Уроки планирования и продуктивности от великих людей: Екатерина II, Леонардо, Франклин, Баффет, Гант
За всё время существования человечества в сутках всегда было 24 часа. Но кажется, что у известных изобретателей, правителей и предпринимателей этого времени было явно больше. Секрет кроется в таланте управления временем и эффективном распределении задач в течение дня, недели, месяца или даже года. «Рамблер» собрал практики планирования выдающихся людей, чтобы поучиться эффективной и продуктивной работе у гениев.
Советы по планированию от Екатерины II
Ф.С. Рокотов. Коронационный портрет Екатерины II. 1763 год
Чем прославилась
Екатерина Великая — один из самых выдающихся монархов в истории России. За 34 года правления ей удалось существенно расширить границы Российской империи, провести значительные реформы (включая преобразования Сената и Губернскую реформу), учредить Академию наук, основать 216 городов, совершить семь путешествий по стране и написать 32 книги.
Российская императрица была покровительницей искусств и литературы. Её правление стало временем культурного расцвета и экономического роста.
Суть метода
Продуктивности Екатерины II можно позавидовать. Будучи немецкой принцессой и не зная русского языка, она сыграла важную роль в развитии России, покровительствовала науке, искусству, образованию и была мудрым правителем. При этом вела бурную личную жизнь и умела отдыхать, устраивая роскошные и шумные гуляния и балы. Как же ей удавалось всё совмещать?
Императрица была известна своей дисциплиной. Её день был строго распланирован, поэтому она всё успевала.
Этого распорядка дня Екатерина придерживалась на протяжении всего периода царствования. Лишь в преклонном возрасте она позволила себе отклонения: просыпалась не в 5, а в 7 часов утра, добавила двухчасовой послеобеденный сон и время для общения с внуками.
Екатерина была очень собранна, организованна и дисциплинированна. Возможно, сказывалась немецкая педантичность. Она приехала из другой страны и имела серьёзную мотивацию добиться высот. Императрица не позволяла себе лениться. В возрасте 60 лет она написала знаменитую фразу: «Я работаю как лошадь».
Как можно использовать в наше время
Чтобы добиться высот, у вас должна быть сильная мотивация — такая, какой обладала Екатерина II. Придумайте цель, идею, которая вас будет вдохновлять и стимулировать на эффективную работу.
Екатерина была немкой. Представители этой страны отличаются дисциплинированностью и любовью к порядку. Если вы составляете план, чётко следуйте ему, не отклоняйтесь от намеченного курса. И не отвлекайтесь по пустякам. Распишите себе каждый час в течение дня. Не забудьте об отдыхе и общении с близкими. В расписании императрицы было выделено время на общение с придворными, родственниками и внуками. Это идеальный пример, как правильно сочетать работу и личную жизнь.
Кроме того, у императрицы стоит поучиться контекстному планированию. Она могла совмещать обед и деловые переговоры, деловые встречи с завтраком и другими делами.
Как развить в себе качества эффективного руководителя
Умные заметки дневников Леонардо да Винчи
Чем прославился
Леонардо да Винчи — выдающийся художник, архитектор, писатель, музыкант, учёный, изобретатель эпохи Возрождения. Самые известные работы живописца — картины «Мона Лиза», «Тайная вечеря», иллюстрация «Витрувианский человек».
Кроме того, он оставил после себя множество записей и эскизов изобретений, в которых исследовал различные области — от анатомии и авиации до гидравлики и механики. Его исследования и выводы легли в основу многих современных научных направлений.
Да Винчи — символ универсального гения, талантливого как в науке, так и в искусстве.
Суть метода
Дневники Леонардо да Винчи — это записи, охватывающие мысли, наблюдения, исследования и художественные проекты гения. В них он отражал связь между искусством и наукой, исследовал анатомию человеческого тела, свет и тень. Леонардо уделял много внимания подробным записям о животном и растительном мире, отмечал движение воды, рост растений и полёт птиц.
В дневниках да Винчи содержатся задатки идей различных механизмов: самолёта, танка, подводной лодки и других. В них также встречаются записи о крупных художественных работах, таких как «Тайная вечеря», содержатся эскизы и концепты.
Способ ведения дневников отражает многогранную и разностороннюю личность гения. Записи Леонардо кажутся беспорядочными, импульсивными и бессистемными. А манера написания — необычной и странной. Ведь великий художник и изобретатель делал свои записи в зеркальном отражении. Возможно, чтобы скрыть идеи от посторонних, а может, таким способом гений тренировал мозг.
