Как оставаться продуктивным, если вы работаете на фрилансе
Автор «Рамблера» делится личным опытом — как планировать дела, распределять задачи и отдых, чтобы эффективно работать на фрилансе.
Как я ушла на фриланс
Я пишу тексты со второго курса журфака. В начале карьеры трудилась в классических редакциях: пятидневка, планёрки, выезды. Но никогда не любила офисные будни — дорога отнимала много сил и времени, и казалось, что жизнь проходит мимо.
Девять лет назад случайно попала в интернет-журнал, у которого не было помещения — только норма по количеству статей в месяц. Правда, я не сразу поняла своё счастье и ещё полгода параллельно ездила в офис на вторую работу.
А потом, гуляя по Риму, вдруг подумала, что могу уволиться из офиса и каждый день наслаждаться интересными местами. Так и сделала: нашла ещё пару заказчиков и стала фрилансером. За девять лет чего только не было: то 5–6 мелких проектов, где постоянно приходится напоминать про оплату, то один классный и крупный, с которым расслабляешься и больше никого не ищешь, то вообще ни одного.
Несмотря на тревоги за доход в моменты простоя, я искренне люблю свободный график и возможность самой управлять временем. Рассказываю, как планирую работу и отдых, и что помогает не скатиться в прокрастинацию и не выгореть.
К чему надо быть готовым на фрилансе: плюсы и минусы
Как я организую рабочий день и планирую своё время
Веду календарь в телефоне, куда обычно заношу личные дела и рабочие созвоны. Так я всегда вижу, в какие дни у меня есть время на продуктивную работу.
Так выглядит мой календарь в телефоне: кружочки — это дни, в которые у меня есть личные дела.
Например, если в понедельник еду в театр к 19 часам, а в среду в 14 часов встречаюсь с подругой, значит в понедельник работаю до 16 часов, а во вторник, если захочу, поработаю с 21 до 24 часов, потому что до встречи успею только проснуться и доехать, а домой приеду после 20 часов.
Всегда пишу в ворде список рабочих задач с расписанием по дням: какие статьи нужно сделать, кому и о чём напомнить. В списке иногда бывает по 7–8 пунктов на день, и я не жду от себя, что выполню всё, — спокойно переношу дальше. Список позволяет ставить задачи в порядке приоритетов и легко корректировать план.
Например, у меня в планах на день две статьи и пара мелких задач — отправить вопросы экспертам, напомнить о дедлайне материала. Я начну с более простого, чтобы влиться в работу. Потом сяду за статьи, а в перерывах между ними вновь займусь мелкими задачами: смена деятельности — хороший отдых.
Как поддерживаю продуктивность на фрилансе
У меня три вида мотивации, которые хорошо работают и связаны между собой.
- Деньги. Приятно знать, сколько я заработала за день, и как этот день приблизил меня к глобальным целям.
- Нежелание подводить людей. Знаю, что заказчик ждёт материалы, и не хочу срывать дедлайны.
- Время. Мысли такие: «уже восемь вечера, а я сегодня ничего не написала. Пора садиться за статью, чтобы заработать и не подводить заказчика».
Как справляюсь с прокрастинацией и выгоранием
С прокрастинацией справляюсь благодаря мотивации. Но скажу честно, бывают дни, когда прокрастинация побеждает. Например, этим летом я сильно выгорела: взяла неудачный проект с короткими дедлайнами и сложным оформлением статей и уехала в мини-путешествие, время на работу сократилось. В итоге вместо отдыха тревожилась о дедлайнах. Так выгорела от стресса, что больше не хотела писать статьи и даже деньги не мотивировали. Помог полноценный отдых — ничего не писала примерно две недели.
Как видите, работа на фрилансе требует дисциплины и самоорганизации.
- Чтобы оставаться продуктивным, заранее составляйте график и план работы.
- Расставляйте приоритеты в задачах. Это поможет избежать прокрастинации.
- А ещё — делайте короткие перерывы в работе каждые 1–2 часа, они помогут восстановить энергию.
- И, конечно, научитесь говорить «нет» проектам, которые не соответствуют вашим целям или перегружают вас. Регулярно анализируйте свою загрузку, чтобы избежать выгорания. Не забывайте брать выходные от задач, чтобы сохранять высокую продуктивность.