Как искать работу на джоб-сайтах, чтобы находить то, что нужно

По данным «Работы.ру», 47% соискателей считают, что на джоб-сайтах мало или вовсе нет подходящих предложений. Как находить то, что нужно, избавляться от нерелевантных вакансий и сократить время на поиск с помощью простых инструментов, «Рамблеру» рассказала Екатерина Днепровская, карьерный маркетолог, CEO сервиса автоматизации поиска работы Re-Action.

Как искать работу на джоб-сайтах, чтобы находить то, что нужно
© Рамблер

Как устроен поиск работы на джоб-сайтах

На популярных джоб-сайтах — HeadHunter и «Зарплата.ру» — работают умные алгоритмы на основе машинного обучения. Например, на HeadHunter алгоритм оценивает информацию по 700 параметрам. На основе полученных данных ИИ ранжирует резюме и вакансии, как поисковики ранжируют сайты и лендинги. Чем больше совпадений по ключевым словам, тем выше алгоритм разместит резюме по отношению к вакансии и наоборот.

  • Важно: если в вашем резюме недостаточно ключевых слов, которые соответствуют вакансии, алгоритм не поймёт, каким рекрутёрам показать резюме, и понизит его в поиске.

Пример работы поиска

Вы ищете работу маркетологом с опытом от двух лет и выставляете критерий с «опытом работы 1–3 года». В поисковой выдаче — чуть больше 2 000 вакансий.

© Скриншот с сайта HH.ru

Однако, если вы возьмёте категорию «опыт 3–6 лет» и немного измените запрос — найдёте ещё 50 предложений от компаний, которые не попали в первую подборку.

© Скриншот с сайта НН.ru

Поиск по ключевым словам так же не совершенен. Например, вы ищете «маркетолог отели», а алгоритм выдаёт вакансию «ведущего архитектора». Так происходит, потому что алгоритм ищет совпадений по ключевым словам, а в тексте упоминаются «туризм» и «маркетологи».

© Скриншот с сайта HH.ru
© Скриншот с сайта HH.ru

По словам слушателей лекций Re-Action, они получают до 60% нерелевантных вакансий в ответ на поисковые запросы. Чаще всего проблема возникает, если соискатель ищет что-то узко-специализированное. Кандидаты признаются, что тратят до четырёх часов, чтобы отсеять неподходящие предложения вручную или с помощью фильтров.

Четыре совета: как улучшить поиск с помощью фильтров

Поиск можно условно разделить на базовый — когда вы используете только систему фильтров по тегам, например, «опыт работы», «специализация», «зарплата». И усложнённый, когда добавляете язык запросов HHQL.

Ищите по названию вакансии

Самый простой способ быстро очистить выдачу от нерелевантных предложений — искать только «по названию». В этом случае вы уже не увидите вакансию архитектора, если хотите работать маркетологом.

© Скриншот с сайта HH.ru

Не вбивайте навыки в качестве ключевых слов

Был случай, когда соискатель хотел работать дизайнером ux/ui, но в поиск вводил только «ux/ui». Искал везде, включая описание вакансии. Со временем в подборку попали совсем нерелевантные предложения, например проджект-менеджер и маркетолог.

Сортируйте вакансии по дате публикации

Так вы одним из первых откликнитесь на новые предложения.

© Скриншот с сайта HH.ru

Не злоупотребляйте фильтрами в отраслях компаний

Если вы не ищете работу только в нефтянке или металлургии, не выбирайте конкретные фильтры.

  • Совет: не забывайте, что можете добавить слова-исключения и внести выбранные компании в «черный» список.

Как использовать команды or, not, and и другие, чтобы улучшить поисковую выдачу за 5 минут

С помощью несложных команд языка поисковых запросов HHQL вы можете точечно найти нужные вакансии.

Шесть полезных команд:

  • OR — или;
  • AND — и;
  • NOT — не;
  • Кавычки “” — для поиска словосочетаний;
  • * — для поиска части слова в начале или в конце. Подойдёт для более специфичных вакансий;
  • !строго — восклицательный знак говорит системе, что нас интересует строго это слово.

Команда NOT — улучшит поисковую выдачу, очистив её от самых странных вакансий. Например, к запросу «маркетолог» можете добавить «not аналитик».

© Скриншот с сайта HH.ru
  • Совет: используйте команду несколько раз, повторяя её в поисковой строке и убирая всё, что не относится к вашей специальности. Перед этим включите поиск по ключевикам «только в названии вакансии».

Команды OR и AND используйте для объединения или разведения запросов. Но будьте осторожны — они могут сузить воронку.

© Скриншот с сайта HH.ru

Знак «*» ставьте перед или после ключевого слова, если ищете особенные запросы. Например:

© Скриншот с сайта HH.ru

Лайфхак, о котором не знают карьерные консультанты

Добавляйте ключи с навыками по всему тексту резюме. Алгоритм индексирует резюме целиком, включая раздел «обо мне». Некоторые карьерные консультанты советуют убрать информацию про задачи и обязанности из описания работы — мол, это никто не читает. Однако так вы потеряете ключевые слова, по которым алгоритм сравнивает текст, и получите меньше предложений от работодателей.

«Однажды к нам обратилась девушка, которая искала работу продуктовым маркетологом, но не получила ни одного предложения. Мы проанализировали резюме, оказалось, что она не описала свои задачи на предыдущем месте. Мы добавили задачи и вставили в них навыки-ключевики. На следующее утро маркетолог получила 4 приглашения на собеседование. Её резюме перестало быть невидимкой».

Екатерина Днепровская
Екатерина ДнепровскаяКарьерный маркетолог, CEO сервиса автоматизации поиска работы Re-Action

Платформы для поиска работы: где разместить резюме?

Редакция «Рамблера» проверила советы эксперта

Используем команды языка HHQL

Ищем ключевое слово только в названии вакансий. Алгоритм выдал 212 вакансий для журналистов.

© Скриншот с сайта HH.ru
© Скриншот с сайта HH.ru

С помощью команды OR ищем работу не только для журналистов, но и для корреспондентов, видим 132 дополнительных предложения.

© Скриншот с сайта HH.ru

С помощью команды NOT просим исключить из выдачи предложения для копирайтеров.

© Скриншот с сайта HH.ru

С помощью команды «*» находим одну узкую вакансию для журналиста, который хочет работать в туризме.

© Скриншот с сайта HH.ru

Если вы активно используете команды при работе с поисковиком, а ключевые слова в вашем резюме расположены по всему тексту и соответствуют профессии, алгоритм джоб-сайта быстрее поймёт, что вам показывать. Система обучится и будет подкидывать действительно интересные предложения, которые изначально не входили в вашу поисковую подборку.