5 стратегий поведения в конфликте: как справиться с эмоциями
Люди по-разному ведут себя в конфликтных ситуациях. Но у каждого есть любимая или привычная стратегия поведения, которая особенно ярко проявляется в спорные и проблемные моменты. Исследователи Кеннет Томас и Ральф Килманн выделили пять стратегий поведения в конфликте. «Рамблер» рассказывает о плюсах и минусах каждой.
«Представьте ситуацию: на работе вы “выдохлись” за год, с нетерпением ждёте новогодние каникулы, продумываете план отдыха, приглашаете друзей на природу, представляете, как катаетесь на лыжах по белоснежному склону. И вдруг звонит начальник и сообщает, что именно вам предстоит дежурство в праздничные дни. Какими будут ваши действия? Кто-то поставит ультиматум и решит увольняться, кто-то смолчит, взвесив статус противника и возможные последствия, и откажется от отдыха в ущерб собственным интересам, а кто-то предложит альтернативный вариант — например, обрисует боссу перспективы поездки в горы и пригласит его присоединиться к весёлой компании. Эта ситуация показывает разные стратегии, которые люди склонны применять в конфликтных ситуациях».
Елена СкавинскаяПсихолог, автор курса по конфликтологии
Подавление
Человек, использующий стратегию подавления, действует решительно и настойчиво, стремясь получить контроль над ситуацией и навязать другому свою волю. Его цель — удовлетворение собственных нужд и желаний, даже если это противоречит интересам других. Подавляющий использует имеющиеся у него ресурсы (власть, авторитет, материальные, социальные или физические возможности) для достижения своих целей.
Уклонение (избегание)
Это пассивный способ реагирования, при котором человек пытается избежать прямого столкновения с проблемой.
Приспособление
Одна из сторон принимает решение уступить ради мира и гармонии.
Компромисс
Обе стороны идут на взаимные уступки для достижения общего согласия. Считается, что к компромиссу приходят стороны, равные по силам, по статусу, по интеллекту, по количеству денег и по схожим интересам.
Сотрудничество
Наиболее конструктивная форма взаимодействия в конфликте, так как учитывает нужды и желания всех участников. Позволяет услышать мнение всех сторон и найти оптимальное решение, однако требует времени и ресурсов для его проработки. Впрочем, когда все стороны заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, стоит потратить время и энергию на поиски такого решения.
«В любой конфликтной ситуации стоит оценить свои возможности и интересы и соотнести их с возможностями и интересами соперника. Полезно понять, какова “ставка” в конфликте, то есть насколько победа в конфликте и то, что я получу в результате, превышает возможные потери, — подчеркнула Елена Скавинская. — Для этого можно задать себе вопросы: “Что я выиграю?”, “Что я потеряю?”, “Какое значение имеет предмет спора для моего соперника?”, “А для меня?”. На основе такого анализа стоит сознательно выбрать ту или иную стратегию и тактику поведения», — советует Елена Скавинская.Тактики воздействия на оппонента в конфликте
Тактики воздействия на оппонента в конфликте
В общении принимают участие как минимум двое, каждый человек — личность со своими эмоциями, восприятием, воображением, установками, опытом, привычками, темпераментом, характером, ценностями, мотивами, желаниями, видением будущего, настроением, эмоциональным интеллектом. Исходя из этого, человек выбирает не только стратегию поведения в конфликте, но и тактические приёмы.
- рациональные убеждения;
- давление;
- апелляция к власти;
- санкции;
- дружелюбное обращение;
- коалиция;
- сделка;
- введение оппонента в состояние волнения;
- создание эффекта неожиданности;
- убеждение;
- внушение;
- пробуждение импульса к подражанию;
- просьбы;
- принуждение;
- деструктивная критика;
- игнорирование;
- манипуляции.
«Тактики поведения относительно оппонента могут быть мягкими и жёсткими. Современные исследователи считают, что между личностными качествами и способами реагирования существует прямая связь. К вспыльчивому человеку, например, не стоит применять силовую тактику. Человек с низкой самооценкой плохо воспринимает критику. Невозможно взывать к совести партнёра с низкими моральными качествами и уповать на силу аргументов с человеком низкого интеллекта», — подчёркивает эксперт.
Не стоит всегда воспринимать конфликт негативно. Эксперты обращают внимание на его позитивную функцию: он помогает выявить реальную картину отношений и существующие противоречия. Важно подойти к решению конфликта конструктивно и попытаться понять, как на эту же ситуацию смотрит ваш оппонент. Тогда конфликтная ситуация будет способствовать развитию ваших отношений.