Дело не в деньгах: музейные работники рассказали о своей профессии и зарплате
Каждый год 18 мая в России и по всему миру отмечается Международный день музеев — праздник тех, кто не просто работает среди экспонатов. Тех, кто помогает оживить историю в глазах современников и сделать современников историей в глазах будущих поколений. Музейные сотрудники — проводники в глубины пространства и времени, которые делают далёкие эпохи ближе, исторические события — понятнее, искусство — доступнее, а скучное — увлекательным. Чем на самом деле занимаются музейные работники, с какими вызовами сталкиваются, каково это каждый день вести диалог с посетителями и что может дать эта профессия человеку, «Рамблеру» рассказали сотрудники художественного музея и музея «Следственная тюрьма НКВД».
Как появился Международный день музеев
Некоторые исследователи связывают появление музеев в нашей стране с деятельностью Петра I, который в 1714 году учредил Кунсткамеру — первый русский музей. Вход для публики был бесплатным, посетителей сопровождали суббиблиотекари — так тогда называли музейных гидов.
Кроме того, в XVIII веке в Российском империи и за её пределами шло становление университетского образования. Классические университеты заложили основы не только научно-образовательных традиций, но и музейного дела. Университетские музеи служили обучению студентов и просвещению масс, поэтому были открыты для публики.
Официальный праздник у музейных работников появился почти 50 лет назад по инициативе Международного совета музеев ― ИКОМ (International Council of Museums, ICOM). Эта организация была создана в Париже в 1946 году и объединила музейных профессионалов разных стран, включая СССР. В 1977 году ИКОМ по просьбе советских представителей учредила Международный день музеев.
К этой дате была приурочена первая музейная акция, в рамках которой организации на разных континентах открыли свои хранилища и мастерские для посетителей, причём зачастую бесплатно. Сегодня 18 мая в честь праздника в разных странах проводится акция «Ночь в музее», и у публики есть возможность посетить музеи и галереи в вечернее и ночное время (большинство площадок — бесплатно). Особенно широко этот формат используется в России.
Свидетели рождения и смерти: медсестра рассказала о секретах своей работы
Как стать музейным работником
В 2019 году сервис hh.ru провёл исследование профессий музейных сотрудников на российском рынке труда. Выяснилось, что подавляющее большинство соискателей на музейную работу имеет высшее образование. Четверть кандидатов также получили дополнительное профессиональное образование, чаще всего это языковые курсы.
Основные требования к музейным работникам выглядят так:
- знание предметной области по профилю музея и интерес к ней;
- гостеприимство и хозяйственность;
- грамотная устная и письменная речь;
- знание английского языка на уровне разговорного;
- умение работать в команде;
- дисциплинированность, ответственность, пунктуальность, вежливость;
- желательно высшее образование (искусствоведение, музейное дело);
- умение работать с разными категориями посетителей.
Музейщик — общее название таких специалистов. А между тем в штатном расписании учреждения может быть несколько должностей:
- хранитель фондов — ведёт комплектование, учёт и систематизацию музейных экспонатов, следит за их сохранностью и соблюдением условий хранения, своевременно передаёт предметы на реставрацию;
- научный сотрудник — изучает экспонаты и проводит исследования по музейной тематике, пишет научные статьи, участвует в формировании экспозиций;
- экскурсовод — разрабатывает и проводит экскурсии по экспозициям музея, рассказывает посетителям об истории и значении экспонатов, отвечает на вопросы;
- художник-реставратор — восстанавливает и сохраняет экспонаты, разрабатывает методики реставрации предметов и подбирает материалы для них;
- смотритель — следит за порядком в залах музея во время экскурсий;
- архивариус — управляет музейными архивами и ведёт документацию, связанную с коллекциями и выставками;
- методист — организует и проводит образовательные мероприятия для посетителей, разрабатывает обучающие материалы;
- археолог — изучает и сохраняет артефакты, найденные на раскопках или переданные в музей.
Подробнее о должностных обязанностях таких сотрудников, требованиях к их знаниям и квалификации можно узнать в специальном профессиональном справочнике.
Каждый из этих специалистов получает профильное образование: это прикладники, которые обучаются в колледжах или вузах, историки, искусствоведы, культурологи, документоведы, археологи, политологи, социологи, художники, краеведы, менеджеры. Как таковой общей специальности «музейный работник» в учебных заведениях не существует. Есть специальность «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (код специальности — 51.03.04) на базе гуманитарных факультетов и институтов столичных и региональных вузов (всего 25 вузов в России).
На базе высшего или среднего профессионального образования можно пройти курс профпереподготовки по музейному делу (длительностью от 1,5 до 6 месяцев, очно или дистанционно). Можно также пройти стажировку, в том числе в крупнейших музеях России — Государственный исторический музей, Политехнический музей, Государственный центральный музей современной истории России, Третьяковская галерея, Русский музей, Российский этнографический музей и другие.
