Только болтают и шутят: шесть мифов о радиоведущих

7 мая отмечается День рождения радио, в этом году ему исполняется 130 лет. На радио трудится большая команда, её важный участник — ведущий: он ведёт программы, общается с гостями и слушателями, рассказывает о новостях и погоде. «Рамблер» поговорил с радиоведущей о том, какие мифы существуют в профессии, и выяснил опровергающую правду.

Только болтают и шутят: шесть мифов о радиоведущих
© eclipse_images/iStock.com, Рамблер

Миф 1: Радиоведущий обязательно должен иметь профильное образование

31% опрошенных исследователями «Авито Работы» трудятся по специальности, остальные — в смежной или совсем другой области. Журналистикой также часто занимаются люди, которые не учились на журналистов. В 2023 году профессор журфака МГУ Андрей Рихтер заявлял, что из 150 тысяч практикующих журналистов только половина имеют профильное образование. На практике часто среди радиожурналистов встречаются гуманитарии (выпускники филологического и философского направлений), реже — технари.

Эксперт добавляет, что для старта в карьере радиоведущего всё-таки желательно получить образование в университете или хотя бы окончить соответствующий курс. Теория радиожурналистики в комплексе с учебной практикой помогают быстрее освоиться на работе и сразу качественно её выполнять.

Миф 2: Без навыка публичности нельзя стать радиоведущим

Если вы уверенно чувствуете себя на сцене, то это ещё не значит, что сможете хорошо провести радиоэфир, то есть навык публичности не гарантирует успех. В работе радиоведущих в прямом эфире есть своя специфика, которой нужно овладеть, например:

  • импровизация — продумывать сюжет по ходу, чтобы довести эфир до конца;
  • контроль эмоций — сдерживаться в высказываниях, не показывать злость в интонации;
  • ораторское мастерство — иметь хорошую дикцию, подбирать слова и составлять грамотные предложения в устной речи.

Если вы интроверт, то не отбрасывайте идею устроиться на радио. Главное — освойте базу и попробуйте себя в деле.

«Порой стеснительный или закрытый человек может взять в руки микрофон и свободно общаться, заряжать публику своим настроением. А бывает, люди, с детства привыкшие к сцене, приближаются к микрофону в радиостудии и впадают в ступор — не знают, что сказать».

Елена Иващенко
Елена Иващенкорадиоведущая ГТРК «Иртыш»

Миф 3: Радиоведущий решает, о чём вещать в эфире

Ведущий не может говорить, о чём заблагорассудится, он обязан создавать программу в соответствии с правилами редакционной политики (у каждой редакции своя). Например, они касаются жанров и тем, которые допустимы для радиостанции, этических норм, достоверности информации и формы общения со слушателями.

© Рамблер

Новенькие ведущие поначалу согласовывают план программы с шеф-редактором, после чего он внимательно отслушивает записанные программы и даёт обратную связь. В дальнейшем ведущий должен самостоятельно следить за тем, что и как говорит в эфире.

Для ведущего важно быть осторожным в высказываниях о политике, национальности, расе и относиться серьёзно к интервью на общественно значимые темы, например с пострадавшими людьми или потерявшими близких.

Миф 4: Радиоведущие, как дикторы, зачитывают готовые тексты

Это миф, потому что радиоведущие самостоятельно создают материал для выпуска: ищут спикеров — гостей программы, — собирают фактаж (берут интервью, отбирают пресс-релизы), структурируют данные, ищут фокусы для необычной и интересной подачи.

«Эпоха дикторов советского радиовещания почти канула в Лету. Просто прочитать текст — это не работа современного радиоведущего. За выходом в эфир стоит серьёзная подготовка. Иногда в оперативном режиме необходимо собрать текст всего за несколько минут, настроиться и сразу же выйти в эфир», — дополняет Елена Иващенко.

В региональных редакциях ценятся универсальные ведущие. Эксперт предупреждает: нужно быть самостоятельным, например писать новости и монтировать программу.

Миф 5: Радиоведущие способны разговорить кого угодно

Радиоведущим приходится брать интервью у разных людей: чиновников, священнослужителей, пенсионеров, детей — важно найти подход к каждому. Эфир выйдет плохим или вовсе сорвётся, если диалог с гостем не складывается. Ведущий должен проявить эмпатию к гостю — быть вежливым и не раздражаться. Но и это не гарантирует успех.

Елена Иващенко вспоминает историю, как однажды в студию пришёл врач-онколог. За 30 минут до эфира удалось наладить с ним контакт и обсудить тему предстоящего разговора, но во время выпуска гость отстранился и перестал реагировать на вопросы.

«Гость буквально сидел в телефоне. Я расстроилась и винила его, думала: как так можно не уважать мою работу? Потом поняла, что врач во время эфира решал какую-то проблему по работе, возможно, он даже узнал плохую новость. На мой взгляд, важно быть открытым душой к людям и не ставить свою работу (в моём случае задачу идеально и по моему плану провести эфир) выше».

Елена Иващенко
Елена Иващенкорадиоведущая ГТРК «Иртыш»

Как спасти эфир? Общаться с гостем не по теме эфира, а о его деятельности, чтобы ему было проще высказываться. Если не получается, импровизировать — размышлять на тему эфира самостоятельно в формате монолога. Когда говорить станет совсем не о чем, завершать выпуск.

Миф 6: Радиоведущие всегда на позитиве

Голос ведущего заряжает по утрам и развлекает по вечерам. Но порой у самого журналиста совсем нет настроения и шутить не хочется. В такие моменты ведущему важно (как, впрочем, и любому профессионалу) отвлечься от личного и сосредоточиться на работе. Иначе слушатели и тем более рядом сидящие гости обязательно почувствуют плохое настроение. В данном случае ведущий не должен надевать маску весельчака, но вести себя профессионально, спокойно выполнить свою роль в программе — да.

В таких рубриках, как, например, новости, голос радиоведущего, наоборот, должен быть серьёзным. Необходимо интонационно расставить правильные акценты на фактах, чтобы слушатель не упустил важного.

Главное: правда о радиоведущих

  1. Чтобы работать на радио, необязательно иметь журналистское образование. Необходимые навыки для работы можно получить на практике.
  2. Стать хорошим ведущим можно без опыта выступлений на сцене. Важное для работы: иметь хорошую дикцию, уметь импровизировать и открыто вести диалог.
  3. Программа выпуска составляется строго по редакционной политике. Редакторы отслеживают, что и как говорят ведущие.
  4. Радиоведущие самостоятельно собирают информацию для эфира. Иногда даже пишут новости.
  5. Ведущий выстраивает диалог и ведёт всю беседу с гостем от начала и до конца. Однако в некоторых ситуациях гость может быть не настроен на разговор, и радиоведущему ничего не остаётся, как вести эфир самому.
  6. Ведущие должны вести программу на позитиве, но это не значит, что сами они в этот момент в хорошем настроении. Иногда приходится играть такую роль.

Как правильно хвалить коллег: чек-лист