Кто такой коуч и стоит ли к нему обращаться
В последние годы растёт популярность так называемых помогающих профессий — психологов и коучей. Люди идут к коучам, чтобы разобраться в сложных жизненных ситуациях, принять непростое решение или продвинуться по карьерной лестнице. Но как понять, кто перед тобой: настоящий специалист или самопровозглашённый? «Рамблер» рассказывает, кто такие коучи и действительно ли стоит к ним обращаться.
Кто такой коуч
Международная федерация коучинга (ICF) даёт такое определение: коучинг — это «партнерство с клиентами, направленное на стимулирование мыслительного процесса и творческой деятельности, вдохновляющее на максимизацию личного и профессионального потенциала».
Иными словами, задача такого специалиста — через диалог выстроить с клиентом доверительные отношения, раскрыть его потенциал и помочь сделать рывок в жизни, бизнесе или карьере. В итоге желаемые цели будут достигнуты не за счёт советов и рекомендаций коуча, а за счёт собственных внутренних ресурсов.
Часто коучей путают с психологами, но между ними есть существенная разница. Психолог помогает справляться с психическими и эмоциональными проблемами, а коуч — достичь личных и профессиональных целей.
«Коучинг — это партнёрский диалог, в котором человек работает с коучем не как ученик, он не получает конкретных предметных знаний и твёрдых навыков. Коуч не даёт рекомендаций в отличие от наставника или ментора. Зато он может конструктивно и поэтапно перевести проблему в задачу и помочь клиенту найти подходящее именно ему решение. Профессиональные навыки одного необходимы другому для определения жизненной позиции, выделении приоритетов и постановки целей и задач. Вместе они ищут продуктивные решения и составляют план их реализации».
Светлана ЗалавинаДиректор направления «Коучинг по стандартам ICF» в международной онлайн академии дополнительного образования EDPRO
Какие бывают коучи и какие проблемы решают
По данным Федерации профессиональных коучей и наставников, существует более 50 видов специализации коучинга. Самые популярные направления:
- лайф-коучинг,
- карьерный коучинг,
- бизнес-коучинг,
- семейный коучинг,
- финансовый коучинг,
- управленческий коучинг.
«В мировой практике выделяют две основные области коучинга по типам клиентских запросов: коучинг жизненных решений (life coaching) и бизнес-коучинг (business coaching). В рамках каждой есть множество специализаций: финансовый, карьерный, корпоративный, спортивный, семейный, родительский, коучинг здорового образа жизни и т.д.».
Светлана ЗалавинаДиректор направления «Коучинг по стандартам ICF» в международной онлайн академии дополнительного образования EDPRO
Примеры запросов в лайф-коучинге: «Хочу переехать, но не могу решиться», «Хочу научиться говорить “нет”», «Хочу построить новые отношения». Примеры запросов из бизнес-коучинга: «Не могу решиться уйти из найма в бизнес», «Хочу сделать рывок в карьере, но не знаю, с чего начать», «Хочу кратно увеличить доход через полгода».
«Коучи решают множество проблем. Среди них — переход на новый уровень в карьере или жизни; смена стратегии, роли, идентичности или окружения; работа с индивидуальным опытом, коммуникациями и конфликтами. Также это может быть тайм-менеджмент и организация жизненных принципов; развитие личной стратегии, видения и миссии; преодоление препятствий и блоков».
Наталья ЧеркасоваExecutive-коуч, бизнес-тренер ІСВТ, CHO
Самые частые запросы, с которыми клиенты обращаются к коучам*:
- 14% — доход (рост дохода, увеличение заработка и чека, отношения с деньгами);
- 14% — карьера (карьерные решения, самоорганизация, мотивация, делегирование, выгорание);
- 20% — саморазвитие (признание, уникальность, потенциал, хобби, выход на новый уровень самопознания);
- 10% — бизнес (переговоры, развитие, трансформация, поиск партнеров и клиентов, вложения, доходы);
- 3% — отношения (коммуникация, дети, семья, окружение, развод);
- 7% — баланс (энергия, ресурсы, желания, тайм-менеджмент).