Ярослава Беспалова, руководитель отдела выставочной деятельности Томского областного художественного музея имени М.Б. Шатилова, по профессии художник-реставратор, в музее работает уже 30 лет. Она отмечает, что в музеях, как правило, несколько основных профильных отделов:
- научный;
- фондохранение;
- реставрация;
- выставочный;
- по связям с общественностью.
Каждое из подразделений имеет свою специфику, и для работы в них человек должен иметь соответствующее призвание — иначе специалист в музее не задержится: зарплаты здесь невысокие, и без любви к своему делу оставаться трудно и даже бессмысленно.
По данным сервиса hh.ru, в 2019 году средняя ожидаемая зарплата музейных сотрудников в России составляла 30 тыс. рублей. В Москве сумма была чуть выше — 35 тыс. рублей, в регионах — 25 тыс. рублей. В 2024 году, по данным всё того же hh.ru, средняя зарплата музейных работников составила 45 тыс. рублей. Размер дохода зависит от региона, статуса музея и опыта специалиста.
Марина Юрьева работает экскурсоводом в томской «Следственной тюрьме НКВД» — первом в России музее, посвященном истории массовых советских репрессий. Марина заинтересовалась тематикой политических репрессий ещё в подростковом возрасте благодаря учителю истории в школе города Тайга Кемеровской области.
Учительница создала постоянную экспозицию про репрессированных в советское время земляков, позже вокруг музея сформировалось историко-патриотическое общество. Увлечённость педагога так сильно повлияла на юную Марину, что после школы она поступила на исторический факультет в Томский государственный университет. Судьба привела Марину в музей «Следственная тюрьма НКВД» — сначала младшим научным сотрудником, а затем экскурсоводом.
«Когда я начинала работать, мне сразу сказали, что обязанности у меня будут самые разные. Коллектив был небольшой, и приходилось помогать друг другу. Мы проводили экскурсии по музею, организовывали мероприятия, занимались оформлением выставок, писали научные статьи, общались с посетителями и помогали им находить данные о репрессированных родственниках. А бывало что и полы мыли сами. Никакой работы не боялись. Уже потом была выделена ставка экскурсовода, куда я и перешла, чтобы сузить спектр рабочих обязанностей. Теперь я в основном вожу посетителей по музею, рассказываю об экспозициях и предметах, отвечаю на вопросы».
Марина ЮрьеваЭкскурсовод в музее «Следственная тюрьма НКВД»
Многие до сих пор не расстались со стереотипом, что музейный работник — это условная бабушка, сидящая на стуле в выставочном зале.
«Куда же без стереотипов. Бабушки есть среди смотрителей, это так: в пожилом возрасте можно идти в смотрители, это нормально, хорошо и нужно. Но музей — это большая организация и большая работа разных специалистов. Как в любом коллективе, многое зависит от руководителя: если он считает, что ему нужна молодёжь с новыми идеями, креативными решениями, он создаст такие условия, в которых молодёжи будет интересно и комфортно».
Беспалова ЯрославаРуководитель отдела выставочной деятельности Томского областного художественного музея имени М. Б. Шатилова
Кто и для чего приходит в музей
Большинство музеев в России — государственные (на портале Культура.РФ значится 5 702 музеев во всех регионах страны, частных — 498). Поэтому большинство музейных работников имеет регламентированный рабочий график (как правило, с 9:00 до 18:00).
На самом деле категоризация музеев более сложная. По ведомственной принадлежности они бывают:
- государственные;
- муниципальные;
- ведомственные (подчиняются министерствам и ведомствам, например, университетские, школьные и пр.);
- общественные (негосударственные, созданы общественными организациями);
- корпоративные (негосударственные, созданы в рамках предприятия, организации);
- церковные;
- частные.
Разные музеи — и посетители разные, в соответствии с профилем и принадлежностью музея. Ярослава Беспалова рассказывает, что у художественного музея есть постоянные посетители (те, кто следит за обновлением экспозиций), есть просветительские экскурсии (группы — школьники, студенты, пенсионеры и др.), есть посетители с профессиональным интересом (художники и ученики художественных школ). А есть те, кого заинтересовала конкретная тематическая выставка, — экспозиции бывают очень разные.
Увидеть другой мир
«В нашем музее выставки проходят регулярно — график насыщенный, — говорит Беспалова. — Это не просто показ работ — это встречи с художниками, кураторами, интересными людьми, которые делятся не только своим творчеством, но и своей судьбой. Художник или куратор приезжает не только с картинами. Он привозит с собой целый пласт личной истории, опыта, переживаний. За три-четыре дня, что мы вместе готовим экспозицию, ты как будто проживаешь с этим человеком часть его творческого пути, погружаешься в его внутренний мир. Люди приходят в музей не просто посмотреть картины, а ради “встречи” — с другим человеком, другим миром».
