Ленивый понедельник и кофейный бейджинг: новые тренды на работе

Пандемия ковида подарила нам тренд на удалённый и гибридный формат работы. Но жизнь не стоит на месте, и в корпоративной культуре появляются новые тенденции. «Рамблер» узнал, какие тренды стали самыми обсуждаемыми в соцсетях в последнее время. Возможно, вы сами пользуетесь одним из них и не подозреваете об этом.

Ленивый понедельник и кофейный бейджинг: новые тренды на работе
© Prostock-Studio/iStock.com, Рамблер

«Понедельник минимальных усилий» (англ. Bare Minimum Monday)

Перед началом рабочей недели многие ощущают апатию, беспокойство, раздражительность, а в ночь с воскресенья на понедельник плохо спят. Учёные выяснили, что так проявляется синдром понедельника: нам трудно смириться с тем, что выходные стремительно пролетели и завтра снова на работу. Бороться с этим состоянием можно с помощью стратегии, о которой рассказала в TikTok Мариса Джо Мэйес. Ролик стал вирусным и подарил нам новый тренд.

Предпринимательница поделилась с подписчиками тем, что в понедельник ей не хочется вставать с кровати из-за страха перед длинным списком задач. Перфекционизм и стремление всё успевать привели к выгоранию и постоянной тревоге за результат.

Всё изменилось, когда Мэйес решила сделать понедельник «ленивым» днём, когда она не ныряет с головой в работу, а проводит его в спокойном темпе и делает минимум задач.

© TikTok-аккаунт itsmarisajo

В первые два рабочих часа Мэйес не проверяет электронную почту, не трогает телефон, не ходит на встречи, а посвящает время креативным задачам. После обеда она берётся за самые важные дела и уделяет им максимум внимания, не отвлекаясь на телефон и неважные вещи. На это она тратит два-три часа, а потом завершает работу.

В итоге, по словам американки, в таком расслабленном темпе она успевает по понедельникам гораздо больше, чем раньше. Однако признаёт, что такой формат подойдёт не всем. Хотя идея начинать неделю, ставя своё психическое и физическое благополучие выше работы, кажется логичным, о чём свидетельствуют многочисленные комментарии под роликами Мэйес.

Синдром понедельника: что это и как перестать ненавидеть первый рабочий день недели

«Кофейный бейджинг» (англ. Coffee badging)

В 2023 году компания Owl Labs выпустила исследование о тенденциях гибридной работы. В нём говорилось о том, что привыкшим к удалёнке работникам не нравятся попытки работодателей вернуть их в офис. В итоге возник тренд, когда сотрудники с гибридным графиком работы приходят в офис утром, чтобы показаться на глаза начальству, пьют кофе с коллегами, участвуют в совещаниях, а через пару часов уходят домой дорабатывать в комфортной обстановке.

Такое поведение практикуют большинство сотрудников с гибридным графиком (58%). Формально они соблюдают требование приходить в офис, так что к ним не придерёшься.

© mediaphotos/iStock.com

Для борьбы с этим явлением работодатели стали ужесточать требования и увеличивать время нахождения в офисе. Например, в компании Amazon начали отслеживать индивидуальные часы, проведённые работниками в офисе. Кому-то из персонала предписано находиться на рабочем месте не менее двух часов в день, а кому-то — не менее шести. Только так людям засчитают нахождение в офисе.

В каких случаях работнику положен индивидуальный график

«Тайная поездка» (англ. Hush trips)

Если вы втайне от руководства или коллег ездили в приятное место в рабочее время, то вы следовали тренду «тайных поездок». И таких, как вы, много. Компания The Harris Poll провела исследование и выяснила: 37% респондентов хотя бы раз прибегали к такой практике: отдыхали чуть дольше, не оформляя официальный отгул или отпуск. Особенно часто это происходило перед праздничными выходными.

Суть в том, что человек отправляется в путешествие или на курорт без согласования с работодателем, но берёт с собой ноутбук, остаётся на связи и продолжает работать. Некоторые даже используют VPN, чтобы скрыть свой IP-адрес и местоположение. Так сотрудники пытаются бороться с выгоранием, повышают свой моральный дух и эффективность. А кому-то проще совершить тайное путешествие, чем проходить через долгие цепочки согласований.

© olegbreslavtsev/iStock.com

Отели быстро отреагировали на новый тренд. Некоторые стали предлагать соответствующие программы, куда входят выделенное рабочее пространство, специальный дверной держатель с надписью «Работа из дома» и крышка для веб-камеры на случай рабочих созвонов — для конфиденциальности.

Этот метод подойдёт тем, кто работает удалённо и не обязан появляться в офисе. Главное — своевременно выполнять задачи и быть на связи в рабочее время, чтобы вас не раскусили.

Как организовать рабочее место у себя дома: советы и лайфхаки

«Тихое увольнение» (англ. Quiet quitting)

В начале 2022 года в TikTok завирусился ролик, в котором инженер из Нью-Йорка Заид Хан описал концепцию quiet quitting, или «тихого увольнения». Это когда сотрудник выполняет указанные в трудовом договоре рабочие задачи, не проявляя инициативу и не борясь за повышение. Тем самым работники снижают уровень стресса и пытаются найти баланс между работой и личной жизнью.

Противники этого подхода считают, что «тихое увольнение» — признак недовольства работой. Ходить в офис через силу, выполнять минимум задач и не стараться достичь большего не полезно ни работнику, ни компании. У человека снижается психологическое и физическое благополучие, а организация недополучает прибыль. По мнению психологов, эффективнее сменить работу на ту, которая будет действительно по душе, и не мучить себя понапрасну.

«Тихое увольнение»: как новый тренд влияет на рынок труда

«Работай так, как тебе платят» (англ. Act your wage)

Ещё один тренд, зародившийся в TikTok. В вирусных роликах блогеры советуют делать только то, за что вам платит работодатель, и отказываться от любой дополнительной нагрузки или задач, которые не входят в трудовые обязанности. Иными словами, если начальник платит вам минимальную зарплату, вы можете выполнять минимальный объём работы. Так работники борются со стрессом, выгоранием и переработками, устанавливая чёткие границы между своей профессиональной и личной жизнью.

© Tirachard/iStock.com

Кажется, что тот же принцип заложен в «тихое увольнение», но это не так. Если последователи Quiet quitting просто позволили себе лениться на нелюбимой работе и не увольняться, то приверженцы Act your wage сознательно стараются снижать свою нагрузку, чтобы не допустить выгорания. Вот как этот принцип описала тиктокерша Стефани Энн:

«Иногда мне приходится напоминать себе, что нужно вести себя соответственно своей зарплате. Например, если я слишком много работаю, мне приходится говорить себе: «Стефани, пойди в туалет и посиди в телефоне 25 минут. Они платят тебе всего 7,25 доллара в час». Аудиозапись стала популярной и использовалась в сотнях роликов с хештегом #ActYourWage.

Что такое тихое повышение и как сделать его реальным?

Вывод

Современные рабочие тренды многочисленны, но объединяет их одно — они отражают изменения в подходах к трудовой деятельности. На первый план выходит благополучие работников, которые пытаются выстроить баланс между карьерой и личной жизнью. Работодатели не должны относиться к этим трендам как к чему-то плохому — наоборот, им нужно учитывать тенденции и встраивать их в свои процессы, чтобы удовлетворить потребности сотрудников и сохранить их продуктивность.

Что делать, если начальник загружает вас чужой работой?