Смайлы и эмодзи — сегодня неотъемлемая часть личного общения. Опрос показал, что семь из десяти работающих россиян используют смайлы и эмодзи в переписке по рабочим вопросам. «Рамблер» разбирался вместе с экспертом, насколько смайлы и эмодзи уместны в деловой переписке.

Смайлики в деловой переписке: можно или нельзя?
© Рамблер

Короткие символы — смайлы и эмодзи — помогают быстро передать эмоциональную реакцию и настроение, которые порой сложно и долго выражать словами. Эмодзи делают общение менее формальным и более дружелюбным, что способствует созданию комфортной атмосферы, не менее важной в рабочей среде, чем в приятельской. Смайлики улучшают восприятие информации: помогают выделить ключевые моменты и делают текст более визуально привлекательным.

Разные поколения по-разному воспринимают смайлики и эмодзи. Да и в вопросах онлайн-переписки и общения ситуация меняется динамично. Но пока сформировались несколько общих правил.

  • Смайлики уместны в рабочих чатах, где общение носит не слишком формальный характер. В общении с руководством или новыми сотрудниками от использования смайлов лучше воздержаться.
  • Не стоит злоупотреблять эмодзи: одного-двух символов достаточно для передачи нужной эмоции или акцента.
  • Убедитесь в верном значении используемых эмодзи: некоторые символы могут иметь разные интерпретации.

Можно сказать, что использование смайликов в рабочей коммуникации — социальный показатель степени близости или дистанции в коллективе.

«Почему смайлы так популярны даже в деловой переписке? Дело в том, что это не просто модное веяние, а элемент, который работает на уровне мозга. Смайлы активируют те же зоны, которые реагируют на настоящие эмоции, выраженные мимикой. В рабочем общении смайлы помогают: - снизить уровень стресса, делая сообщения менее сухими и формальными; - улучшить восприятие информации, добавляя эмоциональный контекст; - усилить связь между участниками команды даже на удалённой работе. Есть правило баланса: эмодзи не заменяют смысл, а лишь дополняют его. Важно учитывать аудиторию и уместность. Но в общении внутри команды, в чатах или неформальных письмах смайлы способны сделать атмосферу теплее, а коммуникацию эффективнее».

Татьяна Смирнова
Татьяна СмирноваНейробиолог, руководитель проекта «Хронология» — тренинги по продуктивности и тайм-менеджменту на основании науки о мозге

Три основных сценария использования эмодзи

  1. Эмодзи ставят вместо приветствия — улыбающееся лицо демонстрирует собеседнику позитивный настрой на дальнейшее общение.
  2. По неписанным правилам общения в мессенджерах, точка в конце сообщения не ставится, и эмодзи используют в качестве прощания в сообщении.
  3. Собеседник чувствует себя неловко, если пауза в разговоре затягивается. Для пережидания вынужденных пауз вставляются эмодзи, которые призваны нивелировать возможный дискомфорт.

В любом случае, основная роль эмодзи — поддерживать дружескую атмосферу. Именно поэтому из неформальной переписки они понемногу проникают и в рабочее общение.

Когда использовать эмодзи в деловой переписке

  • Уместность эмодзи зависит от налаженного контакта, формата общения и возраста собеседника (чем старше человек, тем аккуратнее нужно быть с эмодзи).
  • Можно начать с тестового захода — дополнить сообщение самым простым смайлом и посмотреть на реакцию собеседника.
  • Эмодзи точно неуместны при передаче важной информации и обсуждении острых вопросов и спорных ситуаций.

«Деловое общение бывает очень разным, поэтому универсального правила нет. Это всегда очень тонкая грань, которая зависит от коллектива, цели, канала передачи, от содержания… На уместность (или неуместность) использования эмодзи в деловом общении влияет несколько факторов. Первый — задача. Если это переписка в рамках рабочего чата, не вижу проблем в использовании смайлов. Если письмо генерального директора, которое распространяется через общую рассылку, — зависит от тематики письма. Второй фактор — возраст коллектива. Молодые сотрудники, которые выросли в эмодзи-культуре, не поймут запрета на смайлики. А носители “культуры завязанных галстуков” негативно воспримут использование всего, что “не буквы”. Третий фактор — значения эмодзи (как и мемов) достаточно быстро меняются. Люди, которые не “в потоке”, могут интерпретировать смайл или картинку совершенно иначе, чем тот, кто использовал ее в сообщении. Эмодзи — те же слова со своими значениями. Напишете ли вы слово латиницей, кириллицей, иероглифами или используете эмодзи — это всего лишь другой алфавит. Важно, умеет ли аудитория, для которой пишется сообщение с эмодзи, декодировать этот язык. Считаю, что ничего плохого в самой культуре эмодзи нет. И вопрос использования этого языка в деловом общении заключается не в том, прилично это или нет, а в том, добавляет ли это смысла сообщению или лишь затрудняет восприятие».

Оксана Силантьева
Оксана СилантьеваРуководитель Лаборатории мультимедийной коммуникации Silamedia

Смайлы и эмодзи: разбираемся в терминах

  • Смайлики — это «рожицы», выражающие однозначные эмоции (радость, печаль) при помощи стандартных символов — знаков препинания на клавиатуре. В отличие от эмодзи, в разных сервисах выглядит одинаково.
  • Эмодзи — пиктограммы, изображающие символы, людей, предметы, животных, растения… Выступают следующим этапом эволюции смайлов. Несмотря на созвучие со словом «эмоция», «эмодзи» означает совсем другое: в переводе с японского это «символ в картинке».

Полезные ссылки: где можно узнать значение эмодзи

Подробные толкования смайликов; можно посмотреть, как один и тот же эмодзи выглядит на разных платформах.

Сборник всех существующих эмодзи для всех распространённых мобильных и десктопных платформ.

Энциклопедия значений эмодзи с полной коллекцией смайликов для iOS, Android и других устройств.