Советы HR: как успешно пройти собеседование в крупную компанию
Чтобы пройти собеседование в крупную компанию, недостаточно богатого опыта. Нужно не только подойти компании, но и выделиться среди кандидатов. Порой это непросто: в ИТ, банках, торговле и других популярных сферах профессиональной деятельности – высокая конкуренция. Как правильно подготовиться к собеседованию и благополучно пройти его, «Рамблер» обсудил с экспертами — основателем HR-сообщества Дальнего Востока Татьяной Покидько и HR-директором международной ИТ-компании Rubius Ольгой Мальцевой.
Этапы собеседований
- Связь с кандидатом по телефону. Сотрудники HR звонят, чтобы уточнить общую информацию по опыту работы или желаемому графику занятости. Чтобы чувствовать себя увереннее, откройте вакансию, бегло просмотрите и задайте уточняющие вопросы — покажите заинтересованность. Спросите, сколько планируется этапов отбора.
- Личная встреча с руководителем (подразделения или всей организации). Если вы собеседуетесь на должность руководителя, то может быть несколько подходов. Например, на первой встрече обсудят ваши ценности, компетенции и технические навыки. На второй проведут беседу с командой, чтобы посмотреть на ваши управленческие способности. А на третьей проверят вашу реакцию в стрессовой ситуации, например, попросят сразу же решить кейс.
«Когда я проходила собеседование на позицию HR федерального банка, я прошла аж пять собеседований с разными руководителями. Одно из них прошло со службой безопасности (помимо стандартной проверки документов). Сейчас, в условиях дефицита кадров и демографической ямы, многие работодатели сокращают этапы собеседований. Ведь пока мы проводим череду тестов и интервью, другая компания уже может пригласить нашего кандидата на работу».
Татьяна ПокидькоОснователь дальневосточного HR-сообщества «HR-DV»
Если претендуете на место подчинённого сотрудника, то собеседование может пройти индивидуально, а может – вместе с другими кандидатами. 26% крупных компаний используют групповой формат, чтобы отобрать специалистов на некоторые позиции, например, администратора.
Если собеседование планируется в формате онлайн, подготовьте рабочее место, зарядите технику, отключите уведомления. Даже кот не должен отвлекать — лишнее волнение. Не забудьте, что даже если вы выходите на связь, находясь на своей кухне, вы должны быть одеты соответственно встрече, а не в домашний халат.
Самопрезентация
Изучите компанию в открытых источниках (её сферу деятельности, историю, подробности, относящиеся к сфере ваших компетенций), а затем приступайте к подготовке самопрезентации. Расскажите о своём профессиональном пути и карьерных целях – обычно с этого начинается собеседование.
Зафиксируйте тезисно в заметках:
● основные места работы;
● компетенции;
● результаты, которыми гордитесь;
● сильные стороны на примерах;
● идеи для компании.
Эксперты советуют не зубрить текст, важно оставаться естественным. Порепетируйте: говорить о себе лучше не больше двух минут.
Выпишите вопросы работодателю, чтобы подчеркнуть свою мотивацию. Например, спросите про испытательный срок и возможности роста.
Позаботьтесь о том, как будете выглядеть на встрече. Образ не должен быть вульгарным. Оденьтесь универсально — в кежуал.
Специфика собеседований в отраслях
Одно дело, когда собеседуетесь на место маркетолога в дизайн-студию, а другое — в ИТ-компанию. Нормально пробовать себя в разных сферах, но помните, что требования к кандидатам отличаются. Вам нужны разные стратегии. Эксперты помогли сделать гайд.
Шпаргалка по восьми отраслям: на какие качества обращают внимание работодатели
Например, чтобы удачно преподнести свой опыт маркетолога, в ИТ-компании расскажите о проектах на техническую тему, показав способность разбираться в сложных нишах, а в дизайн-студии сделайте акцент на креативном подходе.
«Кандидату в ИТ-компанию необходим широкий кругозор в технологиях, важен открытый и гибкий стиль общения, способность кандидата к самоорганизации и командной работе. Мы занимаемся корпоративным ПО, BIM, CAD, CAM, AR, VR, AI. Если ищем менеджеров по продажам, проектам, аналитиков или даже маркетологов, то они должны как минимум понимать эти аббревиатуры. А ещё важно, чтобы кандидат отвечал требованиям нашей корпоративной культуры: был открытым, честным, разделял наши ценности – командная работа, забота о себе, коллегах, клиентах и экологии. И, конечно, нужно быть готовым к росту».
Ольга МальцеваHR-директор ИТ-компании Rubius
Маркетолога Ольга спросит о том, как он справляется с дедлайнами и решает проблемы. А вот руководителя отдела маркетинга о другом — как справляется с ответственностью за стратегические решения и успех команды.
Каверзные вопросы
На собеседовании обязательно будет интерес к вам не только как к профессионалу, но и как к человеку. Эксперты поделились, о чем спрашивали кандидатов, и как лучше отвечать на эти вопросы:
Какие ваши слабые стороны? – Отвечайте честно, но с оговоркой, что работаете над собой, и объясните как.
Почему уволились с прошлой работы? – Сфокусируйтесь на причинах, не упоминая конфликты. Аккуратно обозначьте неприемлемые для вас условия работы.
Насколько вы продуктивны в последние пару лет? – Оцените своё развитие: какие ставили цели, как к ним шли, меняли ли план.
Кем видите себя через пять лет? – Этот вопрос похож на предыдущий, только он о будущих целях и планах. Работодателю интересно, к чему вы стремитесь, и возможно ли достичь этого в компании.
Какие были неудачи в работе? – Приведите пример ситуации, из которой вынесли важные уроки.
Как справляетесь со стрессом? – Покажите самообладание. Например, как вели себя при неудаче.
Второго шанса произвести первое впечатление на собеседовании не будет. Поэтому следите за манерами, мимикой и жестами. А ещё импровизируйте и будьте искренним.