Как стать стюардессой: советы опытного бортпроводника

Профессия стюардессы, или бортпроводника, скоро отметит столетие. Официально эта должность в экипажах пассажирских воздушных судов была введена в середине 1930-х годов. В США первый стюард появился в 1926 году в компании Stout Airways. А первой стюардессой стала 25-летняя медсестра Эллен Черч, которую в мае 1930 года приняли на работу в United Airlines. Появление девушек на рейсах было отчасти рекламным трюком, это привлекало внимание к авиаперевозкам. Сегодня невозможно представить историю авиации без стюардесс. Спустя век эта профессия по-прежнему считается одной из самых престижных и высококонкурентных. Кто может стать бортпроводником, где учиться, какими качествами нужно обладать и сколько зарабатывает стюардесса, «Рамблеру» рассказала Светлана Рудакова, её стаж в гражданской и бизнес-авиации превышает 15 лет.

Как стать стюардессой: советы опытного бортпроводника
© Рамблер

Кому подойдёт профессия стюардессы/бортпроводника

В этой статье мы говорим о профессии в целом — и для мужчин, и для женщин. Но используем слово «стюардесса», потому что наш эксперт — женщина.

Стюардесса взаимодействует с пассажирами напрямую, поэтому её можно назвать лицом экипажа. От её профессиональных и личных качеств во многом зависит, останется ли пассажир доволен полётом и выберет ли авиакомпанию в следующий раз. Поэтому в профессии стюардессы важны:

  • выносливость;
  • эмпатия;
  • привлекательный внешний вид;
  • хорошее здоровье (работа в авиации связана с серьёзными физическими и психологическими нагрузками).

Для Светланы Рудаковой работа в авиации была детской мечтой: её дед был военным лётчиком, тётя и сестра работали стюардессами — в такой семье мечтать о небе было естественно. Родные не отговаривали, но и не помогали Светлане попасть в авиацию. Помог случай.

«Школу я закончила в 17 лет, и папа устроил меня в отдел кадров, где был рабочий график с 09:00 до 18:00, мне было очень скучно. В 1993 году я узнала, что новая авиакомпания "Трансаэро" набирает сотрудников, и решила попробовать себя в новом качестве. На собеседовании я хорошо ответила на все вопросы, уровень английского позволял претендовать на должность, но меня не взяли без объяснения причин. Я ужасно расстроилась, и мой друг предложил вместе съездить в отборочную комиссию ещё раз, чтобы выяснить причины отказа. Руководитель комиссии сказала, что мне надо похудеть (хотя лишнего веса у меня не было), и я согласилась. Ещё она подчеркнула, что на собеседовании я волновалась, и это было заметно. Но всё-таки дала мне направление на медкомиссию».

Светлана Рудакова
Светлана РудаковаСтюардесса (гражданская и бизнес-авиация)

С чего начать путь в профессию стюардессы

Есть несколько вариантов входа в профессию.

  • После 9-го класса поступить в колледж или училище по направлению «сервис на транспорте». Такие программы есть в средних специальных учебных заведениях более чем в 40 городах России. Абитуриентам предлагают и бюджетные места, и платное обучение длительностью 2 года 10 месяцев — 3 года 10 месяцев.
  • После 11-го класса поступить в Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, где в том числе готовят сотрудников кабинного экипажа. Срок обучения — 4 года, есть бюджетные места и платная форма обучения. По окончании выдаётся диплом о высшем образовании.
  • Пройти обучение на платных курсах бортпроводников. Как правило, они длятся 2–3 месяца. После этого нужно самостоятельно искать работу в авиакомпаниях. С одной стороны, это даёт широкий выбор возможностей, однако есть риск получить отказ на этапе собеседования в авиакомпании или медкомиссии.
  • Сначала пройти собеседование в авиакомпании, а затем обучиться профессии за счёт работодателя. Это гарантирует трудоустройство, но нужно будет отработать в авиакомпании несколько лет.

Как проходит отбор?

