Войти в почту

Работодатели всё чаще просят соискателей перечислить в резюме не только сведения об образовании и опыте работы, но и гибкие навыки. Исследования показывают, что около 85% профессионального успеха зависят именно от наличия soft skills. Какие качества и черты характера помогают в работе и карьере? И как работодатель определяет их на собеседовании? «Рамблер» решил разобраться в этом.

Гибкие навыки: что это и как их показать работодателю
© Рамблер

Что такое софт скиллз?

Soft skills — это личные качества и способности, которые помогают человеку успешно взаимодействовать с другими людьми и решать нестандартные задачи.

  1. Способность к эффективной коммуникации: ясное и эффективное выражение своих мыслей, способность слушать и понимать других людей.
  2. Умение работать в команде: навык сотрудничать с другими людьми, делиться информацией и ресурсами во имя общей цели.
  3. Способность решать конфликты: умение их распознавать, находить компромиссы и избегать ненужных споров.
  4. Критическое мышление: способность анализировать информацию, задавать вопросы, делать выводы и принимать обоснованные решения.
  5. Креативность: умение генерировать оригинальные идеи и находить нестандартные решения проблем.
  6. Тайм-менеджмент: способность планировать своё время, расставлять приоритеты и управлять рабочими нагрузками.
  7. Эмоциональный интеллект: понимание собственных эмоций и эмоций других людей, умение управлять своими эмоциональными реакциями.
  8. Настойчивость: способность преодолевать трудности, сохранять мотивацию и продолжать двигаться к цели, несмотря на препятствия.
  9. Лидерские качества: умение вдохновлять и вести за собой других людей, брать на себя ответственность и принимать решения.

Гибкие навыки = высокая производительность?

Ещё сто лет назад ученые выяснили, что 85% успеха в работе обусловлено хорошо развитыми навыками общения и коммуникабельностью и только 15% — техническими навыками и знаниями. Эти статистические данные были приведены в «Исследовании инженерного образования», написанном Чарльзом Риборгом Манном и опубликованном в 1918 году Фондом Карнеги.

В конце 90-х – начале 2000-х при отборе кандидатов работодатели стали обращать пристальное внимание на soft skills.

«Первыми в критерии отбора кандидатов это требование включили IT-компании. Было замечено, что развитые софт скиллы помогают техническим специалистам лучше работать в команде, адаптироваться к изменениям и общаться эффективно».

Юлия Истомина
Юлия ИстоминаПсихолог, эксперт по развитию бизнеса, подбору и оценке персонала, партнер компании SalesРекрутинг (Москва)

Эксперт привела результаты исследований, подтверждающих, что работники с развитыми софт скиллами демонстрируют более высокую производительность. Например, исследование, проведенное Harvard Business Review, показало, что акцент на развитии софт скиллов, увеличивает эффективность компаний на 20–30%. Их сотрудники могут лучше справляться с конфликтами, генерировать идеи и даже быстрее адаптироваться к новым условиям.

Как работодатели оценивают потенциал сотрудника?

Тот факт, что работодатели предпочитают кандидатов с развитыми гибкими навыками, подтвердил Федор Шабанов, финансовый директор Электротехнического дивизиона «Акрон Холдинг».

«При собеседовании я обращаю внимание на особенности поведения и ведения разговора. Часто гораздо более важным является не то, что ответил человек на вопрос, а почему он выбрал именно такой ответ. Отношение к балансу личной жизни и работы, семье, хобби, спорту также важно для понимания личности и качества будущего работника. Есть такое суждение: "Воображение важнее знаний", на руководящих позициях в бизнесе этот тезис работает на 99%».

Фёдор Шабанов
Фёдор ШабановФинансовый директор Электротехнического дивизиона «Акрон Холдинг»

Екатерина Ивасенко, руководитель отдела управления персоналом ООО «Деловой партнер охраны труда» рассказала о методах, которые применяют рекрутёры для оценки гибких навыков.

«На собеседовании кандидату часто задают вопросы о конкретных ситуациях в его профессиональном прошлом. Это так называемое поведенческое интервью. Оно даёт возможность отследить, что делал человек, каким был результат его работы, на основе этого оценить soft skills соискателя и дать прогноз, как он будет действовать в схожей ситуации».

Екатерина Ивасенко
Екатерина ИвасенкоРуководитель отдела управления персоналом ООО «Деловой партнер охраны труда»

Например, если надо оценить, насколько человек обучаем, на собеседовании его попросят рассказать: была ли в его работе задача, для решения которой не хватало текущих знаний. Подробный рассказ о задаче, сроках выполнения, ресурсах, которые были привлечены, сложностях, с которыми человек столкнулся, даёт возможность оценить обучаемость новым навыкам и целеустремлённость соискателя.

Вопросы рекрутёров всегда обусловлены компетенциями, которые необходимы соискателю на новом месте работы. Менеджера по продажам оценят на предмет коммуникативных навыков и умения разрешать конфликты. А претендента на руководящий пост — с точки зрения его лидерских качеств и анализа информации.

Металингвистический анализ речи соискателя позволяет определить: нацелен он на процесс или результат, больше ориентирован на стабильность или изменения, опирается на себя или ищет поддержки извне.

5 советов соискателям от опытных рекрутёров

«Рамблер» попросил опытных рекрутёров дать несколько советов для соискателей, которые помогут пройти собеседование и показать свои гибкие навыки.

  1. Собеседование всегда требует подготовки и анализа своего профессионального багажа. Подумайте, какие проекты были самыми успешными в вашей карьере, какие навыки вы приобрели за годы работы. Расскажите об этом конкретно и тезисно (можно потренироваться на родных и близких).
  2. Ведите себя спокойно, естественно, улыбайтесь и будьте дружелюбны. Это продемонстрирует ваши коммуникативные навыки, открытость и умение справляться с волнением.
  3. Не пытайтесь приукрашивать действительность и обманывать. Опытный интервьюер проверит одну и ту же информацию разными способами: интервью по компетенциям, проективные вопросы, кейс-интервью, металингвистический анализ речи и т. п.
  4. Если чего-то не знаете или не сталкивались с подобной задачей в своей деятельности, стоит честно признаться в этом. Но отметьте, что любите учиться и легко усваиваете новую информацию. Большинство компаний готовы инвестировать в обучение сотрудников, и если вы подходите по другим параметрам, это не будет основанием для отказа.
  5. Не бойтесь выражать своё мнение и не прогибайтесь под собеседника. Покажите своё умение спокойно и чётко формулировать свою позицию и держать удар. Это будет говорить о вашей психологической выносливости, уверенности и лидерских качествах.

И помните, даже если сегодня вы не обладаете определённым навыком, его можно развить.