«Тихое увольнение»: как новый тренд влияет на рынок труда

Недавний опрос показал, что каждый второй россиянин завершил 2024 год в состоянии выгорания. По словам респондентов, причинами стали плохая организация рабочих процессов, большой объём задач и переработка из-за нехватки кадров. В результате работники не могут выстроить баланс между работой и личной жизнью и начинают искать пути решения. Одним из них становится «тихое увольнение». «Рамблер» разобрался в новом тренде и поговорил с экспертом.

«Тихое увольнение»: как новый тренд влияет на рынок труда
© Рамблер

Что такое «тихое увольнение» и откуда оно взялось

В начале 2022 года в TikTok завирусился ролик, в котором инженер из Нью-Йорка Заид Хан описал концепцию quiet quitting, или «тихого увольнения». «Это когда вы не уходите с работы, но перестаёте выходить за рамки своих обязанностей», — пояснил автор видео. То есть выполняете указанные в трудовом договоре рабочие задачи, при этом не проявляете инициативу, не боретесь за повышение и всегда уходите с работы вовремя. Тем самым снижаете для себя уровень стресса и имеете больше времени на личную жизнь.

Стратегия напоминает «итальянскую забастовку», при которой сотрудники строго исполняют должностные обязанности, ни на шаг не отступая от них. А поскольку они не учитывают все нюансы работы, то это приводит к замедлению работы и срыву сроков, а это вредит компании. Однако уволить работников нельзя, потому что нет нарушения должностных инструкций.

Ролик Хана быстро набрал миллионы просмотров, а комментаторы делились своими историями о том, как впахивали на работе, почти не отдыхали и пытались быть максимально эффективными. В итоге выгорали и впадали в депрессию.

Тренд привлек внимание экспертов рынка, породив дискуссию о новом явлении, а выражение «quiet quitting» даже попало в топ-10 слов и словосочетаний 2022 года по версии словаря Collins English Dictionary. В 2023-м ведущая мировая опросная служба — Институт Гэллапа — опубликовала данные о том, что 59% работников по всему миру находятся в состоянии «тихого увольнения». При этом большинство готовы уволиться по-настоящему, если найдут подходящий вариант.

Россияне тоже практикуют «тихое увольнение»: опрос показал, что каждая третья компания знакома с этим явлением. В большинстве организаций эйчары проводят беседы с сотрудниками и пытаются выяснить причины такого поведения, а каждый восьмой работодатель реагирует в ответ на «тихое увольнение» реальным.

Колесо баланса: что это и как помогает достичь равновесия между работой и личной жизнью

Причины «тихого увольнения»

Выгорание

Многие эксперты сходятся во мнении, что явление «тихого увольнения» возникло после пандемии, когда удалёнка стала массовым явлением и границы между работой и личным временем стёрлись. Это привело к частым переработкам, ненормированному рабочему дню и как следствие — к выгоранию. Именно оно заставляет работников идти если не на откровенный саботаж работы, то на выполнение минимума задач, что позволяет не быть уволенными и при этом иметь больше личного времени.

Проблема выгорания среди работающих россиян никуда не делась и после пандемии. Сегодня выгорание находится в списке самых распространённых причин для увольнения. ВОЗ даже включила это состояние в Международную классификацию болезней (МКБ) как синдром, который может возникнуть на фоне хронического стресса на работе.

Недовольство работой

Помимо стресса, на уровень вовлечённости сотрудников в работу влияют разнообразие задач, карьерный рост, свобода в принятии решений и открытость руководства. Людям важно знать, что их работа имеет ценность для компании, тогда у них растёт мотивация и они выполняют свои задачи «с огоньком».

Если человеку кажется, что все усилия напрасны, его не ценят и не слышат, а только прибавляют бесплатные часы работы, его заинтересованность падает. Такие сотрудники становятся менее лояльными и первыми переходят в режим «тихого увольнения».

Осознанный выбор

В последние годы была популярна концепция work-life balance, которая предполагает чёткое разделение работы и отдыха. Иначе можно быстро заработать выгорание и потерять эффективность. Однако достичь этого баланса удаётся не всегда: по данным аналитиков, только 20% россиян нашли баланс между работой и личной жизнью, то есть для большинства проблема всё ещё актуальна.

Ситуация на рынке труда

Трудоустроенные россияне стали меньше бояться потери работы. Если в 2022 году таких было 56%, то в 2024-м — уже 69% респондентов. Эксперты связывают это с кадровым дефицитом, который сложился на рынке труда. В России за два года вакансий стало больше в 1,7 раза, но темпы прироста резюме не покрывают потребности рынка. В таких условиях сотрудники уверены, что легко найдут работу, поэтому не боятся увольнения и готовы оставаться в компании, пока их устраивает зарплата и есть возможность выполнять рабочий минимум.