* Распределение клиентских запросов в 2023 году в РФ согласно исследованию Российской федерации профессиональных коучей и наставников.
Как работают коучи
Выделяют несколько видов коучинга — в основном, по субъекту, с которым работает такой специалист:
- индивидуальный;
- командный;
- групповой;
- коучинг пар.
Первая встреча обычно длится от 30 минут до часа и называется установочной: коуч расспрашивает клиента о его запросах и ожиданиях от работы, проговаривает аспекты, которые помогут продвинуться к цели. Если цели нереалистичные, например, человек хочет через месяц зарабатывать в пять раз больше, коуч задаёт уточняющие вопросы и помогает сформулировать более реальный запрос. По итогам беседы формируется дорожная карта, по которой клиент может идти самостоятельно или в партнерстве с коучем.
О том, сколько сессий потребуется для достижения цели и как часто они будут проходить, клиент и коуч договариваются индивидуально. Формат тоже подбирается персонально: это могут быть личные встречи или онлайн.
На сайте Международной федерации коучинга (ICF) сформулированы главные принципы работы таких специалистов:
- профессионализм;
- сотрудничество;
- гуманизм;
- справедливость.
Кроме международных этических принципов, коучи опираются на принципы коучинга от американского психиатра и психотерапевта Милтона Эриксона, жившего в XX веке. Он стал основоположником целого направления медицинского гипноза, названного в его честь эриксоновским. В работе с пациентами он придерживался следующих пяти принципов:
- С человеком всё ок.
- Человек всегда выбирает лучшее.
- Изменения не только возможны, но и неизбежны.
- В человеке есть все ресурсы для достижения желаемого.
- В основе каждого поступка лежат позитивные намерения.
«Хороший коуч встретится с клиентом, задаст вопросы и поймёт, чем может быть полезен. Он никогда не скажет “приходите, и я решу все ваши проблемы”, так как ценит свой авторитет и экспертизу. Если у клиента явные психологические проблемы, хороший коуч направит его к психотерапевту».
Наталья ЧеркасоваExecutive-коуч, бизнес-тренер ІСВТ, CHO
Сколько зарабатывают коучи
Ассоциация русскоязычных коучей (АРК) прогнозировала рост рынка коучинга в нашей стране в 2–3 раза к 2025 году. И действительно, спрос на коучей только в 2023 году вырос на 133%. Востребованность услуг в сфере коучинга подтверждают и сервисы по поиску работы. На hh.ru на момент написания материала было более 3255 вакансий для коучей, на сайте «Фильтр работ» — свыше 9100.
Что касается заработка коучей, он зависит от региона, сферы, образования и опыта такого специалиста. По данным Российской федерации профессиональных коучей и наставников, средняя стоимость часа работы коуча составляет от 3000 до 10 000 рублей. При этом 67% коучей работают по предоплате.
Ассоциация русскоязычных коучей недавно опубликовала такие цифры: 27% коучей зарабатывают в месяц от 100 до 200 тысяч рублей.
Данные исследования Ассоциации русскоязычных коучей за ноябрь 2024 года.
А так выглядит заработок коучей, которые работают с корпоративными клиентами, по данным Высшей школы экономики:
Коучи в корпоративном секторе зарабатывают в среднем от 3750 до 14999 рублей в час.
По данным сервиса «Фильтр работ», большинство коучей (50%) зарабатывают в среднем 50 тысяч рублей в месяц.
По данным сайта «Фильтр работ», заработок коучей варьируется от 33 250 до 75 000 рублей.
Карьерное развитие коуча предполагает несколько этапов, они описаны на сайте Института прикладной психологии в социальной сфере:
- Сразу после обучения. Начинающий специалист открывает частную практику и проводит консультации по минимальной цене, например, за 2 000 рублей — так он нарабатывает опыт и клиентскую базу. Параллельно начинает развивать соцсети или блог.
