Как сказать начальнику, что он неправ
37% работающих россиян поделились, что конфликтовали с начальством. Причём за четыре года этот показатель вырос на 8%. «Рамблер» вместе с основателем Академии переговоров Сергеем Громовым разобрался, как поговорить с руководителем, чтобы решить проблему и не поссориться.
Начальник принял неправильное решение или вам показалось — как понять
Если вы видите, что действия руководителя могут навредить компании, важно не молчать, но и не идти на конфликт. Попробуйте выбрать третий путь — выстроить диалог. Спокойно объясните свои опасения, приведите факты и предложите альтернативное решение. Так вы донесёте свою точку зрения без негатива.
«Сначала оцените, действительно ли решение руководства ошибочно. Проверьте его по четырём критериям: Технологический: хватит ли времени, ресурсов, знаний? Экономический: есть ли бюджет, какие риски для финансов? Нормативный: не нарушает ли закон? Этический: как повлияет на репутацию компании и сотрудников? Так вы поймёте, обоснованы ли ваши опасения».
Сергей ГромовОснователь Академии переговоров
Разберём на примере
Вы общаетесь со специалистом другой компании по поводу подписания контракта. Он говорит, что документ уже лежит у коммерческого директора и будет подписан в течение недели. И тут руководитель поручает вам позвонить коммерческому директору напрямую, чтобы уточнить статус контракта.
Если оценить ситуацию по слоям, то на нормативном уровне проблем нет — всё в рамках закона, на технологическом — ваш звонок может нарушить стандартный процесс работы ваших партнёров, а экономические риски не определены.
А вот на этическом уровне есть явные сложности: менеджер, с которым вы работали, может обидеться, его начальник сделает ему выговор, а ваша репутация пострадает. Это может негативно сказаться на будущем сотрудничестве. В такой ситуации стоит обсудить риски с руководителем, прежде чем действовать.
Не давайте советы, если вас о них не просили
Главное правило в общении с начальником — не давать советы, если вас о них не просили. Спросите разрешения, прежде чем высказать своё мнение: «Вадим Петрович, я вижу некоторые риски, которые влечёт за собой выполнение вашего поручения. Если позволите, могу озвучить».
Получив согласие, покажите, что вы владеете ситуацией и разбираетесь в деталях. Руководитель не погружён в операционку, а потому мало знает нюансы всех процессов. Он сам не общался со специалистом по поводу подписания контракта, не понимает, насколько надёжно его слово, и хочет задействовать все возможности, чтобы получить результат. Ваша задача — стать в глазах начальника экспертом, скажите, например:
«Вадим Петрович, я работал с этим менеджером, и он всегда соблюдал сроки. Потому не вижу оснований не доверять ему: если возникнут проблемы, он первым об этом предупредит. Если мы сейчас позвоним его начальнику, то я как представитель компании потеряю свой авторитет в его глазах. А вместе с этим пострадает репутация всей компании, в том числе в глазах коммерческого директора. Мы не знаем, как менеджер влияет на принятие решений. Давайте подумаем, стоит ли нам идти на эти риски, либо стоит подождать неделю, а потом уже действовать по-другому. Что скажете?»
Не критикуйте начальника, а предложите план, как устранить негативные последствия
Чтобы конструктивно обсудить риски, предложите план действий на случай, если негативные прогнозы сбудутся. Это покажет вашу ответственность и готовность справляться с последствиями.
Например, руководитель отказывается выделить бюджет на программу, которая убережёт данные от утечки. Начните разговор так: «Вадим Петрович, позвольте я подсвечу риски, которые мы имеем, если продолжим работать без программы».
Когда руководитель согласится, продолжайте: «Если мы не выделим бюджет на программу, давайте сразу составим план действий на случай, если потеряем данные из-за сбоя и слабой мощности серверов или из-за хакерской атаки и утечки информации».
Составьте план и на реальных цифрах покажите гипотетические потери. Например, если бюджет на внедрение программы — 1 000 000 рублей, то в случае внештатной ситуации, вероятность которой 80%, компания потеряет 3 000 000 рублей. Такая постановка вопроса убедит руководство.
Что делать, если начальник к вам придирается
Если руководитель постоянно предъявляет необоснованные претензии, используйте приёмы для переговоров: открытые вопросы, управление эмоциями, прошлый опыт, констатация факта. Они помогут обсудить проблему и найти решение.
Например, вам поможет приём «прошлый опыт». Он звучит так:
«Вадим Петрович, я заметил, что в последнее время ваше отношение ко мне поменялось, и я хотел бы прояснить некоторые детали. Уже год я выполняю одни и те же задачи в том же качестве и объёме. Ещё полгода назад я не слышал от вас претензий к своей работе, а сейчас они есть. Я хочу выполнять свои задачи так хорошо, как это необходимо для целей компании. Вместе с тем чувствую, что сейчас ваше понимание качества изменилось. Поделитесь, что такое, в вашем представлении, качественно выполненная работа? Это важно и для того, чтобы я мог быть эффективным, и чтобы коммуникация между нами вернулась в тот формат, который был раньше. Что скажете?»
Если этот диалог ни к чему не привёл, используйте приём «констатация факта». Констатируйте наличие проблемы, а следом просите совет и рекомендации, как её решить, чтобы начальник сменил позицию с «придирающегося» на «помогающего»:
«Вадим Петрович, я заметил, что в последний месяц мы всё чаще с вами общаемся по поводу качества и эффективности моей работы. И я понимаю, что я как специалист не оправдываю ваши ожидания на 100%. У меня есть цель — продолжать работать в компании и быть ей полезным. Для меня важно, чтобы ваши ожидания от моей работы совпадали с реальностью. Давайте обсудим, что нужно поменять в моём подходе, чтобы так и было?»
Что делать, если предыдущие приёмы не помогли
Скорее всего, в основе придирок начальника — не претензии к качеству работы, а личная неприязнь. Он настроен к вам враждебно и не хочет менять формат коммуникации. В таком случае поставьте вопрос ребром:
«Вадим Петрович, я хотел бы продолжать работать в компании. Мне нравится коллектив и задачи, которые я выполняю. Вместе с тем я чувствую, что результат моей работы не соответствует вашим ожиданиям. Наши предыдущие разговоры не прояснили мне, что я должен делать, чтобы ваши ожидания оправдались. Хочу всё же решить эту ситуацию, поскольку мне некомфортно работать в таком формате. Предлагаю обсудить правила выполнения работы, чтобы она вас устраивала. Если это не получится, хочу предупредить, что не смогу с вами сотрудничать в таких условиях. Давайте сейчас решим, как построим дальнейший разговор. Что скажете?»
Если чувствуете, что собеседник не хочет исправлять ситуацию и учитывать ваши интересы, значит адекватного взаимодействия у вас не получится и стоит задуматься о том, чтобы расстаться.
Важно помнить, что обсуждать с начальником управленческие проблемы — это не конфликт, а возможность улучшить рабочие процессы. Главное — делать это корректно, с уважением и аргументами.
Оценивайте ситуацию объективно, опирайтесь на факты и предлагайте решения. Покажите, что вы не критикуете, а хотите помочь компании добиться лучших результатов. Просите разрешения озвучить свою позицию, чётко объясняйте риски и предлагайте альтернативы — всё это укрепит доверие и покажет вас как профессионала. А конструктивный подход поможет не только избежать конфликта, но и улучшит взаимодействие с руководителем.