Адаптация на новой работе: как правильно влиться в коллектив
Этап, с которым сталкивается каждый специалист, — адаптация в новой организации. Помимо знакомства с должностными обязанностями, это интеграция в сложившийся коллектив. Не всегда этот процесс проходит гладко. Опрос Работы.ру показал, что 34% россиян уходили после испытательного срока, из них 13% — из-за ссоры с руководителем, а 4% — из-за конфликта с коллегами. Каких ошибок в поведении стоит избегать во время пробного периода на новом месте, чтобы адаптация прошла гладко, «Рамблер» узнал у экспертов.
Сколько длится адаптация на новой работе
Адаптация — это пробный период, когда кандидат и работодатель оценивают друг друга до официального оформления трудовых отношений.
Некоторые путают адаптацию с испытательным сроком. Кажется, что речь об одном и том же — оценке соответствия соискателя занимаемой должности, но между этими терминами есть разница. Испытательный срок направлен только на профессионализацию сотрудника, а адаптация — ещё и на его социализацию. По Трудовому кодексу РФ, испытательный срок не может превышать трёх месяцев, тогда как адаптация может длиться от нескольких месяцев до полутора лет.
Это подтверждает опрос россиян сервисом Работа.ру. Оказалось, что большинству для адаптации на новом рабочем месте в среднем нужен месяц, а 2% опрошенных признались, что полностью привыкнут к новому коллективу за год.
Опрос Работы.ру на тему «Сколько времени вам необходимо для адаптации на новой работе?».
Причём больше всего времени на адаптационный период потребуется представителям производственного и промышленного сектора, финансистам, работникам сферы развлечений, ИТ-специалистам, логистам, бухгалтерам и представителям сферы бытовых услуг.
В чём сложность адаптации на новой работе
Сотрудник приходит в новую организацию со своими ценностями, целями и требованиями к работодателю и коллективу. В свою очередь, компания и команда предъявляют соискателю свои требования. В процессе взаимодействия стороны приспосабливаются друг к другу и учатся делать общее дело — это и есть процесс трудовой адаптации.
Во время пробного периода работники сталкиваются ещё и с повышенным уровнем стресса. Новая компания, новый коллектив, новые условия труда — всё это давит на психику, провоцируя волнение и тревожность.
Опрос «Русской школы управления» показал, что 44% россиян испытывали синдром самозванца после смены работы. Они сомневались, что заслуживают новой должности, и не были уверены в своих компетенциях. Выходя на новое место, многие переживают ещё и о том, как их воспримут коллеги. Ведь мнение коллектива не менее важно, чем зарплата или трудовые обязанности.
Что мешает адаптации на новой работе: ошибки кандидатов
По статистике, большинство принятых на работу уходят именно в адаптационный период. Обычно это связано с несоответствием личных ожиданий и требований организации.
Например, кандидату обещали более комфортные условия труда, а на деле он сидит в тесном офисе на неисправном стуле и работает на компьютере, который постоянно зависает. Либо работодатель ждал от нового сотрудника большей включённости в рабочие процессы и чёткого соблюдения трудовой дисциплины, а человек не готовится к совещаниям и опаздывает на работу.
Но порой дело не в разнице ожиданий, а в поведении сотрудника, который может бояться проявлять инициативу или, наоборот, с ходу пытается внедрить новые подходы в устоявшиеся процессы. Вадим Тымчик, гендиректор консалтинговой компании «Элементум Технолоджис», перечислил основные ошибки кандидатов при выходе на новую работу.
- Пассивность. Новый сотрудник не задаёт вопросы, не уточняет задачи, боясь показаться некомпетентным. Это создаёт впечатление незаинтересованности и неуверенности в себе.
- Игнорирование корпоративной культуры. Пришедший в компанию работник не обращает внимания на неформальные правила, дресс-код, стиль общения. Это может вызвать настороженность со стороны коллег и нарушение субординации.