Например, сейчас в Томском художественном музее проходит масштабный проект «Ожерелье экватора» — выставка о художественных экспедициях российских академиков, членов Академии художеств, которые на протяжении 20 лет работали в Индонезии (жили на Индонезийских островах, погружались в местную культуру, быт, мироощущение). В музее представлены артефакты из поездок и картины, созданные под влиянием увиденного.
«Проект путешествует по Сибири и вызывает огромный интерес, — рассказывает Ярослава Беспалова. — К нам приходили студенты-индонезийцы, обучающиеся в Томском государственном университете. Читали стихи на своих языках, танцевали национальные танцы — это было невероятно! Мы как будто прикоснулись к иному миру. Это не просто выставка, а культурный мост между людьми и странами. Такие проекты наполняют жизнь смыслом и восторгом. Они напоминают, что искусство — это не только о красоте, но и о глубоком человеческом опыте, взаимопонимании и открытии новых горизонтов. А работник музея — проводник в этот мир».
Узнать то, о чём боялись говорить
Музей «Следственная тюрьма НКВД» (филиал Томского областного краеведческого музея) — совсем иной. И посетители приходят сюда с другими ожиданиями. Первоначально в здании музея располагалась церковно-учительская школа, а с 1923 по 1944 годы находился Томский горотдел НКВД с внутренней тюрьмой для подследственных в подвале. Позже дом отремонтировали и превратили в жилой. В 1989 году по инициативе неравнодушных томичей в подвале здания появился музей.
Поскольку тема репрессий непростая, атмосфера в музее настраивает на серьёзные размышления о прошлом и его влиянии на последующие поколения. Не все посетители понимают, куда они приходят, говорит Марина Юрьева, поэтому и реакция людей на рассказы экскурсовода бывает разной.
Некоторые не верят в то, что такое вообще было в истории нашей страны, а некоторые откровенно обвиняют музей в очернении советской истории. Бывает, что посетители всю жизнь жили в Томске и никогда не заходили в музей, хотя он находится в самом центре города. А после экскурсий признаются, что слишком мало знали о событиях тех лет. Или вообще думали, что музей посвящён работе и достижениям НКВД в советское время.
«Неподготовленная публика заходит к нам, как правило, случайно. Такие люди ходят по музею 15 минут и уходят, а потом могут оставить в соцсетях или на онлайн-картах комментарии в духе “музей вообще ни о чём”. А бывает, что посетители плачут, слушая мои рассказы. Недавно приходила группа, и взрослый мужчина рыдал, рассказывая о своих репрессированных родственниках. Поэтому основная наша аудитория — люди, так или иначе соприкоснувшиеся с теми страшными событиями. Они хотят почтить память родных, узнать больше об обстоятельствах репрессий в отношении членов их семей. Многие потом идут в архивы, чтобы посмотреть рассекреченные документы», — рассказывает Марина Юрьева.
Что важно в работе сотрудника музея
Марина Юрьева — экскурсовод. По её мнению, для этой профессии важно регулярно обновлять и расширять знания о событиях и людях, которым посвящены экспозиции. Марина не только периодически ездит на обучение, но и много читает в рамках самообразования. Марина посоветовала обязательно прочесть две книги, которые её некогда буквально поразили.
- «Сколько стоит человек». Её написала мемуаристка и художница Ефросиния Керсновская, которая в 1941 году была сослана из Бессарабии в Нарым как «эксплуататорский элемент» и смогла сбежать, но была поймана и отправлена в Норильск. Свои воспоминания о пережитом она проиллюстрировала сотнями рисунков, которые выполняла, будучи в ГУЛАГе, при попытках бежать, на тяжёлых работах. Работа была опубликована лишь в конце 1980-х годов в журнале «Огонёк».
- «Жизнь — сапожок непарный». Её написала актриса, писательница и театровед Тамара Петкевич, которая была арестована по подозрению в контрреволюционной пропаганде и сослана в лагеря. Человек непростой судьбы, она смогла сохранить человечность, любовь к жизни и веру в людей.
Работа музейным экскурсоводом подразумевает, в первую очередь, работу с людьми. А их за день могут быть сотни. И здесь без стрессоустойчивости никуда, уверены эксперты. Посетители бывают разные, к каждой аудитории нужен свой подход, особенно к детям. Важно быть готовым решать накладки и конфликты, например, если две группы пришли в одно время. А ещё экскурсовод сам должен проникаться тем, о чём рассказывает аудитории.
