Как вести свой блог. Инструкция для начинающих
В 2024 году вести блоги стало сложнее: только 20% блогеров сообщают о «значительных результатах», что на 30% меньше, чем пять лет назад. Таковы результаты одиннадцатого ежегодного исследования Orbit Media Studios о ведении блогов. При этом трое из четырёх блогеров в том же исследовании сообщают, что ведение блога продолжает работать на их личные бренды. «Рамблер» предлагает рекомендации для тех, кто начинает вести свой блог.
Возможности и риски в ведении своего блога
Если вы сомневаетесь, стоит ли вести свой блог, то предлагаем вам взвесить плюсы и минусы этого занятия.
Возможности:
- Развитие своего бренда и получение новых возможностей. Можно создать узнаваемый стиль, сформировать свою аудиторию, стать известным в своей области и получить новые предложения о сотрудничестве.
- Самовыражение, возможность делиться своими мыслями и опытом. Блог — это возможность показать свою индивидуальность и уникальность, свободно выражать свои мысли и чувства, делиться знаниями и опытом.
- Привлечение новых друзей и единомышленников. Через блог можно найти интересных людей, единомышленников и собеседников.
- Развитие своих навыков. Ведение блога может помочь развить коммуникативные навыки, навык письменной речи, работы с фото и видео- контентом.
- Монетизация блога. На контенте своего блога можно заработать через рекламу, продажу собственного продукта или услуг, взаимодействие с партнёрами и т.д.
Риски:
- Отсутствие цели и стратегии продвижения. Без цели невозможно достичь желаемого результата. Без готовности вкладывать ресурсы и вести последовательную продуманную работу, блог не привлечёт желаемую аудиторию или быстро наскучит ей.
- Отсутствие профессионального подхода и риск публикации неподходящего контента. Личные мысли и размышления могут не соответствовать деловой репутации и подходам, принятым в профессиональной среде, а значит, негативно скажутся на имидже или на финансах. О штрафах за некорректную рекламу пример от Роскомнадзора здесь.
- Отсутствие адаптации под целевую аудиторию и разные платформы. Если площадка, аудитория и контент не соответствуют друг другу, то вероятность привлечь новых подписчиков и расширить аудиторию стремится к нулю.
- Отсутствие развития. Блог требует постоянного развития, обновления контента и работы с аудиторией. Если нет возможности выделять время и тратить силы на улучшение своего блога, то подписчики потеряют к нему интерес.
- Отсутствие анализа результатов. Без анализа данных сложно понять какой контент, реклама или партнёрская программа имеют значение для подписчиков, это оттолкнёт потенциальных покупателей/ клиентов.
Блогеры делятся опытом
Видеооператор, фотограф, певец Данила Рожков считает, что его публикации о себе не приводят к нему новых клиентов.
«Я не замечал, чтобы через соцсети ко мне пришёл новый заказчик. Но благодаря соцсетям у меня получается больше узнать о своих заказчиках и коллегах, а также рассказать о себе. Я выкладываю контент, рассчитывая на своих друзей и родственников, но вижу, что заказчики тоже ставят лайки и комментируют. Иногда у меня создаётся впечатление, что наблюдая за моей жизнью, заказчики перестают видеть во мне профессионального создателя контента. Правда, я не трачу много времени на свои соцсети и мало рассказываю про свою профессиональную деятельность. А следовать правилам раскрутки блога как инструмента привлечения внимания к своей профильной деятельности мне скучно».
Данила РожковВидеооператор, фотограф, певец
Противоположный опыт у коуча, руководителя социокультурных и образовательных проектов Дмитрия Абрамова.
«Мне соцсети помогали и помогают все годы, что я ими пользуюсь. Они дают мне нетворкинг, новых клиентов, приглашения выступить то тут, то там, предложения о сотрудничестве и предложения о работе. Если воспринимать блогинг и соцсети как инструмент, с помощью которого можно решать свои задачи, то всё встаёт на свои места. Не мы для них, а они для нас».
Дмитрий АбрамовКоуч, руководитель социокультурных и образовательных проектов, эксперт в сфере эдьютейнмента
С чего начать ведение блога
Определитесь с целью, тематикой и целевой аудиторией
- Цель — зачем будете вести блог: показывать себя экспертом в какой-то области, продавать свои товары и др.