На этапе собеседования с представителями авиакомпании важно показать свою коммуникабельность, стрессоустойчивость, умение быстро принимать решения, хорошее знание английского языка и способность грамотно действовать в нестандартных ситуациях. Авиаперевозчики проводят серьёзный отбор среди претендентов. У разных авиакомпаний могут быть разные требования, однако есть и общий стандарт.

Требования к претендентам на должность стюардессы:

  • Возраст: от 18 до 28 лет (в некоторых авиакомпаниях готовы рассматривать кандидатов до 35 лет).
  • Образование: начать работу бортпроводником можно по окончании 11 классов (минимальный уровень) или после колледжа/техникума, но чаще авиакомпании отдают предпочтение кандидатам с высшим образованием. Специальность не является определяющим фактором при отборе кандидатов, но преподаватели, лингвисты, медицинские работники, менеджеры направлений «гостиничное дело» или «туризм» имеют больше шансов на трудоустройство в авиацию в силу имеющихся знаний на старте карьеры.
  • Знание иностранного языка: английский на уровне Pre-Intermediate. Большим плюсом будет владение и другими иностранными языками.
  • Физические параметры, внешний вид, навыки: рост от 160 до 180 (стюардессе необходимо свободно дотягиваться до верхних багажных полок), хорошая физическая форма, зрение не ниже -2,5 диоптрии, отсутствие татуировок или пирсинга на открытых участках тела, умение плавать, отсутствие аэрофобии.
  • Наличие российского гражданства и загранпаспорта (для работы на международных рейсах).
  • Отсутствие судимости.
  • Отсутствие медицинских противопоказаний.

После первого собеседования всех претендентов в кабинный экипаж ждёт углублённый медосмотр для оценки показателей физического здоровья. В ходе собеседования и медосмотра кандидату дают оценку психологической устойчивости: обладает ли он эмпатией, способен ли выдерживать психологическое давление, может ли мобилизоваться в кризисных ситуациях.

Обучение и сертификация

После успешного прохождения медосмотра авиакомпании направят претендента на специализированные курсы подготовки бортпроводников. Они включают в себя теоретические и практические занятия по обслуживанию пассажиров, авиационной безопасности, оказанию первой медицинской помощи, психологии общения. Отдельный блок касается поведения в чрезвычайных ситуациях.

Продолжительность обучения — от одного до трёх месяцев, в зависимости от программы. По окончании курсов выдаётся сертификат, подтверждающий квалификацию.

Как правило, учебно-тренировочные центры, где идёт подготовка персонала гражданской авиации, действуют при аэропортах. Например, учебно-тренировочный центр во Внукове является старейшим в России учебным центром и существует с 18 декабря 1950 года. Авиационная школа «Аэрофлота» в Москве расположена рядом с аэропортом Шереметьево.

«У "Трансаэро" была своя школа бортпроводников. Обучение мы проходили в Домодедове, базовом аэропорту авиакомпании, — рассказывает Светлана Рудакова. — Самым любимым в обучении для меня было обслуживание пассажиров. У нас был потрясающий инструктор, настоящая леди. Она говорила: "Представьте, что вы летите на рейсе Москва — Лима…" Для нас это звучало как что-то фантастическое, сердце замирало от перспектив. Большой блок обучения был посвящён вопросам безопасности. Обучение проводится по конкретному типу воздушного судна, на котором ты сможешь впоследствии работать. Борпроводник обязан знать всё оборудование, которое размещено на борту. Аварийно-спасательная подготовка проходит в том числе в специальных бассейнах. Мы отрабатывали навыки по оказанию помощи пассажирам в воде, надували специальный плот, отрабатывали, как поднять на него пострадавшего пассажира. Нам рассказывали, как поддерживать в холодной воде тепло своего тела, учили, как тушить пожар на борту, как выживать в Арктике, пустыне, джунглях. К счастью, в моей практике не было ситуаций, где эти навыки бы мне пригодились».

Практика и стажировка

После успешного завершения всех этапов отбора и обучения новички проходят стажировку на реальных рейсах. Это позволяет закрепить полученные знания и навыки в реальных условиях. Во время практики опытные коллеги помогают новичку адаптироваться. После стажировки можно заключить контракт с авиакомпанией и начать карьеру стюардессы.