- Через год. У коуча стабильный поток клиентов, он повышает цену услуг, например, до 5 000 рублей, продолжая развивать личный бренд.
- Через три года. К этому времени коуч закрепляется в своей нише, будь то персональный коучинг или корпоративный. У него сильный личный бренд и хорошая экспертность. Он может оказывать услуги по более высокой цене, например, 10 000 рублей в час, а ещё запустить свой онлайн-курс.
При этом решающую роль в стоимости услуг специалиста и его карьерного роста будут иметь дополнительное обучение и количество отработанных часов.
Кто может стать коучем?
На сайте Института прикладной психологии в социальной сфере говорится, что в отечественных вузах не учат на коучей — получить соответствующую квалификацию можно только в организациях дополнительного образования.
Чтобы работать коучем, нужно иметь любое среднее или высшее образование и окончить курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации. После обучения специалисту должны выдать диплом установленного образца.
Многие коучи вступают в профессиональные сообщества, самым престижным из которых считается Международная федерация коучинга (ICF). Это самая большая в мире некоммерческая профессиональная ассоциация персональных и бизнес-коучей, в которой более 50 000 членов по всему миру. Членство в ICF подтверждает квалификацию и профессиональный уровень коуча.
В 2022 году ICF Global приостановила работу российского отделения — ICF Russia Chapter. То есть стать членом ICF из РФ теперь нельзя, но можно присоединиться к её отделениям в соседних странах, например, Казахстане. При этом в России продолжают работать другие аккредитованные школы. После обучения в них можно получить международный сертификат.
Например, ICF аккредитует три вида программ:
- Associate Certified Coach (АСС) — начальная ступень: человек прошёл 60 часов специализированного обучения и имеет 100 часов опыта клиентского коучинга;
- Professional Certified Coach (PCC) — профессиональный уровень: человек прошёл 125 часов обучения и имеет 500 часов опыта клиентского коучинга;
- Master Certified Coach (MCC) — высшая степень мастерства: человек имеет сертификат PCC, прошёл 200 часов обучения и получил 2500 часов опыта коучинга клиентов.
Коучинг правда работает или это развод?
Зарубежные и российские исследования говорят о том, что эффект от коучинга всё же есть. При этом учёные не спешат с окончательными выводами и отмечают необходимость дальнейшего изучения этой практики.
Если за рубежом коучинг — сложившаяся ниша, то в России этот рынок только выстраивается. Доверие к этому методу подрывают инфоцыгане и самопровозглашённые эксперты, которые берут большие деньги за свои услуги: у них нет нужного образования, зато есть харизма. Наживаясь на доверчивых людях, такие «специалисты» создают негативное отношение к коучингу.
«На фоне процветания маркетинга и отсутствия государственного регулирования риск наткнуться на шарлатана действительно велик. Методы работы таких “специалистов” часто сводятся к манипуляциям с эмоциями клиентов. Они создают иллюзию прогресса через временные эмоциональные всплески, которые быстро затухают без долгосрочных изменений. Наконец, их главная цель — финансовая выгода. Они продают надежду на лучшее будущее по завышенной цене, оставляя людей разочарованными и обманутыми. Нередко коучами называют себя тренеры-наставники, хотя технологии коучинга очень далеки от примитивного тренерства, тем более в формате “сценических подпрыгиваний Тони Робинсона” или “нежных манипуляций Блиновской”. Важно понимать, что марафоны, тренинги и прочее — это не коучинг, а всего лишь форма работы с аудиторией».
Елена ОхлопковаПсихолог
Из-за жалоб граждан на некачественно оказанные услуги в Госдуме даже начали обсуждать подходы к регулированию инфобизнеса, к которому отнесли и коучинг. Правда, законопроект пока отклонили. Дискуссию подогрело и нашумевшее дело бизнес-коуча Аяза Шабутдинова, которого обвиняют в мошенничестве.