- Критика «с порога». Критика процессов или коллег в первые недели без знания контекста и специфики работы компании может восприниматься как неуважение к опыту команды.
- Изоляция. Отказ от участия в неформальных мероприятиях, обедах с коллегами, тимбилдингов мешает построению доверительных отношений.
- Непонимание приоритетов. Фокус на второстепенных задачах, срыв дедлайнов по ключевым проектам заставит сомневаться в профессионализме сотрудника.
- Неадекватная реакция на критику. Восприятие замечаний как оскорблений и повода поспорить — показатель неумения учиться и развиваться.
- Самоуверенность. Демонстративное пренебрежение к опыту коллег, постоянное подчёркивание своих прошлых заслуг вызовет раздражение и нездоровую конкуренцию в коллективе.
Как быстро влиться в новый коллектив: советы экспертов
Портал «Работа России» провёл опрос среди читателей и выяснил, что помогает соотечественникам адаптироваться на новом месте работы. 45% опрошенных заявили, что им помогает наставничество опытных коллег. 30% признались, что быстрее вливаются в коллектив, если есть чёткие задачи с конкретными сроками выполнения. Для 15% на новой работе важны отношения с коллективом, ещё для 10% — обратная связь от начальников.
Первые несколько недель на новой работе — это «время первых впечатлений». В этот период не нужно стесняться задавать вопросы и уточнять задачи. Тем более что люди, которые не боятся спрашивать и уточнять, нравятся собеседникам. Например, можно использовать фразы: «Правильно ли я понял, что нужно сделать…?», «Можете поделиться примером успешного проекта?». Здесь может помочь «правило пяти минут»: если не получается понять, как решить задачу за пять минут, стоит обратиться за помощью и не тратить время впустую.
«Первые недели — режим впитывания информации о корпоративной культуре, стиле общения, рабочих процессах. Кофе-брейки, корпоративы, совместные обеды помогут быстрее влиться в коллектив, но не стоит погружаться в интриги и сплетни — важно проявить уважение к команде. Показательный пример из нашей практики: сотрудник пришёл в локальную компанию, которая производит нишевую косметику. Коллектив с тесными дружескими связями, где к новичкам долго присматриваются и с ходу не доверяют серьёзные задачи. Сотрудник принимал участие в обедах с коллегами, даже если не был голоден. Поддерживал активности, в том числе идею корпоративного квиза, помог организовать мероприятие. Юмор и самоирония помогли ему снять напряжение. Не прошло и двух недель, как коллеги начали привлекать его к неформальным чатам и наиболее интересным проектам».
Вадим ТымчикГендиректор консалтинговой компании «Элементум Технолоджис»
Собственные идеи и предложения сначала лучше обсуждать с непосредственным руководителем, не нарушая иерархии. А чтобы разобраться в нюансах работы и корпоративной культуре, можно обратиться к опытным коллегам. Они наверняка оценят ваши старания влиться в команду и поделятся полезными советами для более успешной адаптации.
«Приведу ещё один пример из нашей практики, — продолжает Вадим Тымчик. — Айтишник с десятилетним стажем присоединился к коллективу, где многие работали по 20 с лишним лет. Возникла конфликтная ситуация с коллегой. Наш соискатель в споре был сдержан, не переходил на личности и смог предложить компромиссное решение. За счёт этого он заслужил авторитет и через полгода стал тимлидом. Это говорит о том, что интеграция в новый коллектив зависит от эмоционального интеллекта, гибкости и коммуникативных навыков. Даже небольшие промахи в поведении могут создать негативную репутацию, которую потом сложно исправить».
Екатерина Савченко, руководитель команды карьерных консультантов Центра развития карьеры Skillbox, дала свои рекомендации для тех, кто становится частью новой команды или проекта.
- Поговорите с непосредственным руководителем. Важно понять свой пул задач, критерии оценки работы (особенно на период испытательного срока), доступные инструменты и зону ответственности.
