элитой, 95% людей в мире не способны писать программное обеспечение».
Команда должна быть большой и стабильной — никакой текучки кадров. Билл Гейтс объясняет: «Если вы хотите быть серьёзной компанией, следуйте долгосрочной стратегии. Наймите своих людей в странах, в которых вы собираетесь присутствовать и удостоверьтесь, что они готовы выстраивать долгосрочные отношения».
Строгость в руководстве и ведении бизнеса. Гейтс довольно авторитарный управленец, например, он может прервать подчинённых, если ему не нравится услышанное, и даже нагрубить. При его управлении Microsoft вела экспансивную политику: скупала молодые перспективные организации и разоряла конкурентов.
Соблюдать сроки. Гейтс ненавидит, когда нарушают дедлайны в работе, особенно что касается важных сделок, и сам никогда не нарушает сроки: «Я программировал днями и ночами и говорил своим коллегам: "Мы обещали сделать работу за несколько месяцев — мы обязаны это сделать"».
Личностно развиваться: читать литературу. Билл Гейтс старается читать в среднем 50 книг в год, и делится впечатлениями от прочитанного в своих соцсетях.
Начиная дело в новой сфере, максимально погружаться в неё. Когда Билл только начал заниматься здравоохранением, он прочитал более 80 книг и статей о глобальной медицине. Затем стал активно посещать научные конференции и изучать онлайн-курсы.
В 50 лет Гейтс всё-таки решил закончить Гарвард. Но он не жалеет, что когда-то ушёл и занялся самообразованием.
«Самообразование — это хорошо, потому что вы развиваете уверенность в себе и думаете: "Я знаю это достаточно хорошо. Я знаю это лучше учителей. Попробую-ка продвинуться на следующий уровень — вдруг у меня неплохо получится". Особенно это применимо к компьютерам. Ваша программа неисправна, вы понимаете это, когда пытаетесь её запустить. В этом случае вы вносите исправления и запускаете её вновь — своеобразная обратная связь, которая всегда помогает. Всегда интересно попытаться понять компьютер. Когда ты молод, очень хорошо быть в чём-то лучше других. А у меня таких вещей было несколько: чтение и математика. Но компьютеры всегда восхищали меня больше всего остального!», — поделился Билл Гейтс.
Стив Джобс: «Я решил бросить учёбу и довериться тому, что всё будет хорошо»
Приёмный отец Стива с детства пытался привить ему любовь к автомеханике. Мальчику не нравилось возиться с машинами, но таким образом он познакомился с базой электроники.
Стив был непростым ребёнком: бунтовал против школьной системы образования, потому что хотел заниматься только тем, что ему нравится — компьютерами и инженерией. В 13 лет Джобс самостоятельно собрал оборудование — частотомер в научно-исследовательском клубе компании, где работал отец.
После школы Стив поступил в престижный колледж, но учёба ему не нравилась.
«Я наивно выбрал колледж, который стоил почти столько же, сколько Стэнфорд, и все сбережения моих родителей из рабочего класса уходили на моё обучение, — рассказал Стив Джоббс. — Уже через полгода я не увидел в этом смысла. Я понятия не имел, чем хочу заниматься в жизни, и не понимал, как колледж поможет мне это понять. И вот я тратил все деньги, которые мои родители копили всю свою жизнь. Поэтому я решил бросить учёбу и довериться тому, что всё будет хорошо. В то время это было довольно страшно, но, оглядываясь назад, я понимаю, что это было одно из лучших решений, которые я когда-либо принимал. Как только я бросил учёбу, то смог перестать посещать обязательные занятия, которые меня не интересовали, и начал ходить на те, которые казались мне интересными».
Джобс всё-таки бросил колледж и с головой ушёл в своё дело. Он проводил дни напролёт в гараже с другом по школе — будущим партнёром, там-то и появилась задумка создать уникальный персональный компьютер. Чтобы добыть денег на проект, парни продали свои дорогостоящие вещи — машину и графический научный калькулятор. С этого началась история Apple.
Стив Джобс на презентации первого iPhone, 2007 год
Принципы Джобса, которые помогли ему построить успешную карьеру
Работать в дуэте или командой. Так было с самого начала становления Apple: партнёр изобретал, а Стив придумывал, как вывести продукт на рынок и развиваться.
Стажироваться в компаниях. С ранних лет Стив практиковался на предприятиях по электронным технологиям и цифровому проектированию. Большой опыт работы в Atari помог Джобсу сформировать свой подход к бизнесу и развил вкус в дизайне.
Перенимать опыт профессионалов. Джобс всегда общался с людьми, которые были старше и опытнее его. Например, в какой-то степени Стив стал подражать манере управления директора Atari: без труда подчинял коллектив, очаровывал, уговаривал, приукрашивал факты, играл по своим правилам.
Нанимать высококвалифицированных специалистов. Джобс, как и Гейтс, строго относился к подбору персонала. И даже увольнял, если видел, что работник больше не соответствует его требованиям.
