Уроки планирования и продуктивности от великих людей: Екатерина II, Леонардо, Франклин, Баффет, Гант

За всё время существования человечества в сутках всегда было 24 часа. Но кажется, что у известных изобретателей, правителей и предпринимателей этого времени было явно больше. Секрет кроется в таланте управления временем и эффективном распределении задач в течение дня, недели, месяца или даже года. «Рамблер» собрал практики планирования выдающихся людей, чтобы поучиться эффективной и продуктивной работе у гениев.

Уроки планирования и продуктивности от великих людей: Екатерина II, Леонардо, Франклин, Баффет, Гант
© Русский музей/Общественное достояние; Рамблер

Советы по планированию от Екатерины II

© Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

Ф.С. Рокотов. Коронационный портрет Екатерины II. 1763 год

Чем прославилась

Екатерина Великая — один из самых выдающихся монархов в истории России. За 34 года правления ей удалось существенно расширить границы Российской империи, провести значительные реформы (включая преобразования Сената и Губернскую реформу), учредить Академию наук, основать 216 городов, совершить семь путешествий по стране и написать 32 книги.

Российская императрица была покровительницей искусств и литературы. Её правление стало временем культурного расцвета и экономического роста.

Суть метода

Продуктивности Екатерины II можно позавидовать. Будучи немецкой принцессой и не зная русского языка, она сыграла важную роль в развитии России, покровительствовала науке, искусству, образованию и была мудрым правителем. При этом вела бурную личную жизнь и умела отдыхать, устраивая роскошные и шумные гуляния и балы. Как же ей удавалось всё совмещать?

Императрица была известна своей дисциплиной. Её день был строго распланирован, поэтому она всё успевала.

© Рамблер

Этого распорядка дня Екатерина придерживалась на протяжении всего периода царствования. Лишь в преклонном возрасте она позволила себе отклонения: просыпалась не в 5, а в 7 часов утра, добавила двухчасовой послеобеденный сон и время для общения с внуками.

Екатерина была очень собранна, организованна и дисциплинированна. Возможно, сказывалась немецкая педантичность. Она приехала из другой страны и имела серьёзную мотивацию добиться высот. Императрица не позволяла себе лениться. В возрасте 60 лет она написала знаменитую фразу: «Я работаю как лошадь».

Как можно использовать в наше время

Чтобы добиться высот, у вас должна быть сильная мотивация — такая, какой обладала Екатерина II. Придумайте цель, идею, которая вас будет вдохновлять и стимулировать на эффективную работу.

Екатерина была немкой. Представители этой страны отличаются дисциплинированностью и любовью к порядку. Если вы составляете план, чётко следуйте ему, не отклоняйтесь от намеченного курса. И не отвлекайтесь по пустякам. Распишите себе каждый час в течение дня. Не забудьте об отдыхе и общении с близкими. В расписании императрицы было выделено время на общение с придворными, родственниками и внуками. Это идеальный пример, как правильно сочетать работу и личную жизнь.

Кроме того, у императрицы стоит поучиться контекстному планированию. Она могла совмещать обед и деловые переговоры, деловые встречи с завтраком и другими делами.

Как развить в себе качества эффективного руководителя

Умные заметки дневников Леонардо да Винчи

© Science Museum/PERD001254/www.globallookpress.com

Чем прославился

Леонардо да Винчи — выдающийся художник, архитектор, писатель, музыкант, учёный, изобретатель эпохи Возрождения. Самые известные работы живописца — картины «Мона Лиза», «Тайная вечеря», иллюстрация «Витрувианский человек».

Кроме того, он оставил после себя множество записей и эскизов изобретений, в которых исследовал различные области — от анатомии и авиации до гидравлики и механики. Его исследования и выводы легли в основу многих современных научных направлений.

Да Винчи — символ универсального гения, талантливого как в науке, так и в искусстве.

Суть метода

Дневники Леонардо да Винчи — это записи, охватывающие мысли, наблюдения, исследования и художественные проекты гения. В них он отражал связь между искусством и наукой, исследовал анатомию человеческого тела, свет и тень. Леонардо уделял много внимания подробным записям о животном и растительном мире, отмечал движение воды, рост растений и полёт птиц.

В дневниках да Винчи содержатся задатки идей различных механизмов: самолёта, танка, подводной лодки и других. В них также встречаются записи о крупных художественных работах, таких как «Тайная вечеря», содержатся эскизы и концепты.

Способ ведения дневников отражает многогранную и разностороннюю личность гения. Записи Леонардо кажутся беспорядочными, импульсивными и бессистемными. А манера написания — необычной и странной. Ведь великий художник и изобретатель делал свои записи в зеркальном отражении. Возможно, чтобы скрыть идеи от посторонних, а может, таким способом гений тренировал мозг.

