73,1% россиян считают, что эмпатия — главное качество для хорошего руководителя. «Рамблер» поговорил с экспертами и выяснил, какие качества важны для настоящего лидера и как их развивать.

Как развить лидерские качества и стать руководителем команды
© Freepik; Рамблер

Что такое лидерство

Лидерство — способность вести за собой людей, вдохновлять их на достижение общих целей и создавать условия для роста каждого члена команды. Настоящий лидер не только направляет, но и поддерживает, развивает и объединяет команду вокруг общей цели.

Качества успешного лидера

Эмпатия и эмоциональный интеллект

Современный лидер должен понимать чувства и потребности своих коллег. В этом ему помогают эмпатия и эмоциональный интеллект. Благодаря мягким навыкам успешный руководитель строит доверительные отношения в команде, предупреждает конфликты и находит индивидуальный подход к каждому сотруднику.

Эмоциональный интеллект: что это и как помогает в карьере

«Чтобы развить эмоциональный интеллект, советую практику активного слушания: уточняйте, правильно ли вы поняли собеседника, задавайте открытые вопросы и повторяйте его мысли своими словами. В прошлом году мы пригласили эксперта, чтобы он прокачал навык активного слушания у команды. Узнали много полезного: например, что фраза "я тоже" и советы в ответ на монолог собеседника не помогут вам расположить человека к себе. А ещё — что благодаря любопытству и желанию помочь можно найти общий язык даже с самым сложным собеседником».

Полина Лавелина
Полина ЛавелинаHRD компании Carrot quest

Способность мотивировать и вдохновлять

Ключевая задача лидера — вдохновлять команду на достижение целей. Для этого он должен ставить амбициозные, но достижимые задачи, признавать успехи сотрудников и поддерживать их в сложных ситуациях. Важно при этом связывать ежедневную работу команды с глобальными целями компании.

«В сложных ситуациях людям важно чувствовать поддержку, что вы, как руководитель, понимаете нагрузку команды. Вам помогут фразы: "Я вижу, как каждый из вас старается", "Я ценю усилия каждого из вас". Людям важно, что вы в них верите и при любом исходе разделите ответственность с командой. В сложные времена я говорю команде: "Чем ещё я могу вам помочь?", "Верю в нас, мы делаем лучшее в тех условиях, которые нам даны". А ещё на наших совместных встречах команда может выплеснуть негатив, поныть, сказать, как их всё достало, а потом обсудить, как мы исправим ситуацию», — делится Полина Лавелина, HRD компании Carrot quest.

Что ещё важно, чтобы быть хорошим лидером

Грамотный управленец видит цели и знает, как к ним прийти. Смело принимает решения, даже когда не всё ясно. Он настойчиво идёт вперёд, несмотря на трудности, и быстро подстраивается под новые условия. Всегда говорит правду и честно ведёт дела. Хороший лидер умеет поручать задачи и помогает людям расти. И главное — он всегда отвечает за результат, будь то победа или неудача. Благодаря этим качествам развивается и сам лидер, и вся его команда.

Как развить личные навыки

Постоянное самообучение и профессиональное развитие

Непрерывно развивайтесь, чтобы быть примером для команды. Как действовать:

  • читайте профессиональную литературу;
  • участвуйте в тренингах и семинарах;
  • изучайте новые технологии и методы работы;
  • анализируйте успешные кейсы коллег-руководителей.

Работа над самодисциплиной и тайм-менеджментом

Эффективное управление собственным временем и ресурсами — необходимый навык для лидера. Важно научиться правильно расставлять приоритеты, делегировать задачи, планировать время и находить баланс между работой и отдыхом.

«Я считаю, что главное — система, а не воля. Мне помог метод "жёсткий старт — гибкий финиш": начинаю день с чёткого списка приоритетных задач, но в этом списке есть время для форс-мажоров. Ещё работает правило двух минут: если дело занимает меньше двух минут, сделайте его сразу, не откладывая. Для концентрации использую технику Pomodoro — 25 минут работы / 5 минут отдыха. А для самодисциплины — "обещание команде": публичные обязательства мотивируют сильнее, чем личные».