Смена поколений

На смену миллениалам, рождённым в 1980-1990-х годах, приходят зумеры — те, кто появился на свет в 2000-2010-х. Представители поколения Z выше ценят личное время и своё психическое здоровье. Они готовы отказываться от работодателей, которые не обеспечивают баланс между работой и личной жизнью и не заботятся об их ментальном благополучии.

Что делать, если заметили у себя желание «тихо уволиться»

Усталость от однотипных задач, снижение мотивации, отсутствие креатива — время от времени с этим сталкиваются разные люди, особенно если давно трудятся в компании. Тогда они могут сознательно пойти на режим «тихого увольнения». Но так бывает не всегда: порой люди начинают работать менее усердно из-за начинающейся депрессии на фоне выгорания или частых переработок. В любом случае руководитель должен инициировать с работником честный разговор, чтобы понять причины такого состояния и предложить варианты решения проблемы.

«В 2024 году запрос на смену работы при “тихом увольнении” в моей практике вырос на 20%. Чаще всего люди решают менять работу, ставят себе план в полгода, при этом продолжают работать и делать стратегически важный минимум. В основном это связано со страхом потерять доход во время поиска нового места и высокой закредитованностью. Между тем работодатели расценивают это как “тихий терроризм”, поскольку уволить такого сотрудника из полностью “белой” компании сложно. Человек этим пользуется и просто тянет время, пока ищет более подходящее место».

Анна Кочеткова
Анна КочетковаОснователь рекрутингового агентства Human Force, соавтор телеграм-канала «Рецепты найма»

Если вы чувствуете обиду на своего руководителя, считаете, что вам мало платят, вы слишком много работаете или вас перестали ценить, не пускайте всё на самотёк. Некоторые не выходят из режима «тихого увольнения» годами, а потом жалеют, что потеряли впустую столько времени. Но и принимать скоропалительные карьерные решения тоже не стоит. Вот что советует эксперт.

  1. Запишите на листе бумаги, почему вы пришли работать в конкретную компанию на конкретную должность.
  2. Выпишите все свои достижения за время работы и подтвердите это цифрами. Например, привлёк в компанию Х новых клиентов, заключил Y договоров, оптимизировал работу системы в Z раз. Так вы поймёте, что именно вы сделали для своего работодателя.
  3. Вспомните и опишите все свои факапы на работе. Принцип такой же, как и с достижениями, например, опоздал на встречу Х раз, сделал Y крупных ошибок в договорах, потерял Z ценных клиентов.
  4. Пропишите, что хорошего для вас сделала компания за время вашей работы. Например, вам выплачивали премии, отправляли на обучение, помогали в сложных вопросах, давали свободу в решении задач и т.д.
  5. Уберите лист бумаги и дайте себе отдохнуть, а затем вернитесь к нему на следующий день. Перечитайте всё внимательно и проанализируйте, что вы чувствуете. Основных выводов будет два: вы либо хотите остаться в компании, либо хотите уходить. От этого будут зависеть ваши дальнейшие действия.
«Если решили оставаться, пропишите на бумаге, что вам нравится в компании и что не нравится, и ещё раз просмотрите отмеченные рабочие достижения. Это поможет понять, как составить разговор с руководителем. Договоритесь с ним о встрече и будьте готовы всё честно обсудить: как вам в компании, почему вы здесь, как вы видите своё развитие. Спросите у руководителя, что он думает по этому поводу. Вместе продумайте ваш карьерный план в компании так, чтобы он устроил всех. Если вы решили уйти, сначала посмотрите вакансии. Если давно не искали работу, есть вероятность, что требования изменились, и вам нужно дообучиться новым навыкам. Сходите на пару собеседований, чтобы понять, всего ли вам хватает для получения желаемой должности и устраивают ли вас условия работы. Возможно, после этого вы передумаете уходить с текущего места», советует Анна Кочеткова.

Вывод

«Тихое увольнение» не приносит пользы ни сотрудникам, ни работодателям. Первые через силу ходят на работу, выполняют минимум задач и попросту тратят время. Вторые не знают, что делать с такими кадрами и зачастую не умеют их правильно замотивировать. Вместо этого они начинают ругать работников, «громко» их увольнять или усиливать разочарование в должности, чтобы человек решил уйти сам. Эксперты советуют обеим сторонам открыто обсуждать накопившиеся проблемы: это поможет лучше понять друг друга и найти оптимальный выход из ситуации.

Чек-лист для предупреждения выгорания на работе