© Лондонский музей Виктории и Альберта

Зеркальная манера письма Леонардо да Винчи

Да Винчи всюду носил с собой блокнот. И отражал всё, что видит, слышит, чувствует, замечает. Леонардо писал: «Это полезно — постоянно наблюдать, замечать и обдумывать». Дневник гения был не только блокнотом с заметками, но и ежедневником со списком дел. Планы мастера впечатляют своим масштабом. Вот небольшой перечень задач Леонардо:

  • измерить площадь Милана и его пригородов;
  • поговорить с профессором медицины и права в Павии насчёт пропорций;
  • обратиться к монаху из монастыря Святого Бенедикта, чтобы посмотреть трактат «О тяжестях» Иордана Неморария;
  • начертить Милан;
  • исследовать арбалет Джаннетто;
  • найти специалиста по гидравлике и узнать, как починить шлюз, канал и мельницу в Ломбардии;
  • напомнить Джованни Франчезе, что он обещал рассказать о величине Солнца;
  • взяться за «Витолоне» (трактат об оптике).

Как можно использовать в наше время

Подобно Леонардо да Винчи, постоянно носите с собой блокнот или ежедневник. Фиксируйте свои идеи, открытия, наблюдения, чувства и эмоции. Пишите всё, что придёт в голову, сразу и незамедлительно. Фиксируйте мысли о прочитанных книгах, просмотренных фильмах, конспектируйте учебный материал. Делайте не только записи, но и рисунки, коллажи, схемы, графики. Главное — никаких правил. Пишите, рисуйте, упорядочивайте информацию так, как вам удобно. Из хаоса рождается порядок.

Совмещайте в одном блокноте или тетради записи конспектов, мыслей и идей, ежедневные дела и списки. Так вам будет легче удерживать в фокусе разные сферы своей жизни.

Возможно, во время перечитывания записей вам придёт в голову гениальная идея или вы найдёте нестандартный способ решения какой-то задачи.

Идеальный распорядок дня Бенджамина Франклина

© Пенсильванская академия изящных искусств/Общественное достояние

Портрет Бенджамина Франклина кисти Жозефа Дюплесси (Париж, ок. 1785 года)

Чем прославился

Бенджамин Франклин — один из отцов-основателей США, учёный, писатель, изобретатель. Он сделал важные вклады в изучение электричества — подтвердил, что молния является электрическим явлением. Франклин изобрёл громоотвод, очковые линзы для близорукости и дальнозоркости и стеклянную арфу.

В политической деятельности прославился как активный участник Американской революции. Сыграл важную роль в разработке Декларации независимости и Конституции США. Благодаря своему вкладу в науку, политику и культуру является значимой фигурой в истории.

Суть метода

Франклин был не менее разносторонней личностью, чем Леонардо да Винчи. Он интересовался разными областями науки и техники. В 20 лет разработал «Пирамиду Франклина» — систему поэтапного планирования от глобальных жизненных ценностей до плана на день.

В основе пирамиды лежат жизненные ценности. Это моральные ориентиры в решении любых задач. Франклин называл их добродетелями. Он выбрал 13 добродетелей и каждую из них изучал в течение недели. Среди них были: воздержание, молчание, любовь к порядку, решительность, бережливость, трудолюбие, искренность, справедливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, смирение.

Например, первую неделю он посвящал умеренности, следя за своими привычками, а вторую — решительности. Каждый день фиксировал свои достижения, что помогало отслеживать прогресс. Этот системный подход к саморазвитию стал символом стремления к моральному совершенству.

Следующая ступень пирамиды — глобальная цель. Она должна совпадать с жизненными ценностями.

Далее идёт Генеральный план — пошаговая инструкция по достижению глобальной цели. Затем Долгосрочный план — цели на ближайшие 3–5 лет. Краткосрочный план — задачи на год, месяц. И верхушка пирамиды — планы на день и неделю.

© Клерк

Пирамида Франклина

В «дневнике добродетелей» содержался идеальный распорядок дня Франклина. По его мнению, расписание должно быть простым и включать в себя шесть временных блоков: утреннюю рутину, работу, чтение и просмотр отчётов + обед, работу во второй половине дня, уборку и развлечения + подведение итогов, сон. Такое расписание помогало соблюдать баланс между работой и отдыхом, делами и личной жизнью.

Франклин считал важным в одно и то же время просыпаться и ложиться спать. Он говорил: «Рано ложиться спать и рано вставать делает человека здоровым, богатым и мудрым». И он вполне следовал своему принципу. Каждый день он ложился в 10 часов вечера и вставал в 5 часов утра.

© ВикиЧтение

Идеальный распорядок дня Бенджамина Франклина включал шесть блоков.

Как можно использовать в наше время

«План Франклина» удобно взять за основу и скорректировать под собственное расписание. Это самый гармоничный распорядок дня, который поможет достичь баланса между каждодневной рутиной и приятными делами. Несмотря на изобилие дел, Франклин успевал читать и отдыхать. Потому что эти дела были тоже запланированы в расписании. Частая ошибка современных людей — игнорирование отдыха и досуга в планировании дня.

Каждое утро Франклин задавал себе вопрос: «Что хорошего я должен сделать в этот день?» Он выбирал одну из 13 добродетелей, на которой нужно сосредоточиться в этот день. И создавал конкретный план действий, чтобы достичь поставленных целей. Возьмите за правило метод Бенджамина Франклина: задавайте себе вопрос в начале дня и создавайте намерение, которое поможет сосредоточиться на главном и не отвлекаться на мелочи.