Зеркальная манера письма Леонардо да Винчи
Да Винчи всюду носил с собой блокнот. И отражал всё, что видит, слышит, чувствует, замечает. Леонардо писал: «Это полезно — постоянно наблюдать, замечать и обдумывать». Дневник гения был не только блокнотом с заметками, но и ежедневником со списком дел. Планы мастера впечатляют своим масштабом. Вот небольшой перечень задач Леонардо:
- измерить площадь Милана и его пригородов;
- поговорить с профессором медицины и права в Павии насчёт пропорций;
- обратиться к монаху из монастыря Святого Бенедикта, чтобы посмотреть трактат «О тяжестях» Иордана Неморария;
- начертить Милан;
- исследовать арбалет Джаннетто;
- найти специалиста по гидравлике и узнать, как починить шлюз, канал и мельницу в Ломбардии;
- напомнить Джованни Франчезе, что он обещал рассказать о величине Солнца;
- взяться за «Витолоне» (трактат об оптике).
Как можно использовать в наше время
Подобно Леонардо да Винчи, постоянно носите с собой блокнот или ежедневник. Фиксируйте свои идеи, открытия, наблюдения, чувства и эмоции. Пишите всё, что придёт в голову, сразу и незамедлительно. Фиксируйте мысли о прочитанных книгах, просмотренных фильмах, конспектируйте учебный материал. Делайте не только записи, но и рисунки, коллажи, схемы, графики. Главное — никаких правил. Пишите, рисуйте, упорядочивайте информацию так, как вам удобно. Из хаоса рождается порядок.
Совмещайте в одном блокноте или тетради записи конспектов, мыслей и идей, ежедневные дела и списки. Так вам будет легче удерживать в фокусе разные сферы своей жизни.
Возможно, во время перечитывания записей вам придёт в голову гениальная идея или вы найдёте нестандартный способ решения какой-то задачи.
Идеальный распорядок дня Бенджамина Франклина
Портрет Бенджамина Франклина кисти Жозефа Дюплесси (Париж, ок. 1785 года)
Чем прославился
Бенджамин Франклин — один из отцов-основателей США, учёный, писатель, изобретатель. Он сделал важные вклады в изучение электричества — подтвердил, что молния является электрическим явлением. Франклин изобрёл громоотвод, очковые линзы для близорукости и дальнозоркости и стеклянную арфу.
В политической деятельности прославился как активный участник Американской революции. Сыграл важную роль в разработке Декларации независимости и Конституции США. Благодаря своему вкладу в науку, политику и культуру является значимой фигурой в истории.
Суть метода
Франклин был не менее разносторонней личностью, чем Леонардо да Винчи. Он интересовался разными областями науки и техники. В 20 лет разработал «Пирамиду Франклина» — систему поэтапного планирования от глобальных жизненных ценностей до плана на день.
В основе пирамиды лежат жизненные ценности. Это моральные ориентиры в решении любых задач. Франклин называл их добродетелями. Он выбрал 13 добродетелей и каждую из них изучал в течение недели. Среди них были: воздержание, молчание, любовь к порядку, решительность, бережливость, трудолюбие, искренность, справедливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, смирение.
Например, первую неделю он посвящал умеренности, следя за своими привычками, а вторую — решительности. Каждый день фиксировал свои достижения, что помогало отслеживать прогресс. Этот системный подход к саморазвитию стал символом стремления к моральному совершенству.
Следующая ступень пирамиды — глобальная цель. Она должна совпадать с жизненными ценностями.
Далее идёт Генеральный план — пошаговая инструкция по достижению глобальной цели. Затем Долгосрочный план — цели на ближайшие 3–5 лет. Краткосрочный план — задачи на год, месяц. И верхушка пирамиды — планы на день и неделю.
Пирамида Франклина
В «дневнике добродетелей» содержался идеальный распорядок дня Франклина. По его мнению, расписание должно быть простым и включать в себя шесть временных блоков: утреннюю рутину, работу, чтение и просмотр отчётов + обед, работу во второй половине дня, уборку и развлечения + подведение итогов, сон. Такое расписание помогало соблюдать баланс между работой и отдыхом, делами и личной жизнью.
Франклин считал важным в одно и то же время просыпаться и ложиться спать. Он говорил: «Рано ложиться спать и рано вставать делает человека здоровым, богатым и мудрым». И он вполне следовал своему принципу. Каждый день он ложился в 10 часов вечера и вставал в 5 часов утра.
Идеальный распорядок дня Бенджамина Франклина включал шесть блоков.
Как можно использовать в наше время
«План Франклина» удобно взять за основу и скорректировать под собственное расписание. Это самый гармоничный распорядок дня, который поможет достичь баланса между каждодневной рутиной и приятными делами. Несмотря на изобилие дел, Франклин успевал читать и отдыхать. Потому что эти дела были тоже запланированы в расписании. Частая ошибка современных людей — игнорирование отдыха и досуга в планировании дня.
Каждое утро Франклин задавал себе вопрос: «Что хорошего я должен сделать в этот день?» Он выбирал одну из 13 добродетелей, на которой нужно сосредоточиться в этот день. И создавал конкретный план действий, чтобы достичь поставленных целей. Возьмите за правило метод Бенджамина Франклина: задавайте себе вопрос в начале дня и создавайте намерение, которое поможет сосредоточиться на главном и не отвлекаться на мелочи.