Ещё одно обстоятельство, которое влияет на отношение к коучингу — россияне в принципе слабо осведомлены о том, что из себя представляет эта методика. Недавний опрос сервиса Insight показал, что 57% считают коучинг разновидностью психотерапии, а 49% не отличают его от других видов консультирования.
Как отличить хорошего коуча от шарлатана
В России профессии коуча официально пока не существует, однако с 1 сентября 2022 года в стране начал действовать новый профессиональный стандарт «Консультант в области управления персоналом». В нём прописаны требования к образованию и опыту работы специалистов, включая коучей. По замыслу авторов, документ должен способствовать повышению качества консультационных услуг. Произойдёт ли это на самом деле, покажет время.
А пока в сети можно найти тысячи объявлений коучей на разные случаи жизни и разные бюджеты. Чтобы не нарваться на коуча-самозванца, Международная федерация коучинга советует опираться на следующие критерии:
- диплом с сертификацией (желательно международного образца);
- определённое количество часов практики под надзором супервизора;
- успешно сданные экзамены;
- хорошие отзывы;
- у вас должна быть личная совместимость.
«Профессиональные коучинговые ассоциации основываются на своих этических кодексах. Можно увидеть разницу в формулировках компетенций в разных федерациях, но методология остаётся единой. Выбирая коуча, стоит ориентироваться на его сертификаты и принадлежность к профессиональным объединениям. Это даст гарантию того, что методы, которые применяет коуч, действительно соответствуют методологии научно-обоснованного коучинга с понятными результатами».
Светлана ЗалавинаДиректор направления «Коучинг по стандартам ICF» в международной онлайн академии дополнительного образования EDPRO
«В России работают разные коучинговые ассоциации. С их помощью можно проверить, принадлежит ли коуч к федерации, какой у него опыт, бэкграунд и часы клиентской работы. Считается, что коуч, который не проходил обучение более трёх лет, является менее квалифицированным. Существует множество специализаций — бизнес-коучинг, финансовый коучинг, лайф-коучинг и т.д. Эти специализации определяются опытом коуча. Если он говорит, что работает со всеми запросами, скорее всего, перед вами новичок. Опытные коучи знают свои сильные стороны и не берутся за работу, в которой не являются экспертами. Также следует остерегаться коучей, предлагающих разовые сессии, поскольку за час трудно добиться глубинных изменений. Коучинг — это процесс, требующий времени, и часто он длится 6-8 сессий с последующим сопровождением. И, конечно, важно проверять репутацию коуча через кейсы, отзывы и практический опыт».
Наталья ЧеркасоваExecutive-коуч, бизнес-тренер ІСВТ, CHO
В непростые времена людям свойственно искать точку опоры в лице психологов и коучей — это помогает снизить тревогу и решиться на принятие сложных решений. Главное — правильно подобрать специалиста. При выборе коуча нужно помнить несколько правил:
- Специалист должен иметь серьезное профильное образование и подтверждающий его квалификацию сертификат. Также можно поинтересоваться, является ли он членом профессионального сообщества, вроде Международной федерации коучинга (ICF) или Российской федерации профессиональных коучей и наставников. Через них можно проверить информацию о специалисте и убедиться, что он не соврал.
- У каждого коуча есть своя специализация, в которой он имеет максимум экспертности. Если коуч заявляет, что работает с любыми запросами, это должно насторожить.
- Коучи не дают советы, рекомендации и не навязывают своё мнение. Если выбранный вами специалист продавливает свою точку зрения, стоит задуматься о его профессионализме.
- Обращайте внимание на отзывы, особенно если коуч активно ведёт соцсети. Наведите справки: погуглите, проверьте данные через профессиональное сообщество, почитайте комментарии на профильных сайтах. С их помощью можно составить полное мнение о коуче как о специалисте.