Шесть полезных приложений для управления временем

Расставить приоритеты по совету Уоррена Баффета

© Nancy Kaszerman/ZUMAPRESS.com/www.globallookpress.com

Чем прославился

Уоррен Эдвард Баффет — американский инвестор и филантроп, председатель и генеральный директор Berkshire Hathaway. По данным Forbes, Уоррен Баффет занимает 8-е место в рейтинге богатейших людей мира. В 2025 году его состояние оценивается в 155,5 млрд долларов.

Суть метода

Выдающийся американский инвестор полагал, что грамотно поставленная цель — это уже 50% успеха. Чтобы это сделать, нужно выполнить упражнения, которыми Баффет поделился с пилотом своего личного самолёта Майком Флинтом.

  • Первое — запишите 25 главных жизненных целей.
  • Второе — перечитайте список, выберите и обведите пять важнейших пунктов.
  • Третье — уберите лишние цели.

Когда Майк проделал это упражнение, у него осталось всего пять целей. Он сказал Баффету, что всё понял. Теперь он будет стремиться реализовать эти цели, а к остальным 20 будет возвращаться время от времени.

На что инвестор ему ответил: «Нет, Майк. Ты понял меня неправильно. Пункты, которые ты не обвёл, — это список вещей, которых нужно избегать любой ценой. Что бы ни случилось, с этого момента ты не должен уделять никакого внимания второму списку из 20 дел, пока не достигнешь пяти важнейших целей».

Уоррен Баффет полагает, что самое главное в жизни — умение сосредоточиться на важных делах и отсекать лишнее.

Как можно использовать в наше время

Вы можете определить самые важные цели в своей жизни, выполнив простое упражнение, которым поделился богатейший инвестор со своим пилотом. При составлении списка из 25 целей пишите всё, что считаете нужным. Это необязательно должны быть грандиозные и долгосрочные планы. Например, сосредоточьтесь на целях на ближайший месяц или неделю. Затем отсеките лишнее, и у вас останется пять целей, на которых стоит сосредоточиться.

Ценность метода состоит в том, что цели можно писать как долгосрочные — с перспективой на год, пять или десять лет, — так и краткосрочные — на неделю, месяц, квартал. Упражнение помогает расставлять приоритеты в планировании дел.

Диаграмма американского инженера Генри Ганта

© Open library/Общественное достояние

Чем прославился

Генри Гант известен как специалист по менеджменту. Однако он был выдающимся американским инженером. Гант разработал диаграмму, которой и сегодня пользуются при организации производственного процесса на предприятиях. Диаграмма Ганта совершила революцию в производственном процессе масштабных проектов. Её применяли в таких грандиозных инженерных проектах, как строительство дамбы Гувера, построение сети скоростных автострад США.

Суть метода

Во время Первой мировой войны Гант изучал менеджмент на примере постройки кораблей и предложил свою диаграмму как средство для представления длительности и последовательности задач в проекте.

Диаграмма Ганта представляет собой столбчатую диаграмму (гистограмму). Она состоит из двух осей: вертикальной и горизонтальной. По вертикали располагаются этапы проекта или задачи, а по горизонтали — время. На пересечении осей изображают сроки в виде полосы. Длина полос соотносится со временем, за которое нужно её завершить. Горизонтальная ось может означать разные временные интервалы: дни, недели, месяцы.

Визуализация планирования производственной деятельности помогала командам лучше понимать задачи, отслеживать сроки их выполнения, грамотно распределять ресурсы: работников, оборудование, бюджет, материалы.

Как можно использовать в наше время

Сегодня диаграмму Ганта можно строить на бумаге или в электронных сервисах: Excel, «Google Таблицах» и специальных программах для управления проектами. Её удобно использовать не только для коллективных, рабочих и производственных задач, но и для личного планирования.

© Рамблер

Пример, как можно использовать диаграмму Ганта в личных целях.

Диаграмма Ганта даёт визуальное представление о количестве и сроках проектов. Позволяет увидеть связь между задачами. Крупные задачи удобно разбивать на более мелкие, следить за своим прогрессом, прогнозировать изменения и корректировать даты или задачи. Диаграмма позволяет держать в фокусе основные дела и не отвлекаться на незначительные.

Основные идеи о планировании от великих людей

  1. Сосредоточьтесь на самых важных и приоритетных задачах, отсекая лишнее.
  2. Создайте своё идеальное расписание и следуйте ему.
  3. Планируйте не только работу и важные дела, но и отдых и общение с близкими.
  4. Всегда носите с собой блокнот и записывайте в него идеи, мысли, наблюдения. Ведите записи так, как вам нравится: делайте зарисовки, схемы, упорядочивайте информацию по своему усмотрению.
  5. Разбивайте большие задачи на более мелкие, детальные.

8 привычек продуктивных людей, которые можно внедрить в свою работу