«Я понял, что не только в программировании, но и во всём, что я делал, действительно стоит стремиться к лучшим людям в мире. Это больно, когда приходится избавляться от людей, которые не являются лучшими в мире, но я обнаружил, что моя работа иногда заключалась именно в том, чтобы избавляться от людей, которые не соответствовали требованиям, и я всегда старался делать это гуманным способом», — делился Джобс.
Контролировать все рабочие процессы. Джобс был перфекционистом: любил порядок, доводил дела до совершенства и того же требовал от подчинённых. По его мнению, покупатели должны были видеть в его гаджетах готовый продукт, который не нужно улучшать.
Создавать спрос, а не подчиняться трендам. Важно делать то, чего не было, и уметь это продавать. Джобс прекрасно владел навыком самопрезентации, который умело использовал в переговорах.
Из-за разногласий совета директоров Джобс ушёл из Apple и основал другую технологическую компанию NeXT. Параллельно занимался развитием анимационной студии Pixar. Через 13 лет, когда Apple оказалась на грани банкротства, Стив вовремя подоспел — вернулся и за год вытянул компанию из кризиса. Тогда большую поддержку оказал Билл Гейтс — инвестировал в Apple, хотя когда-то эта компания была сильнейшим конкурентом и даже врагом Microsoft.
Ричард Брэнсон: «Я не учился в университете, но тем не менее учусь постоянно»
Ричард с детства страдал дислексией (нарушение способности читать и понимать прочитанное), из-за этого ему тяжело давалась учёба. В итоге в 16 лет он бросил школу, чтобы осуществить мечту — стать редактором, и вместе с товарищем основал молодёжный журнал Student. Брать интервью и писать тексты у Брэнсона хорошо получалось, дислексия ему не мешала. Раскрутить журнал Ричарду помогли рекламодатели, на которых он сам вышел.
«Никогда не считал себя бизнесменом и предпринимателем. Изначально я думал о себе как о редакторе и хотел выпустить журнал. Но чтобы журнал выжил, мне нужно было позаботиться о печати, производстве, бумаге, распространении и так далее. И тогда я стал предпринимателем. Моё образование заключалось в том, что я жил в реальном мире, учился выживать вдали от школы и просто барахтался в воде. Точно так же я научился плавать, заплывая в быструю реку и стараясь не утонуть», — рассказывает Брэнсон.
Повзрослев, Брэнсон обнаружил, что молодёжь активно интересуется музыкой, и сам увлёкся — открыл музыкальный магазин Virgin, в котором продавал бракованные музыкальные записи, купленные во время поездок за границу. Из-за этого у Ричарда появились проблемы с законом, которые, впрочем, удалось уладить. Вскоре Брэнсон открыл звукозаписывающую студию Virgin, которая имела колоссальный успех.
Сегодня бренд Virgin — это целая корпорация Virgin Group, которая объединяет множество бизнесов разных сфер: авиаперевозка, здравоохранение, отдых и досуг, туризм, музыка, финансы, гостиничное дело, кинопродукция, недвижимость и другие.
Ричард Брэнсон
Принципы Брэнсона, которые помогли ему построить успешную карьеру
Учиться предпринимательству на собственном опыте. Брэнсон рано стал работать на себя, он был предприимчивым подростком. До открытия журнала Student вместе с другом выращивал и продавал в канун Рождества ёлки, а ещё торговал попугаями. Ричард стал смелым предпринимателем: взял кредит и одолжил деньги у родственников для открытия студии звукозаписи.
Окружать себя полезными людьми. Брэнсон учился не только на своих ошибках, но и на опыте других людей. Со студией звукозаписи ему помог друг, который хорошо разбирался в финансах, и двоюродный брат, который знал всё о современной музыке.
Создавать мотивирующую атмосферу в коллективе. Для Брэнсона важно, чтобы с ним работали доброжелательные, а не критикующие люди: «Нельзя недооценивать, как вы общаетесь с людьми. Вы можете добиться практически всего. Я рад, что смог окружить себя нужными людьми. Многие из них лучше меня, я хвалю этих людей и ни в коем случае не критикую. Мне нравится учиться у них». Брэнсон старается быть в тесной связи с коллегами: «Нужно быть с ними в одной упряжке. Даже если это корпоративная вечеринка, нужно выпить вместе с ними, а не стоять в сторонке вытянутым по струнке».
Работать с теми, кому доверяешь. У Брэнсона не возникает вопроса, кого посадить в своё кресло гендиректора: он наймёт того, кто был долгие годы рядом. Ричард не станет звать стороннего человека, с которым не работал, каким бы он ни был хорошим профессионалом.
Делегировать свои обязанности. Брэнсон считает ошибкой думать, что лучше руководителя никто не может выполнить задачи. Следует отдать их другому, а на себя взять контроль: «Однажды я делегировал почти все обязанности гендиректора. Считаю, что люди должны делегировать свои полномочия на ранних этапах бизнеса, чтобы начать думать о широкой картине. Если я когда-нибудь буду выступать перед группой молодых бизнесменов, то скажу им: возьмите отпуск, чтобы найти кого-то не хуже вас. Выйдите из бизнеса и позвольте другим управлять им изо дня в день, а вы сможете заняться более серьёзными проблемами, вывести компанию на новый уровень».