- Темы, в которых разбираетесь и которые интересны вам. Советы, хитрости, подсказки, которые вы можете раскрыть аудитории, поделиться профессиональными секретами или научить других делать что-то сложное или особенное.
- Аудитория. Кто те люди, которые могли бы стать «вашими»? Где в интернете они бывают, что предпочитают смотреть и слушать. Почитать об аудитории разных популярных в России площадок можно здесь.
Пример:
Пётр Земсков, учитель математики и автор блога «Математика и фокусы», стал объяснять в своём блоге решение некоторых задач, сложных тем, давал и разбирал задания на логику, комбинаторику и т.д. В итоге, продолжая преподавать в школе, стал звездой интернета, пишет книги и много выступает как для детей, так и для взрослых.
Посмотрите, что делают другие по этой же теме, и определите свою особенность
Посмотрите на своих потенциальных конкурентов и найдите своё отличие, чем новый блог привлечёт читателей. Исследования Orbit Media Studios указывают на глобальный тренд — количество производителей контента растёт, и только блогерам с интересным контентом удаётся удерживать и пользователей, и свои доходы.
В исследовании Global Digital 2024 указывается, что контент ради контента интересует менее трети пользователей, потому что «контент — это повод для разговора». Поэтому кроме самого контента уникальность можно найти в его подаче, анализе другого материала и разных формах подачи.
Выберите платформу
Предлагаем такие советы по выбору платформы:
- платформа должна соответствовать вашей цели и аудитории, а возможно и теме;
- платформа должна быть понятна и удобна в использовании;
- иметь возможность монетизации (если это соответствует вашей цели);
- неподходящую платформу можно поменять на другую или завести несколько сразу.
Платформы, на которых ведутся блоги, бывают:
- социальные (например, Телеграм, Дзен);
- тематические (например, Хабр);
- конструкторы (например WordPress, Tilda).
По данным Института общественного мнения «Анкетолог», самыми популярными площадками у российских блогеров в мае 2024 года были:
- Вконтакте — 64%,
- Telegram — 57%,
- YouTube — 24%,
- Яндекс.Дзен — 20%,
- Одноклассники — 18%.
В силу санкций произошёл рост видеохостинга Rutube.
Исследования Brand Analytics показывают, что первую позицию в России по авторам и объёму контента сохраняет ВКонтакте. За год, с октября 2023 года по октябрь 2024, по обоим показателям (авторы и объём контента) выросли Телеграм, Дзен, Rutube. Телеграм лидирует по объёму контента и по русскоязычным авторам. При этом у Телеграм 0,5% авторов являются спамерами, которые производят 42% сообщений на платформе.
Составьте контент-план
План, который отражает, когда и какой контент будет подготовлен и опубликован.
Маркетинговый консультант Линор Горалик в своём блоге для маркетологов The Content is The Queen предлагает использовать предельно простой метод «четырёх постов для составления контент-плана», когда четыре типа постов повторяются по кругу.
- Пост-1: Экспертное мнение по нашей теме: что-нибудь, что показывает, насколько хорошо мы в ней разбираемся. При этом мнение интересно нашему читателю, нашей целевой аудитории.
- Пост-2: Интересное явление в нашем поле. Мнение о чём-то, что происходит или происходило в нашей профессии: от старых интересных кейсов в нашей области до обзора текущих событий или рецензий на одно из них.
- Пост-3: Релакс по нашей теме. Что-нибудь лёгкое и весёлое, связанное с темой: от комикса или мема до собственной смешной истории;
- Пост-4: Продающая информация по нашему продукту. Прямой пост о нашем продукте, товаре, о нашей работе или услуге.
Повторить по кругу.
Пример:
Предположим, мы сыроварня и магазин элитных сыров «Дырочная».
Пост-1: Почему оболочки у стольких сыров красные? А мы делаем синие.
Пост-2: История о том, как Людовику XXV впервые принесли попробовать лимбургер. А наша скидка позволяет купить лимбургер за Х рублей.
Пост-3. Мем про то, почему мыши не едят бри.
