Когда работодатель демотивирует: как сотруднику сохранить себя и работу
Нередко сотрудники уходят из компаний не из-за низких зарплат или отсутствия перспектив, а из-за атмосферы, которая высасывает энергию и лишает смысла даже интересные задачи. «Рамблер» поговорил с Алексеем Сухановым, руководителем блока исследований и инноваций СберУниверситета, о том, как сотрудникам сохранить профессионализм и психологическое благополучие в непростых условиях.
Мужской и женский стиль управления: есть ли разница и как подстроиться под начальника — лайфхаки
Как проявляется демотивация на рабочем месте
Недавнее исследование СберУниверситета показало, что 29% работников планируют в 2025 году уволиться из компании или сменить руководителя. Частая причина такого решения — демотивирующее поведение менеджеров. Сотрудники сталкиваются с такими проявлениями, как микроменеджмент, эмоциональное давление и даже открытая агрессия. Именно действия руководителей нередко становятся основной причиной потери талантливых специалистов.
Демотивация — это не просто плохое настроение или временное нежелание работать. Это системное состояние, когда человек теряет интерес к работе, энтузиазм и веру в ценность своих усилий.
По словам Алексея Суханова, у современного руководителя есть три главные функции:
- вдохновлять команду;
- организовывать рабочие процессы;
- поддерживать сотрудников своим ресурсом.
Проблемы возникают, когда из-за большого потока задач и нехватки времени руководитель не может полноценно выполнять эти функции.
«Когда "пропускная способность" человека с точки зрения эмоций и когнитивной нагрузки остаётся прежней, а поток задач и информации растёт, страдают качество принятия решений, экспертной поддержки и проявления эмпатии. Это непосредственно отражается на сотрудниках, и это прямой путь к демотивации. Не всегда так бывает из-за токсичного поведения, но часто из-за недостатка внимания и неправильно выстроенных рабочих процессов. При этом самые опасные формы демотивации — это те, что маскируются под "нормальную рабочую обстановку"».
Алексей Сухановруководитель блока исследований и инноваций СберУниверситета
В то время как прямые оскорбления и крик считаются недопустимыми, в большинстве современных компаний процветают «тонкие формы» токсичного поведения:
- обесценивание достижений;
- пассивная агрессия;
- двойные стандарты;
- микроменеджмент.
Если взять пирамиду потребностей Маслоу, то такое поведение бьёт не по базовым потребностям, а по верхним уровням пирамиды: чувству принадлежности к коллективу, самоуважению и возможностям самореализации.
Дружба с начальником: плюсы, минусы, подводные камни
Почему работодатели разрушают мотивацию своих сотрудников
Многие слышали выражение: «Люди приходят в компанию, а уходят от руководителя». По данным исследования СберУниверситета, 42% респондентов связывают свою демотивацию со слабыми управленческими навыками начальника. Основные проблемы, которые отмечают сотрудники: нереальные сроки, отсутствие обратной связи, нечёткая постановка задач.
Руководитель является главным архитектором атмосферы в коллективе. Когда правил поведения в команде нет, или они есть, но лидер не пресекает токсичные проявления, сформировать благоприятный микроклимат в подразделении будет сложно. Ещё более деструктивным становится сценарий, при котором сам руководитель транслирует негатив, а команда всегда копирует поведенческую модель лидера.
По словам Суханова, именно руководитель отвечает за то, какая будет атмосфера в подразделении. От него, как и от родителя по отношению к своим детям, зависит, что в коллективе позволяется, а что запрещается.
Страх, злость и усталость: как справляться с эмоциями на работе
Как понять, что вы попали в «зону демотивации»
Американский исследователь и автор известных работ, посвящённых исследованию невербального поведения, Пол Экман создал систему кодирования лицевых выражений, которая позволяет классифицировать и анализировать мимику и жесты людей.
На основе его модели СберУниверситет определил четыре типа наиболее распространённых эмоциональных реакций сотрудников, связанных с демотивирующим поведением руководителей. Для измерения силы реакций был разработан специальный индекс FSAD. Он показывает, насколько сильные эмоции вызывает каждый вид демотивирующего поведения.
- F — FEAR: страх, нервозность, стресс, неуверенность в себе;
- S — SADNESS: грусть, потеря мотивации, снижение желания работать;
- A — ANGER: злость, гнев, раздражение, возмущение, обида;
- D — DISGUST: отвращение, разочарование, потеря доверия.
