Восемь популярных ошибок в резюме
Каждый второй россиянин испытывает трудности при подготовке резюме. 32% респондентов признаются, что им сложно сформулировать достижения, а 20% — не могут описать навыки. «Рамблер» поговорил с экспертами о типичных ошибках соискателей и разобрался, как их избежать.
1. Нет фото или фото не подходит для резюме
Перед добавлением снимка спросите себя — на какую должность претендуете, что хотите сообщить работодателю? Так вы избавите эйчаров от созерцания селфи из путешествия или группового снимка с новогодней фотосессии.
Совет эксперта:
«Выберите портрет, где чётко видно лицо, или добавьте фото в полный рост, если оно соответствует дресс-коду — деловая рубашка любого цвета без рисунка, тёмные или светлые брюки, классические джинсы, юбка-карандаш для девушек. Если нет подходящего фото, попросите близких сделать снимок — поправьте прическу и встаньте на нейтральном фоне».
Наталия БекетоваКарьерный коуч, практик в области HR
2. Несколько должностей в одном резюме
В названии резюме важна конкретика, поэтому такие варианты, как «Промоутер/Офис-менеджер/Курьер» или «Официант/Продавец/Водитель» недопустимы. Несколько должностей в заголовке оттолкнут эйчаров, ведь они ищут конкретных специалистов. Лучше создайте отдельные резюме для каждой должности.
3. Зарплата не соответствует рынку или позиции
Зарплатные ожидания показывают, насколько вы понимаете, как устроена отрасль. Работодатель не пригласит на собеседование, если вы хотите зарплату в два раза выше рынка, но не можете предложить эксклюзивные навыки, которые выделят вас среди конкурентов. По словам Натальи Бекетовой, работодатели готовы доплатить за умение принимать решения, работать в команде, разрешать конфликты и управлять приоритетами.
Совет эксперта:
«Зайдите на работные сайты и оцените средние зарплаты по рынку. Обратите внимание на требования работодателей: насколько вы соответствуете по опыту и обязанностям. Если хотите зарабатывать больше, подумайте, какую пользу принесёте бизнесу и опишите это в цифрах. Например, администратор может написать, что 10 из 10 записанных клиентов приходят на процедуры к мастеру, такой результат покажет, что вы — ответственный сотрудник».
Полина МещеряковаРуководитель проекта о международной карьере GOT HIRED, ех-МГИМО, ех-ООН
«Если планируете горизонтальный переход, например, c позиции администратора медцентра на должность администратора колл-центра, зарплата вырастет незначительно, максимум на 10–20%. А вот если переход будет вертикальным, например, с мерчендайзера на супервайзера, доход увеличится до 30%», — говорит Наталия Бекетова.
4. Пустой раздел «О себе»
Полина Мещерякова советует отнестись к этому разделу, как к короткой визитке. Глядя на него, эйчар должен сразу понять, в чём ваши сильные стороны. Представьте, что едете в лифте и у вас всего семь секунд, чтобы презентовать себя будущему руководителю — какую информацию вы озвучите?
Совет эксперта:
«Расскажите о ваших интересах и достижениях. Добавьте — что вы за человек, например, искренний и заботливый или спокойный и рассудительный», — рекомендует Наталия Бекетова.
5. Непонятно, какие задачи вы решали на прошлой работе
Работодатели хотят знать, чем вы занимались раньше. Одна и та же позиция часто подразумевает разные задачи и требует разных навыков. Например, старший разработчик в маленькой веб-студии может не потянуть требования для джуниора в Яндексе.
По словам Натальи Бекетовой, самый простой и эффективный способ рассказать о своём опыте — формат CAR.
- С (context/контекст) — передо мной стояла задача разработки нового продукта в области HR Tech с использованием нейросетей.
- A (action/действие) — я работал с продуктовой и технической командами, создал четыре демо-продукта в поставленные сроки, у меня были такие-то KPI.
- R (result/результат) — продукт запущен в срок с необходимым функционалом, я выполнил такие-то KPI.
Совет эксперта:
«Раздел обязанностей и достижений лучше оформить списком. Приводите конкретные примеры, которые будут актуальны для вакансии. Используйте активные глаголы и упоминайте ваши личные результаты, а не командные. Например, вместо „работал над созданием новой фичи для проекта“, напишите „разработал систему оповещения в приложении, в результате число жалоб клиентов сократилось на 10%, а посещаемость приложения выросла в два раза“», — советует Полина Мещерякова.
6. В резюме нет ключевых навыков
Алгоритмы работных сайтов используют ключевые навыки в качестве тегов, по которым рекрутёры ищут резюме. Если не укажете навыки, работодатели могут никогда не увидеть вашу анкету.
Совет эксперта:
Внимательно читайте раздел «требования к кандидату» в вакансии — там указаны все навыки, которые нужны потенциальному работодателю. Например, если эйчар ищет бухгалтера со знанием 1С, значит, в первых строках навыков укажите уровень владения этой программой и схожими системами учёта.
7. Оценочные фразы вместо фактов
Одна из самых распространённых ошибок в резюме — оценочные описания вместо конкретных результатов.
Совет эксперта:
Откажитесь от фраз: «успешный профессионал в области ИТ», «высокоэффективный финансовый аналитик» и «менеджер отдела персонала с высоким потенциалом к развитию», лучше расскажите, как решали задачи бизнеса и какие результаты получили.
8. Слишком длинное или короткое резюме
- Резюме новичка должно уместиться на одну страницу;
- Анкета специалиста среднего звена со стажем в 5–10 лет займёт одну-две страницы;
- Опытный руководитель может отправить рекрутёру документ на трёх страницах.
В то же время эксперты предостерегают от чрезмерной краткости — слишком короткое резюме не позволит раскрыть вас как специалиста.
Выбирайте подходящее фото, адекватно оценивайте зарплатные ожидания, укажите ключевые навыки из вакансии и опишите предыдущий опыт в виде решения задач. Так вы быстрее получите работу, которую ищете.
Как искать работу на джоб-сайтах, чтобы находить то, что нужно