- Познакомьтесь с командой. Будьте открыты и дружелюбны. Умение коммуницировать, проявлять искренний интерес к коллегам, их делу — расположит к вам. Станьте инициатором какого-нибудь мероприятия или предложите свою помощь в организации. Общее дело сближает. А ещё вы сможете быстрее понять культурный код компании и сопоставить его со своими принципами и ценностями.
- Не требуйте от себя слишком многого. Сверяйтесь с задачами, запрашивайте обратную связь у руководителя, фиксируйте свои результаты и хвалите себя. Подумайте заранее, кто мог бы вас поддержать в этот период из близких людей.
- Организуйте своё пространство, рабочее время, время на обед и небольшие брейки. Элементарная забота о себе даст чувство определённости в период адаптации.
Адаптация на новой работе — двусторонний процесс. Активность, гибкость и коммуникабельность помогут быстрее влиться в коллектив и успешно пройти испытательный срок. Первые впечатления очень важны, поэтому важно избегать ошибок: лучше попросить помощи, чем сорвать дедлайн. Показывайте заинтересованность и желание учиться — эти качества высоко ценятся в любой компании.
Как быстрее адаптироваться к новой работе: мнение психотерапевта
По словам психотерапевта Виктории Читловой, лучшей поддержкой при входе в новый коллектив может стать навык perspective taking — принятие перспективы или принятие точки зрения другого человека. Как только вы попали в новые обстоятельства и новый коллектив, ваша задача — стать любопытным исследователем устройства этого сообщества и каждого значимого для вас человека на этом месте работы.
«Perspective taker — тот, кто способен понимать, как ситуация предстаёт перед другим человеком и как тот реагирует на эту ситуацию. Принятие перспективы — “активное созерцание психологических переживаний других людей” — мощный инструмент для разрешения конфликтов и для того, чтобы стать лучшим лидером».
Виктория ЧитловаПсихиатр, психотерапевт, канд. мед. наук, основатель и руководитель Центра психотерапии доктора Читловой
Психотерапевт предлагает следующие техники для успешной адаптации на новом месте работы и в новом коллективе.
Начните изучать
При общении с другими людьми наше естественное состояние — учитывать свои интересы и цели, оперировать своими взглядами. Вместо этого можно попробовать сфокусироваться на точке зрения другого человека и отпустить своё эго. Тем самым разрешить себе взаимодействовать с чужим жизненным опытом и тем, как другой человек воспринимают мир.
Копите идеи
Мы стремимся преодолеть наши искажения и собираем предположения о взглядах и причинах поведения других людей. Предположения могут оказаться неверными, но без промежуточных версий мы не подберёмся к истинным.
Выдвигайте гипотезы
Сформулируйте наиболее вероятные гипотезы о поведении других людей и продолжайте тестировать эти гипотезы. Это потребует от вас развития общительности, повышения наблюдательности, а ещё разовьёт умение формулировать вопросы и искать ответы.
«Развитие навыка perspective taking поможет наладить контакт с новыми коллегами и более продуктивно сотрудничать с ними. Процесс принятия чужой точки зрения — это постоянный цикл эмпатии, креатива, формулировки суждений и открытий. Это развиваемый навык, который пригодится вам далеко за пределами офиса», — поясняет Виктория Читлова.
Главное об адаптации на новой работе
- Первые недели — режим наблюдателя. Задавайте вопросы, но не давайте советов.
- Эмпатия. Будьте внимательны к настроению коллег. Извиняйтесь, если случайно задели чьи-то чувства.
- Фиксация договоренностей. После важных встреч отправляйте письмо с итогами, например: «Как я понял, мне нужно сделать… до…».
- Не бойтесь просить о помощи. Лучше выглядеть новичком, который учится, чем специалистом, который молчит и делает ошибки.
- Чек-лист. Составьте список задач для успешной интеграции, например: запомнить имена коллег, изучить структуру компании, узнать о ключевых проектах.