«Ты не всегда выходишь на работу в хорошем настроении, у тебя тоже могут быть проблемы в жизни. И я заметила: когда я выхожу к людям более равнодушной, чем обычно, они это сразу считывают. При этом, когда я выкладываюсь на работе слишком сильно, домой я прихожу опустошённая. Мне даже говорить не хочется, настолько я устаю. А дома у меня муж и дети, которые тоже хотят внимания. Поэтому я стараюсь балансировать между жизнью и работой, хоть и не всегда получается», — признаётся Марина Юрьева.
Работа помогла Марине побороть страх публичных выступлений и завести немало полезных знакомств. Но привыкнуть к неорганизованности некоторых посетителей даже опытному музейному сотруднику сложно: «Особенно раздражает, когда люди очень сильно просились на экскурсию, ради них ты подвинул остальных, а потом группа не пришла и даже не предупредила об этом».
Художник и руководитель музейного отдела Ярослава Беспалова отмечает, что умение работать с людьми и налаживать контакт — один из важнейших навыков работника музея. Выстраивать коммуникацию нужно не только с посетителями, но и с авторами, художниками — а это часто непростая задача.
«Когда художник приходит с персональной выставкой, мы стараемся сразу дать понять: сейчас вся команда работает на то, чтобы представить именно его творчество — максимально достойно и глубоко, — делится Ярослава. — И в ответ — живой, благодарный отклик, светящиеся глаза. Эти моменты действительно стоят многого. Конечно, нужно уметь быть гибким: не с каждым человеком легко наладить контакт с первой минуты, но мы представляем музей, и наша задача — создать атмосферу уважения и показать художника с лучшей стороны, тактично, с деликатностью».
Некоторые авторы приходят уже подготовленными: они чётко знают, как выстроить экспозицию, и делают это практически самостоятельно, рассказывает эксперт. Такие художники ценят свободу и благодарны за то, что им не мешают, а наоборот — поддерживают. Но бывает и иначе: кто-то приходит растерянным, неуверенным — понимает, что выставляться нужно, но не представляет, как визуально подать свои работы. Тогда сотрудники музея берут на себя роль соавторов в пространственном выражении идеи, помогают выстроить экспозицию так, чтобы она зазвучала.
Смысл — служить делу и людям
Марина Юрьева говорит, что не видит себя в других музеях с более лёгкой тематикой. Свою деятельность она воспринимает как миссию — доносить историческую правду до людей и сохранять её для новых поколений.
«Ты должен служить той правде, которую несёшь людям. Особенно сегодня, когда разобраться в том, что правда, а что вымысел, всё сложнее. Так мы придём к тому, что следующее поколение будет считать, что ничего этого не было — ни репрессий, ни ссылок, ни расстрелов. Важно сохранить память о тех событиях, чтобы люди помнили», — убеждена Марина.
Дух музея — это не просто любовь к экспонатам или знание истории, уверена Ярослава Беспалова. Это ещё и особое музейное братство, в котором важнейшее место занимает наставничество. Опытные сотрудники, особенно те, кто посвятил жизнь научной работе или хранению фондов, кто проводил атрибуцию предметов, формировал коллекции, несут в себе уникальные знания и ценности. Их задача — найти себе преемников среди молодых, чтобы передать не только навыки, но и подлинный музейный дух.
«Речь идёт о призвании, которое объединяло музейные сообщества России ещё с революционных времён, — подчёркивает Ярослава. — Тогда многие понимали: нужно сохранить то, что может быть утрачено навсегда. Это были иконы, предметы крестьянского быта, артефакты прошлого, значимость которых не всегда осознавалась. Но были люди — отважные, благородные, — которые шли наперекор обстоятельствам, чтобы спасти культурное наследие. И вот этот дух — сокровенное понимание миссии, ощущение ответственности перед историей и будущими поколениями — должен передаваться. Только так музейное дело останется живым, наполненным смыслом и любовью».
Главное о профессии музейных работников
- Музейный работник — обобщённое название сотрудника музея, на деле же список профессий в таких учреждениях довольно широк: от смотрителей до архивариусов.
- Чтобы стать музейным работником, нужно профильное высшее образование в области истории, искусствоведения, культурологии, археологии или музейного дела. Либо можно пройти курсы профпереподготовки.
- Зарплаты в музеях невысоки, поэтому туда идут работать те, кто видит в этом своё призвание, иначе специалист в музее не задержится.
- Музейному работнику важно быть увлечённым: кто-то начинает интересоваться историей, культурой или искусством в детстве под влиянием школьного учителя или члена семьи, кто-то открывает в себе интерес к этому позднее, обучаясь в вузе или колледже.
- Работа в людьми — важная часть профессии, поэтому музейщик должен быть коммуникабельным, стрессоустойчивым и с грамотной речью.
- Работа в музее больше похожа на служение или миссию — доносить до людей историческую правду и сохранять память о прошлом для следующих поколений.