Как сказать начальнику, что он неправ

37% работающих россиян поделились, что конфликтовали с начальством. Причём за четыре года этот показатель вырос на 8%. «Рамблер» вместе с основателем Академии переговоров Сергеем Громовым разобрался, как поговорить с руководителем, чтобы решить проблему и не поссориться.

Как сказать начальнику, что он неправ
© Рамблер

Начальник принял неправильное решение или вам показалось — как понять

Если вы видите, что действия руководителя могут навредить компании, важно не молчать, но и не идти на конфликт. Попробуйте выбрать третий путь — выстроить диалог. Спокойно объясните свои опасения, приведите факты и предложите альтернативное решение. Так вы донесёте свою точку зрения без негатива.

«Сначала оцените, действительно ли решение руководства ошибочно. Проверьте его по четырём критериям: Технологический: хватит ли времени, ресурсов, знаний? Экономический: есть ли бюджет, какие риски для финансов? Нормативный: не нарушает ли закон? Этический: как повлияет на репутацию компании и сотрудников? Так вы поймёте, обоснованы ли ваши опасения».

Сергей Громов
Сергей ГромовОснователь Академии переговоров

Разберём на примере

Вы общаетесь со специалистом другой компании по поводу подписания контракта. Он говорит, что документ уже лежит у коммерческого директора и будет подписан в течение недели. И тут руководитель поручает вам позвонить коммерческому директору напрямую, чтобы уточнить статус контракта.

Если оценить ситуацию по слоям, то на нормативном уровне проблем нет — всё в рамках закона, на технологическом — ваш звонок может нарушить стандартный процесс работы ваших партнёров, а экономические риски не определены.

А вот на этическом уровне есть явные сложности: менеджер, с которым вы работали, может обидеться, его начальник сделает ему выговор, а ваша репутация пострадает. Это может негативно сказаться на будущем сотрудничестве. В такой ситуации стоит обсудить риски с руководителем, прежде чем действовать.

Не давайте советы, если вас о них не просили

Главное правило в общении с начальником — не давать советы, если вас о них не просили. Спросите разрешения, прежде чем высказать своё мнение: «Вадим Петрович, я вижу некоторые риски, которые влечёт за собой выполнение вашего поручения. Если позволите, могу озвучить».

Получив согласие, покажите, что вы владеете ситуацией и разбираетесь в деталях. Руководитель не погружён в операционку, а потому мало знает нюансы всех процессов. Он сам не общался со специалистом по поводу подписания контракта, не понимает, насколько надёжно его слово, и хочет задействовать все возможности, чтобы получить результат. Ваша задача — стать в глазах начальника экспертом, скажите, например:

«Вадим Петрович, я работал с этим менеджером, и он всегда соблюдал сроки. Потому не вижу оснований не доверять ему: если возникнут проблемы, он первым об этом предупредит. Если мы сейчас позвоним его начальнику, то я как представитель компании потеряю свой авторитет в его глазах. А вместе с этим пострадает репутация всей компании, в том числе в глазах коммерческого директора. Мы не знаем, как менеджер влияет на принятие решений. Давайте подумаем, стоит ли нам идти на эти риски, либо стоит подождать неделю, а потом уже действовать по-другому. Что скажете?»

Не критикуйте начальника, а предложите план, как устранить негативные последствия

Чтобы конструктивно обсудить риски, предложите план действий на случай, если негативные прогнозы сбудутся. Это покажет вашу ответственность и готовность справляться с последствиями.

Например, руководитель отказывается выделить бюджет на программу, которая убережёт данные от утечки. Начните разговор так: «Вадим Петрович, позвольте я подсвечу риски, которые мы имеем, если продолжим работать без программы».

Когда руководитель согласится, продолжайте: «Если мы не выделим бюджет на программу, давайте сразу составим план действий на случай, если потеряем данные из-за сбоя и слабой мощности серверов или из-за хакерской атаки и утечки информации».

Составьте план и на реальных цифрах покажите гипотетические потери. Например, если бюджет на внедрение программы — 1 000 000 рублей, то в случае внештатной ситуации, вероятность которой 80%, компания потеряет 3 000 000 рублей. Такая постановка вопроса убедит руководство.

Что делать, если начальник к вам придирается

Если руководитель постоянно предъявляет необоснованные претензии, используйте приёмы для переговоров: открытые вопросы, управление эмоциями, прошлый опыт, констатация факта. Они помогут обсудить проблему и найти решение.

Например, вам поможет приём «прошлый опыт». Он звучит так:

«Вадим Петрович, я заметил, что в последнее время ваше отношение ко мне поменялось, и я хотел бы прояснить некоторые детали. Уже год я выполняю одни и те же задачи в том же качестве и объёме. Ещё полгода назад я не слышал от вас претензий к своей работе, а сейчас они есть. Я хочу выполнять свои задачи так хорошо, как это необходимо для целей компании. Вместе с тем чувствую, что сейчас ваше понимание качества изменилось. Поделитесь, что такое, в вашем представлении, качественно выполненная работа? Это важно и для того, чтобы я мог быть эффективным, и чтобы коммуникация между нами вернулась в тот формат, который был раньше. Что скажете?»

Если этот диалог ни к чему не привёл, используйте приём «констатация факта». Констатируйте наличие проблемы, а следом просите совет и рекомендации, как её решить, чтобы начальник сменил позицию с «придирающегося» на «помогающего»:

«Вадим Петрович, я заметил, что в последний месяц мы всё чаще с вами общаемся по поводу качества и эффективности моей работы. И я понимаю, что я как специалист не оправдываю ваши ожидания на 100%. У меня есть цель — продолжать работать в компании и быть ей полезным. Для меня важно, чтобы ваши ожидания от моей работы совпадали с реальностью. Давайте обсудим, что нужно поменять в моём подходе, чтобы так и было?»

Что делать, если предыдущие приёмы не помогли

Скорее всего, в основе придирок начальника — не претензии к качеству работы, а личная неприязнь. Он настроен к вам враждебно и не хочет менять формат коммуникации. В таком случае поставьте вопрос ребром:

«Вадим Петрович, я хотел бы продолжать работать в компании. Мне нравится коллектив и задачи, которые я выполняю. Вместе с тем я чувствую, что результат моей работы не соответствует вашим ожиданиям. Наши предыдущие разговоры не прояснили мне, что я должен делать, чтобы ваши ожидания оправдались. Хочу всё же решить эту ситуацию, поскольку мне некомфортно работать в таком формате. Предлагаю обсудить правила выполнения работы, чтобы она вас устраивала. Если это не получится, хочу предупредить, что не смогу с вами сотрудничать в таких условиях. Давайте сейчас решим, как построим дальнейший разговор. Что скажете?»

Если чувствуете, что собеседник не хочет исправлять ситуацию и учитывать ваши интересы, значит адекватного взаимодействия у вас не получится и стоит задуматься о том, чтобы расстаться.

Важно помнить, что обсуждать с начальником управленческие проблемы — это не конфликт, а возможность улучшить рабочие процессы. Главное — делать это корректно, с уважением и аргументами.

Оценивайте ситуацию объективно, опирайтесь на факты и предлагайте решения. Покажите, что вы не критикуете, а хотите помочь компании добиться лучших результатов. Просите разрешения озвучить свою позицию, чётко объясняйте риски и предлагайте альтернативы — всё это укрепит доверие и покажет вас как профессионала. А конструктивный подход поможет не только избежать конфликта, но и улучшит взаимодействие с руководителем.

Как не бояться просить повышения: советы руководителей