Бренд должен быть сильным: нужно пиарить его. Чтобы о Virgin писали журналы, команда Ричарда совершала экстраординарные поступки, например, совершала трансатлантические перелёты на воздушном шаре, ездила на танке.
Развиваться в разных направлениях. Ричард никогда не ограничивался одной сферой, он считает, что всегда нужно выходить из зоны комфорта — это единственная возможность увидеть, как далеко ты можешь зайти: «Я не учился в университете, но тем не менее учусь постоянно. Изучать космический, авиа, железнодорожный или звукозаписывающий бизнес — это всегда интересно».
Просчитывать риски. Прежде чем идти на риск, нужно понять, во что ввязываешься. Когда Брэнсон запускал очередной бизнес, то обязательно проводил тщательное исследование: что делают конкуренты, какие проблемы самые сложные и как их можно решить.
Дислексия мешала Брэнсону и во взрослой жизни. Он рассказал историю, как в 50 лет на совещании не мог разобраться в цифрах валовой и чистой прибыли. Коллега выручил — объяснил на пальцах. По мнению Ричарда, предприниматель не должен уметь и знать всё. Важно найти нужных людей и объединить их вокруг себя.
«Я считаю, что предприниматели — это отдельный класс. Им не нужен профессионализм. Им нужна страсть, абсолютная страсть к тому, что они делают. Им нужна абсолютная вера в то, что они делают. Они должны уметь мотивировать людей. Вдохновляющие лидеры!», — считает Ричард Брэнсон.
Марк Цукерберг: «Facebook — шикарный опыт. Но я жалею, что не учился в университете, где дают больше, чем ты знаешь»
Марк Цукерберг, как и Билл Гейтс, начал интересоваться программированием ещё мальчишкой. В 10 лет отец подарил ему первый компьютер и обучил основам языков программирования Atari BASIC и C++. Уже через два года Марк взялся за свой первый проект — сделал программу для сбора и хранения данных о клиентах для стоматологической клиники отца (наподобие нынешних CRM-систем).
Родили поняли, что у сына талант, наняли репетитора, а затем отдали в хорошую частную школу. Там юный Марк набивал руку: писал компьютерные игры по рисункам одноклассников, а в качестве выпускной работы создал музыкальный проигрыватель.
Несмотря на то, что Цукерберг увлекался программированием и имел явный талант, он решил пойти по стопам матери: поступил в Гарвардский университет на факультет психологии, а информатикой занимался параллельно вне основной учёбы (брал дополнительные уроки в университете). В Гарварде Цукерберг завёл друзей по общежитию, с которыми разработал сервис для общения однокурсников — прототип соцсети Facebook.
«Всем моим младшим братьям, а также друзьям, которые поступают в колледж или университет, советую одну вещь: учитесь программировать», — говорит Цукерберг.
Через три года Марк бросил университет, чтобы развивать Facebook. Тогда он считал, что никто в университете не может дать ему нужных знаний, и пошёл своим путём. Позже он признал, что всё-таки стоило закончить обучение, но сделал это только спустя 12 лет. К этому времени Цукерберг уже добился успеха и стал одним из самых молодых миллиардеров мира.
Марк Цукерберг
Принципы Цукерберга, которые помогли ему построить успешную карьеру
Работать в команде и тщательно подбирать персонал. Стоит нанимать тех, на кого сам хотел бы работать.
Ставить долгосрочные цели. Марк, отклоняя выгодные предложения, порой говорил: «Я здесь, чтобы построить что-то на долгосрочную перспективу».
Если случилась неприятность, действовать быстро. Например, когда пользователям не понравилась новая лента новостей в Facebook, команда Марка быстро нашла решение: дали возможность смотреть и старую, и новую ленту.
Не поддаваться трендам. Прежде чем заключать сделку, какой бы она ни казалась перспективной, нужно хорошо разобраться во всём и смело отказываться, если игра не стоит свеч.
Исправлять недостатки своего продукта и делать его лучше, руководствуясь запросами аудитории. Несмотря на то, что Марк директор, над улучшением продукта он работает в тесной связи со своей командой. В офисе у него даже нет своего кабинета — он работает с командой в общем пространстве.
Личностно развиваться: изучать иностранные языки и читать литературу. Марк знает пять языков: французский, иврит, латынь, древнегреческий и китайский. И читает по одной книге каждые две недели.
Цукерберг не остановился на создании одной успешной соцсети и объединил под единым крылом Meta (запрещена в России) все созданные командой приложения, мессенджеры и соцсети. Он продолжает создавать коллаборации с другими брендами: например, Facebook и Essilor Luxottica создали умные очки, которые снимают видео и фото и заменяют беспроводные наушники.