Пост-4. Особая акция с самыми вонючими сырами! За покупку более 300 грамм пять прищепок на нос для всех членов вашей семьи!
Изучите способы продвижения блога для прироста аудитории
Органичный рост подписчиков за счёт интересного или вирусного контента. Вирусный контент настолько интересен, что пользователи сами пересылают ссылку на контент друг другу.
Обмен контентом между собственными блогами на разных площадках. Например, блог, который ведётся на портале Executive, можно дополнительно опубликовать в Дзене.
Обмен контентом между блогерами с похожей аудиторией. Если аудитории пересекаются, то можно с некоторой периодичностью вносить двухстороннее разнообразие.
Поисковая оптимизация (SEO). Чтобы тексты блогов находили поисковики, необходимо оптимизировать контент. Это доступно на платформах-конструкторах, Дзене, VK и отдельных сайтах.
Реклама.
- Контекстная реклама — объявления, которые появляются на сайтах или в социальных сетях в зависимости от того, что пользователь смотрит в данный момент. Например, если вы читаете материалы о младенцах, вам, вполне вероятно, покажут рекламу подгузников.
- Таргетированная реклама в социальных сетях — объявления, которые направлены на определённые группы пользователей на основе их поведения, интересов, демографических данных и других факторов.
- Платная реклама у блогеров, пишущих на сходные темы.
Стоимость рекламы зависит от площадки, аудитории, длительности показов и других необходимых блогеру показателей.
Публикации в СМИ и тематических порталах. Эта возможность доступна тем, кто уже заработал экспертность в своей теме.
Линор Горалик обращает внимание на то, что прирост аудитории без её активной вовлечённости не имеет смысла.
«Не имеет смысла считать число подписчиков нигде — ни в SMM, ни в рассылках. Кого интересуют мёртвые души? Имеет смысл, кажется, бороться только за вовлечение (engagement) — будь то engagement в соцсетях или open rate и другие соответствующие характеристики в рассылках. А то бывает 40 000 подписчиков, три лайка на пост — ну, и чего мы добились?»
Линор ГораликМаркетинговый консультант
* Engagement Rate (ER) в SMM — коэффициент вовлечённости, который отражает активность аудитории в сообществе или аккаунте.
* Open Rate — показатель, который отображает, какое количество подписчиков открыло письмо в рассылке.
Используйте разные способы вовлечния аудитории
Способов вовлечь аудиторию много, это творческий процесс для каждого блогера.
Например, конкурсы, опросы, ответы на вопросы пользователей, игры с подписчиками.
Изучите способы монетизации
Монетизировать свои усилия в блогинге можно несколькими способами. Любой выбранный способ должен соответствовать нормам закона и не отпугивать аудиторию.
Варианты монетизации:
- Реклама в вашем блоге чьих-то товаров и услуг, в том числе партнёрские интеграции.
- Продажа товаров и услуг.
- Платная подписка за эксклюзивный материал.
- Коллективный сбор средств на какой-то проект, в том числе пожертвования подписчиков на развитие блога автора.
- Онлайн-обучение или платные консультации.
Проанализируйте результаты
Анализ статистики блога позволяет оценить, что работает удачно, а что — нет. Даёт возможность отследить посещаемость, вовлечённость и другие метрики.
По данным исследования Orbit Media Studios, блогеры, которые чаще измеряют эффективность, добиваются наибольших успехов. Они с большей вероятностью будут находить идеи, вносить изменения и совершенствоваться.
Вывод
Итак, успешное ведение блога состоит из нескольких этапов.
- Определение цели, тематики и целевой аудитории.
- Конкурентный анализ и выявление своей уникальности.
- Выбор платформы.
- Составление контент-плана и следование ему.
- Использование разных способов продвижения.
- Активное вовлечение аудитории в диалог.
- Монетизация.
- Анализ результатов.
Заводить блог или нет, каждый решает сам, оценив плюсы и минусы этой работы. По данным исследований, завоевать своё место среди блогеров становится сложнее, поэтому интересный авторский контент становится одним из ключевых элементов успешности в блогинге. Тем не менее, для повышения узнаваемости в своей профессиональной среде и создания своего бренда личный блог остаётся одним из доступных и проверенных способов.