«Моя стажировка составляла 30 лётных часов, после чего мы заключили контракт с "Трансаэро" и начали летать по всей России: Екатеринбург, Нижний Новгород, Норильск, Новосибирск. Были и международные рейсы: Киев, Минск, Лондон, Тель-Авив и другие города, — делится Светлана Рудакова. — График своих полётов мы узнавали за несколько дней. Летали в составе разных экипажей, и везде была дружная команда. Бонусом для каждой из нас были заграничные командировки, особенно когда летишь на море, в тёплые страны. Если полёт длительный, то экипаж не возвращается домой, а отдыхает в конечной точке маршрута. Тебе оплачивают отель и выдают командировочные на питание. Работа стюардессой стала для меня возможностью посмотреть мир. Я отработала так три года, а затем вышла замуж за иностранца, родила ребёнка и на время оставила авиацию. Когда дочь подросла, я вернулась в гражданскую авиацию и стала задумываться о карьерном росте».

Обязанности стюардессы

Стюардессы отвечают за атмосферу гостеприимства на борту воздушного судна. В их обязанности входит:

  • встреча и сопровождение пассажиров до посадки и после прибытия;
  • помощь в размещении багажа и ручной клади;
  • инструктаж по правилам поведения на борту;
  • объяснения действий в случае чрезвычайных ситуаций;
  • поддержание чистоты в салоне;
  • организация приёма питания на борт;
  • раздача еды и напитков пассажирам;
  • оказание психологической поддержки;
  • урегулирование конфликтов во время рейса.

До рейса бортпроводники проверяют исправность спасательного снаряжения: жилетов и кислородных масок, ремней безопасности и контролируют их правильное использование пассажирами во время полёта. При необходимости оказывают первую медицинскую и психологическую помощь, а в экстренных ситуациях обеспечивают спасение пассажиров.

© Личный архив Светланы Рудаковой

Какой может быть карьера стюардессы

У стюардесс есть несколько вариантов продвижения по карьерной лестнице:

Старший бортпроводник

Отвечает за приёмку воздушного судна перед полётом и координацию работы команды на борту, контролирует выполнение стандартов обслуживания и помогает новичкам адаптироваться.

Инструктор

Стюардессы с большим опытом могут стать инструкторами, проводя обучение новичков и переподготовку действующих сотрудников.

Менеджер службы бортпроводников

Опытные сотрудники могут перейти на административные должности и заниматься управлением персоналом. Перечень их обязанностей может включать планирование графиков работы, контроль выполнения стандартов обслуживания, участие в подборе персонала и организацию тренингов.

Корпоративный менеджмент

Для стюардесс возможен переход на позиции в корпоративном управлении авиакомпаний. Как правило, они могут претендовать на должности в отделах маркетинга, продаж, управления качеством услуг. Однако это требует дополнительного обучения или переквалификации.

Работа в международных авиакомпаниях

Крупные международные авиакомпании предлагают более высокие зарплаты и интересные маршруты. Для перехода, как правило, требуется знание нескольких иностранных языков и опыт работы в международной среде.

Переход в бизнес-авиацию

Работа стюардессы в бизнесджетах предполагает индивидуальный подход к обслуживанию, высокую степень ответственности и внимание к деталям. Работа в бизнес-сегменте требует гибкости, готовности к изменениям, способности работать в условиях ограниченного состава экипажа.

© Timurpix/iStock.com

Интерьер бизнесджета

Уровень зарплат здесь более высокий. Есть также возможности для профессионального роста и развития личных навыков.

«С 2008 года я работаю в бизнес-авиации, летаю в составе экипажей частных самолётов, — рассказывает Светлана. — Это престижно, но здесь есть своя специфика. Например, ты можешь знать своё расписание заранее, а можешь узнать о полёте всего за несколько часов. Я работаю в паре с другой стюардессой, у каждой по две недели дежурств. В это время нужно быть готовой в любой момент отправиться в рейс. Зато потом две недели можно отдыхать и заниматься своими делами. В бизнес-авиации мы работаем с VIP-клиентами, среди которых могут быть известные личности, топ-менеджеры крупных компаний или политические деятели. Поэтому важно уделять внимание мелочам. В мои обязанности входит заказ еды из ресторана, включая напитки, десерты, орешки и другие полезные снеки. Важно учитывать предпочтения клиентов, находить подход к разным людям, быть вежливой и деликатной. Зарплаты в бизнес-авиации выше, чем в гражданской, учитывая элитный характер перевозок и высокую степень ответственности».