По словам Алексея Суханова, внешние признаки демотивации достаточно стандартны — это негативные эмоции, которые описывает модель Экмана: раздражение, гнев, печаль, отвращение. Обычно всё видно по реакции человека, если внимательно за ним следить. А вот крайняя степень — когда уже острых эмоций нет, а есть только безразличие и апатия.
Демотивация проявляется через:
- негативные эмоции;
- полное безразличие.
Эмоции всегда отражаются на поведении и результатах работы. Снижаются объём и темп выполнения задач, падает инициативность, человек «не дорабатывает» до нужного уровня качества.
Согласно исследованию СберУниверситета, 43% опрошенных в ситуации демотивации испытывали эмоциональное истощение и апатию, что напрямую влияло на их производительность и качество жизни в целом.
Как говорить начальнику правду и остаться в хороших отношениях
Как сохранить себя и свою работу
Если вы обнаружили признаки демотивации, может быть несколько конструктивных стратегий работы с этой ситуацией.
Инициируйте прямой разговор с руководителем
«За спрос денег не берут. Всегда надо поговорить, вызвать руководителя на разговор и поделиться своими чувствами, привести конкретные примеры демотивирующих проявлений, разобраться в причинах и о чём-то в идеале договориться на будущее. Если не договориться, высока вероятность, что всё останется по-прежнему», — отмечает собеседник.
Важно понимать, что руководитель может не осознавать эффект своего поведения. Он может считать свой стиль управления нормальным, не замечая, как это влияет на сотрудников.
Взвесьте все за и против
Иногда стоит объективно оценить сложную ситуацию и проанализировать свои приоритеты. Это может быть финансовая стабильность для семьи или польза, которую вы приносите своей работой. Необходимо честно оценить, перевешивают ли эти факторы негативный эффект от демотивирующей среды.
Работайте над своим восприятием
Если изменить источник демотивации невозможно, но уйти вы пока не готовы, попробуйте изменить свою реакцию. Можно поработать с психологом или коучем, освоить техники отсоединения — воспринимать сложную ситуацию с «пустой головой», понимая, что она не направлена на вас лично и не должна подрывать вашу самооценку.
Ведите диалог на равных
В современных компаниях с демократичной культурой руководители обычно готовы к конструктивному диалогу. Для успешного диалога нужны две вещи: готовность обеих сторон слушать и слышать, а также переговорные навыки. Если руководитель негативно реагирует на инициативу наладить диалог, это уже серьёзный тревожный сигнал.
«Обе стороны должны понимать, что они находятся не в положении "ребёнок-родитель" или "барин-холоп", а в положении двух сторон контракта. Руководитель представляет организацию по одну сторону трудового контракта, сотрудник — по вторую сторону», — объясняет Суханов.
Адаптация на новой работе: как правильно влиться в коллектив
Признаки токсичной среды, или когда лучше уйти
Не всегда ситуацию можно исправить. Иногда уход — единственное правильное решение. Существуют ситуации, когда попытки изменить что-то изнутри практически бесполезны. Если в подразделении сложилась устойчивая демотивирующая среда и дело не только в одном руководителе или отдельных сотрудниках, то что-либо исправить изнутри будет очень трудно.
Признаки, что пора искать новое место работы:
- системное токсичное поведение руководителя, которое не меняется после попыток диалога;
- негативная атмосфера охватывает всё подразделение или компанию;
- руководство негативно реагирует на попытки конструктивного обсуждения проблем;
- вы постоянно чувствуете, что среда высасывает энергию и истощает вас;
- негативный опыт начинает влиять на ваше физическое и психологическое здоровье.
Человек в токсичной обстановке чувствует постоянную усталость и истощение. В такой ситуации единственным здоровым решением часто является уход из демотивирующей среды.
Работа занимает огромную часть нашей жизни, и атмосфера, в которой мы проводим это время, напрямую влияет на общее благополучие. Токсичная среда может не только незаметно разрушать профессиональную мотивацию, но и подрывать уверенность в себе, здоровье и личные отношения.
Смена работы в таких ситуациях не признак слабости, а признак осознанного отношения к своей жизни и профессиональному пути. Иногда «сохранить себя» означает найти место, где ваш талант и энергия смогут раскрыться в полной мере, а не растрачиваться на борьбу с токсичной обстановкой.