Павел Колядин
Павел Колядинруководитель направления SEO в SEO Guru

Один из простых и эффективных методов управления задачами — это матрица Эйзенхауэра, в которой задачи распределяются по категориям — от срочных до маловажных.

«Матрица Эйзенхауэра помогает мне справляться с множеством разнообразных задач вовремя и правильно расставлять приоритеты. Чтобы не отвлекаться на сообщения, я создала определённую систему: в первую очередь отвечаю приоритетным контактам, это руководитель и сотрудники отдела, а другие сообщения читаю вечером. Так я экономлю время для важных задач».

Ксения Самохина
Ксения СамохинаHRD компании Notamedia
© Рамблер

Как развить навыки командной работы

Успешный лидер должен поддерживать эффективность команды, для этого важно:

  • понимать сильные стороны сотрудников;
  • создавать атмосферу доверия и открытости;
  • развивать культуру взаимопомощи;
  • поощрять инициативу и креативное мышление;
  • проводить неформальные командные мероприятия.
«Лучший инструмент — открытость. Когда команда понимает цели, знает, что от неё ждут, и может свободно обсуждать ошибки, она работает эффективнее. Для укрепления духа хорошо заходят ретроспективы: раз в месяц обсуждаем, что мы сделали круто, а что можно улучшить. Из активностей рекомендую совместное решение нестандартных задач, например бизнес-квесты или хакатоны. Они показывают сильные стороны каждого и учат работать в сложных условиях», — советует Павел Колядин, руководитель направления SEO в SEO Guru.

По словам Ксении Самохиной, их команда проводит регулярные встречи для обмена опытом. Сотрудники по очереди готовят презентации по интересным рабочим темам.

«Мы в свободном формате обсуждаем презентацию, отвечаем на вопросы, сравниваем с тем, как это реализовано у нас. Иногда по итогам таких встреч внедряем что-то новое. Считаю, что встречи полезны для неформального общения и помогают отдохнуть от рутинных задач», — рассказывает Ксения Самохина, HRD компании Notamedia.

Как эффективно давать обратную связь

Старайтесь оперативно делиться обратной связью, фокусироваться на конкретных действиях, а не личности, предлагать, как улучшить работу, отмечать успехи и достижения коллег и создавать безопасную атмосферу для диалога.

«Главное — балансировать между поддержкой и точностью. Формула "Что было хорошо → Что можно улучшить → Как это сделать" помогает давать конструктивный фидбек. Например, сотрудник не уложился в срок: "Ты хорошо проработал детали проекта, но задержка повлияла на запуск. Что можем изменить в планировании, чтобы избежать этого в будущем?" Это не обвинение, а поиск решения», — говорит Павел Колядин, руководитель направления SEO в SEO Guru.

Конструктивную обратную связь можно строить по методу "бутерброда". Сначала говорите о хорошем, чтобы расположить к себе собеседника, затем опишите то, что стоит улучшить. При этом избегайте фраз "ты не умеешь", "ты должен уметь" или "у тебя не получается", а используйте такие формулировки, как "для твоего развития", "для твоего роста".

«Важно не только давать обратную связь, но и запрашивать её. Спросите, насколько комфортно сотрудникам работать в команде, устраивают ли их процессы, взаимодействие с руководителем, нет ли давления. Это важно для комфортной рабочей среды», — советует Ксения Самохина, HRD компании Notamedia.

Главное — как стать лидером

Путь к лидерству — непрерывный процесс развития и совершенствования. Начните с малого: возьмите на себя дополнительную ответственность, проявляйте инициативу, помогайте коллегам. Развивайте свои сильные стороны и работайте над слабыми. Настоящий лидер не тот, кто стремится к власти, а тот, кто искренне хочет помочь своей команде достичь успеха.

Пять главных ошибок, которые тормозят карьерный рост, и как их избежать