Какая зарплата у стюардессы в России в 2025 году

Зарплата стюардессы различается в зависимости от авиакомпании (сотрудники лоукостеров получают меньше), количества выполненных рейсов и направления полётов — на международных рейсах работа бортпроводника оплачивается выше, чем на внутрироссийских. В среднем представители этой профессии могут рассчитывать на заработок в 100 000–120 000 рублей.

© ГородРабот.ру

Авиакомпания «Уральские авиалинии» предлагает начинающим бортпроводникам зарплату от 95 000 рублей на руки.

© hh.ru

Авиакомпания «Россия» — от 100 000 рублей до вычета налогов.

© hh.ru

Авиакомпания «Аэрофлот» предлагает зарплату от 138 000 рублей (до вычета налогов) при налёте 60 часов. Кроме того, у авиакомпании есть приветственный бонус по итогу первого месяца работы после трудоустройства — 50 000 рублей. Во время обучения, которое проходит за счёт компании, начисляется стипендия в размере 30 000 рублей.

© Сайт авиакомпании «Аэрофлот»

С марта 2025 года «Аэрофлот» анонсировал повышение заработной платы сотрудникам на 30%. При налёте 85 часов в месяц заработная плата стюардесс составит 185 000 рублей, а для бортпроводников, выполняющих постоянно функции руководства кабинным экипажем, — 242 000 рублей.

В бизнес-авиации зарплата бортпроводников выше, чем в гражданской, в среднем в два раза и составляет от 200 000 до 300 000 рублей.

Плюсы и минусы профессии стюардессы

Привлекательные стороны

  • Расширенный социальный пакет. Ежегодный оплачиваемый отпуск стюардессы составляет до 70 дней. Авиакомпании предоставляют медицинское обслуживание в собственных центрах или по программе ДМС, оплачивают повышение квалификации, дополнительное обучение иностранным языкам.
  • Льготные авиабилеты. Предоставляются сотруднику и членам его семьи.
  • Ранний выход на пенсию: для мужчин — в 50 лет, для женщин — в 45 лет (при условии налёта 4800 часов).

Трудности в работе стюардессы

  • Особый режим работы. Занятость в выходные, праздники и в ночное время негативно влияет на семейные и дружеские отношения.
  • Физические нагрузки и стресс. Вес тележки с едой, которую передвигает стюардесса, может превышать 100 килограммов.
  • Негативное влияние длительных перелётов на здоровье. Человек подвергается ионизирующему излучению, гипоксии, вибрации, укачиванию, инфразвуку. В совокупности с постоянной сменой климатических поясов, нарушением циркадных ритмов и эмоциональным напряжением работа в таких условиях может спровоцировать различные заболевания. К профессиональным болезням стюардесс можно отнести варикоз, заболевания опорно-двигательного аппарата — как следствие работы на ногах, — а также нарушения сна из-за ночных рейсов и постоянной смены часовых и климатических поясов.
«Несмотря на то что я уже много лет в профессии, я по-прежнему испытываю удовольствие от своей работы и считаю, что сделала правильный выбор», — отмечает Светлана Рудакова.

Советы опытной стюардессы новичкам в профессии

  1. Поддерживайте себя в хорошей физической форме, работа стюардессы требует много энергии и выносливости.
  2. Учитесь эффективно общаться с людьми разного возраста, социального статуса и национальности.
  3. Учитесь справляться со стрессом. Авиаперевозки связаны с неожиданными ситуациями, поэтому важно сохранять спокойствие и хладнокровие.
  4. Изучайте новые языки, совершенствуйте профессиональные навыки и следите за последними тенденциями в индустрии авиаперевозок.
  5. Любите своё дело, и тогда вам не придётся работать ни дня в своей жизни.

Как стать космонавтом и что делать в космосе и на Земле