Демотивация — это не просто личная проблема. Это сигнал о дисбалансе в рабочей системе, который требует внимания и действий. Иногда эти действия приводят к улучшению ситуации, а иногда — к решению двигаться дальше.
Начальник контролирует каждый шаг? Пять способов сохранить нервы и карьеру
Мнение психотерапевта
По словам психиатра Виктории Читловой, далеко не всем руководителям присущи экологичность в общении, уважительное отношение к подчинённым, деликатность и чуткость в разных ситуациях и умение встать на позицию другого человека.
«Некоторые аспекты поведения работодателей являются необходимой атрибутикой характера человека, стоящего у руля. Например, жёсткость и твёрдость, требование чёткости и пунктуальности в выполнении задачи, некоторая категоричность, решительность и во многих вопросах бескомпромиссность. Не имей их, он не смог бы управлять людьми», — пояснила собеседница.
Она добавила, что сегодня в крупных, развитых компаниях есть большой тренд на формирование конструктивных психологических качеств у руководителя, чтобы он мог гармонично управлять коллективом, поддерживать в нём здоровую атмосферу и вести компанию к новым достижениям. Но и самому сотруднику важно научиться заботиться о себе.
«Если вы столкнулись с демотивирующим поведением работодателя, важно учесть несколько моментов, чтобы защититься и составить себе ясное понимание, что этой ситуацией в вашей жизни управляете вы, несмотря на то, что вы подчинённый».
Виктория Читловапсихиатр, психотерапевт, к. м. н., основатель и руководитель Центра психотерапии доктора Читловой
Эксперт дала несколько рекомендаций тем, кто столкнулся на работе с демотивирующим поведением руководства.
- Часто нас ранит то, что похоже на травмирующие истории из нашего прошлого. Самым частым переносом на рабочем месте является когнитивное искажение, когда мы воспринимаем руководителя как родителя. Ваша задача: изучить персону начальника, отделить его/её образ в голове от образа другого человека из вашего прошлого. Дайте себе небольшой труд, чтобы сориентироваться, как и почему работодатель ведёт себя с вами и с другими людьми именно таким образом. Позвольте себе увидеть, что его реакции могут быть не связаны с вами напрямую. Если вы нашли другие причины переноса, изучайте их.
- Постоянно держите фокус внимания на том, почему и для чего вы работаете именно здесь. Сформулируйте в одном предложении сквозную цель, к чему вы стремитесь, при этом будьте максимально честны сами с собой. Напоминайте себе об этой цели регулярно, чтобы она не «замылилась».
- Поразмышляйте о том, что вы можете получить на этой работе, помимо следования главной цели. Придётся покреативить и сгенерировать для себя возможности через наблюдение и анализ. Возможно, ситуация призывает вас развить какие-то навыки? Это могут быть навыки, напрямую не касающиеся вашей прямой экспертизы. Что ещё бонусом вы можете получить, оставаясь на этой работе? Например, связи, поддержку непрерывного стажа, умение отстаивать границы и продвигать свои интересы и т. д.
Эксперт подчеркнула: важно выдерживать необходимый режим мышления, чтобы выполнять эти три пункта изо дня в день. Нужно стараться смотреть на ситуацию и изучать её со стороны, с позиции наблюдателя. Этот навык следует развивать для того, чтобы вы могли проводить ревизию как происходящего вокруг, так и внутри вас, в вашем разуме, будь то работа или другая сфера жизни.
«Если работодатель токсичен, а вы продолжаете травмироваться, мучиться и не можете полноценно трудиться и даже жить, это повод обратиться к специалисту. Чтобы всё вышеперечисленное вы научились делать вместе с опытным терапевтом-наставником, а возможно, и решились выйти из мучительных трудовых отношений, если они себя действительно исчерпали», — добавила Виктория Читлова.
Главное
Не всегда начальник токсичен по своей природе — иногда из-за нехватки времени и возрастающей нагрузки руководитель может упустить из виду проблемы в рабочих процессах и падение морального духа сотрудников. Токсичность может носить скрытый характер и проявляться в виде пассивной агрессии, обесценивания достижений, двойных стандартов и микроменеджмента.
Если поведение босса переходит грани разумного, можно инициировать с ним прямой разговор. Если ситуация не улучшится, стоит обратиться за профессиональной помощью к психотерапевту. А если негативные эмоции сменились на апатию и безразличие к рабочим задачам, стоит задуматься о смене работы.