Конформизм на работе: почему быть удобным не всегда хорошо

Только четверть россиян часто проявляет инициативу на работе. Остальные делают это редко или вообще стараются не предлагать новые идеи. По мнению сотрудников, инициативность помогает расти профессионально, развивать карьеру и улучшать отношения с коллегами и начальством. Но многие работники предпочитают не выделяться в коллективе, а следовать за мнением большинства. К чему приводит такая стратегия, «Рамблер» узнал у карьерного консультанта Жанны Седовой.

Конформизм на работе: почему быть удобным не всегда хорошо
© Freepik, Рамблер

Что такое конформизм

Конформистами называют людей, которые безоговорочно соглашаются с суждениями и тенденциями, принятыми в обществе или определённой группе. Другими словами, конформизм — это принятие чужого мнения, иногда даже вопреки собственным принципам. Такие люди стремятся не выделяться и «быть как все», поэтому их позиция никогда не противоречит точке зрения большинства окружающих.

Впервые это явление начал изучать в 1950-х годах американский психолог Соломон Аш. Он провёл интересное исследование, которое показало: часто человек под влиянием окружающих не обращает внимания на собственные мысли и подстраивается под большинство. Суть эксперимента была в следующем: студентам показывали изображение трёх линий разной длины и спрашивали о предполагаемой величине каждого отрезка. При этом испытуемый находился в окружении подставных актёров, которые намеренно давали неправильный ответ. В результате 75% студентов сначала ответили правильно, но потом поменяли своё мнение и ответили так же, как большинство подставных участников.

По мнению психологов, конформизм проявляется у людей по двум причинам:

  1. Чтобы избежать наказания. Когда человек следует за большинством, у него меньше шансов совершить ошибку, подвергнуться за неё осуждению или почувствовать на себе чью-то агрессию.
  2. Чтобы получить награду. Конформизм помогает быстрее освоиться в любой компании и стать в ней своим, а также заслужить благосклонность и похвалу от членов коллектива.

Конформистами становятся люди любого возраста, пола и социальной принадлежности. Один из самых ярких примеров приспособляемости — следование различным модным тенденциям, которые проявляются в одежде, стиле поведения или жизненных планах.

Необходимые навыки для работы в 2025 году

Как проявляется конформизм на работе

Как много конформистов будет в компании, зависит от её корпоративной культуры. Например, их будет меньше в организации, где поощряют креативных и инициативных сотрудников. Но в любом случае конформизм — явление, которое в разной степени есть в любом коллективе.

«В корпоративном мире конформизм — поведение, при котором сотрудники следуют мнению большинства даже вопреки собственным убеждениям, — остаётся распространённым явлением, особенно в "красных" компаниях, где вся власть сконцентрирована в руках руководителя. Как в любом рабочем процессе, в конформизме есть плюсы и минусы. В своей практике я часто встречаю выгоревших людей именно потому, что они тратят очень много энергии на то, чтобы принять другую точку зрения и согласиться с ней».

Жанна Седова
Жанна СедоваКарьерный консультант

По словам эксперта, сложнее приспособиться к большинству спокойным сотрудникам, которых по типу темперамента относят к флегматикам и меланхоликам. Им некомфортно вступать в открытые споры, они стараются избегать конфликтов и могут долго проживать внутри себя эмоции, даже если внешне выглядят спокойными. Если они вынуждены подстраиваться под мнение большинства, то быстрее выгорают.

«Активным людям — сангвиникам и холерикам — проще. Они не боятся высказать своё мнение, поспорить или хотя бы обсудить ситуацию с коллегами или руководителем. Они могут громко обозначить свою позицию и легко переносят конфликты», — поясняет Жанна Седова.

Плюсы конформизма:

  • Проще адаптация. Влиться в новый коллектив работнику легче, если он повторяет за другими. Это самый простой способ стать своим в команде. Если в отделе принято вместе ходить на обед в конкретное кафе, новичок тоже пойдёт туда с сослуживцами. Стратегия повторения позволяет получить одобрение и поддержку других людей.
  • Меньше конфликтов. Когда сотрудники соглашаются с коллегами, это помогает сохранить гармонию в команде, что особенно важно, когда идёт работа над сложным проектом. Например, выбрать удачный дизайн или выгодного партнёра гораздо проще, если коллеги могут прийти к единому мнению без споров и выяснения отношений.
  • Решения принимаются быстро. Когда большинство поддерживает одно решение, рабочие процессы идут быстрее. Работникам не нужно тратить время, чтобы прийти к единому мнению, они принимают мнение лидера или группы активных сотрудников.
  • Проще наладить процесс. Конформизм помогает, когда нужно чётко следовать инструкциям или единым корпоративным стандартам. Например, врач должен назначать лечение по установленному протоколу, а сотрудник производства — управлять оборудованием по инструкции.
  • Влияет на репутацию. Если сотрудник не спорит по каждому вопросу и не создаёт конфликтов, его воспринимают как надёжного и дисциплинированного. С такой репутацией работнику легче заслужить доверие начальства и коллег и продвинуться по карьерной лестнице.

Минусы конформизма для сотрудников:

  1. Они не предлагают новых решений. В коллективе, где принято делать «как все», работники перестают предлагать инновационные идеи. Такие работники опасаются, что коллектив их не поддержит или не одобрит предложения. В итоге весь коллектив привыкает выполнять свою работу по устоявшимся шаблонам. Когда работники перестают использовать креативное и критическое мышление, компании сложно отстроиться от конкурентов и продвинуться на рынке.
  2. Они перестают развиваться. Конформисты отказываются от собственного мнения, поэтому им сложнее выделиться среди коллег и заявить о себе как о ценном специалисте. Подавляя свои убеждения, работник чувствует разочарование в труде и теряет мотивацию, что часто становится причиной эмоционального выгорания.
  3. Они не растут в карьере. Конформизм может стать и препятствием для роста по службе. Если сотрудник не имеет своего мнения или не умеет грамотно обосновать позицию, его воспринимают как рядового исполнителя. Такой работник не умеет принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность, поэтому ему сложно проявиться как лидеру команды и получить повышение.

От того, насколько ведомым становится сотрудник, зависит его положение в коллективе и возможности карьерного роста. Конформизм может помогать или мешать в работе, отмечает эксперт. Всё зависит от того, как работник ведёт себя в конкретной ситуации.

«Конформизм не враг, а инструмент, которым нужно пользоваться осознанно. Соглашаться с большинством разумно в рутинных вопросах, но в ключевых ситуациях, особенно при принятии решения в сфере, где ответственность на тебе, нужно отстаивать свою точку зрения. Умение находить баланс между адаптацией и твёрдостью — ключ к карьере, которая будет не только успешной, но и значимой».

Жанна Седова
Жанна СедоваКарьерный консультант

Главное о конформизме на работе

Способность подстроиться под мнение общества — полезный навык, который помогает во многих ситуациях. Но для продуктивной работы важно не только вовремя влиться в коллектив и следовать общим тенденциям, но и чётко понимать, когда нужно придерживаться собственных убеждений. Умение использовать конформизм как эффективный инструмент позволит сотруднику выделиться среди коллег и в нужный момент проявить инициативу, чтобы успешно продвигаться по карьерной лестнице.

Горизонтальный карьерный рост: что это и как его построить