Шесть полезных приложений для управления временем
Расставить приоритеты по совету Уоррена Баффета
Чем прославился
Уоррен Эдвард Баффет — американский инвестор и филантроп, председатель и генеральный директор Berkshire Hathaway. По данным Forbes, Уоррен Баффет занимает 8-е место в рейтинге богатейших людей мира. В 2025 году его состояние оценивается в 155,5 млрд долларов.
Суть метода
Выдающийся американский инвестор полагал, что грамотно поставленная цель — это уже 50% успеха. Чтобы это сделать, нужно выполнить упражнения, которыми Баффет поделился с пилотом своего личного самолёта Майком Флинтом.
- Первое — запишите 25 главных жизненных целей.
- Второе — перечитайте список, выберите и обведите пять важнейших пунктов.
- Третье — уберите лишние цели.
Когда Майк проделал это упражнение, у него осталось всего пять целей. Он сказал Баффету, что всё понял. Теперь он будет стремиться реализовать эти цели, а к остальным 20 будет возвращаться время от времени.
На что инвестор ему ответил: «Нет, Майк. Ты понял меня неправильно. Пункты, которые ты не обвёл, — это список вещей, которых нужно избегать любой ценой. Что бы ни случилось, с этого момента ты не должен уделять никакого внимания второму списку из 20 дел, пока не достигнешь пяти важнейших целей».
Уоррен Баффет полагает, что самое главное в жизни — умение сосредоточиться на важных делах и отсекать лишнее.
Как можно использовать в наше время
Вы можете определить самые важные цели в своей жизни, выполнив простое упражнение, которым поделился богатейший инвестор со своим пилотом. При составлении списка из 25 целей пишите всё, что считаете нужным. Это необязательно должны быть грандиозные и долгосрочные планы. Например, сосредоточьтесь на целях на ближайший месяц или неделю. Затем отсеките лишнее, и у вас останется пять целей, на которых стоит сосредоточиться.
Ценность метода состоит в том, что цели можно писать как долгосрочные — с перспективой на год, пять или десять лет, — так и краткосрочные — на неделю, месяц, квартал. Упражнение помогает расставлять приоритеты в планировании дел.
Диаграмма американского инженера Генри Ганта
Чем прославился
Генри Гант известен как специалист по менеджменту. Однако он был выдающимся американским инженером. Гант разработал диаграмму, которой и сегодня пользуются при организации производственного процесса на предприятиях. Диаграмма Ганта совершила революцию в производственном процессе масштабных проектов. Её применяли в таких грандиозных инженерных проектах, как строительство дамбы Гувера, построение сети скоростных автострад США.
Суть метода
Во время Первой мировой войны Гант изучал менеджмент на примере постройки кораблей и предложил свою диаграмму как средство для представления длительности и последовательности задач в проекте.
Диаграмма Ганта представляет собой столбчатую диаграмму (гистограмму). Она состоит из двух осей: вертикальной и горизонтальной. По вертикали располагаются этапы проекта или задачи, а по горизонтали — время. На пересечении осей изображают сроки в виде полосы. Длина полос соотносится со временем, за которое нужно её завершить. Горизонтальная ось может означать разные временные интервалы: дни, недели, месяцы.
Визуализация планирования производственной деятельности помогала командам лучше понимать задачи, отслеживать сроки их выполнения, грамотно распределять ресурсы: работников, оборудование, бюджет, материалы.
Как можно использовать в наше время
Сегодня диаграмму Ганта можно строить на бумаге или в электронных сервисах: Excel, «Google Таблицах» и специальных программах для управления проектами. Её удобно использовать не только для коллективных, рабочих и производственных задач, но и для личного планирования.
Пример, как можно использовать диаграмму Ганта в личных целях.
Диаграмма Ганта даёт визуальное представление о количестве и сроках проектов. Позволяет увидеть связь между задачами. Крупные задачи удобно разбивать на более мелкие, следить за своим прогрессом, прогнозировать изменения и корректировать даты или задачи. Диаграмма позволяет держать в фокусе основные дела и не отвлекаться на незначительные.
Основные идеи о планировании от великих людей
- Сосредоточьтесь на самых важных и приоритетных задачах, отсекая лишнее.
- Создайте своё идеальное расписание и следуйте ему.
- Планируйте не только работу и важные дела, но и отдых и общение с близкими.
- Всегда носите с собой блокнот и записывайте в него идеи, мысли, наблюдения. Ведите записи так, как вам нравится: делайте зарисовки, схемы, упорядочивайте информацию по своему усмотрению.
- Разбивайте большие задачи на более мелкие, детальные.
8 привычек продуктивных людей, которые можно внедрить в свою работу