Как правильно попрощаться с компанией после увольнения?
В 2024 году 44% специалистов сменили работу. Чаще всего это делали молодые сотрудники 18-24 лет, реже — работники от 55 лет. 74% россиян увольнялись без чувства вины, а с руководством и коллегами расставались спокойно и дружелюбно. «Рамблер» узнал, как правильно уйти с бывшей работы и зачем сохранять отношения с коллективом и начальством.
Почему лучше уходить экологично
По статистике, чаще всего россияне увольняются, когда руководство отказывается повысить зарплату, накопился стресс или нет карьерного роста. И только 18% работников уходили с работы из-за конфликтов с коллегами и начальством. Но даже если за время работы накопилось много претензий к компании и коллективу, попрощаться с компанией лучше спокойно.
Сохранение своей репутации
«Как именно сотрудник уходит, чаще всего зависит от того, увольняется он по собственному желанию или его попросили. Несмотря на то, что во втором случае увольнение является болезненным, даже тогда стоит уходить красиво, а не хлопать обиженно дверью — такое увольнение может испортить вам репутацию как специалиста. В моей практике был случай, когда главный бухгалтер решила отомстить руководству, которое по каким-то причинам решило уволить её в момент сдачи отчётности. Обиженная сотрудница перед уходом стёрла все данные в программе и ушла. Потом её долго обсуждали в профессиональных кругах — от коллег до эйчаров и собственников компаний в этой сфере».
Алёна БлездоваКарьерный консультант, член Ассоциации Карьерного Консультирования
Уважение к коллегам
Несмотря на ваш уход, остальные сотрудники продолжат работать в компании. Для некоторых из них ваше увольнение может стать болезненным — например, когда руководитель переложит на них часть задач ушедшего сотрудника. Если вы передадите дела и попрощаетесь по-дружески, это избавит всех от лишнего стресса и поможет расстаться спокойно.
Возможность вернуться
По данным опросов, почти треть российских компаний просила вернуться своих бывших сотрудников. Приняли это предложение порядка 20% работников. Главными причинами возвращения стали повышение зарплаты, улучшение условий труда и возможность карьерного роста. Возможно, через какое-то время вы тоже можете оказаться в такой ситуации, поэтому не стоит «сжигать мосты».
Как придумать новую карьерную траекторию
Что сделать во время увольнения
Когда уходит специалист, для руководства это становится проблемой: нужно найти замену или решить, кому из оставшихся сотрудников передать работу. Насколько легко компания справится с задачей, во многом зависит и от поведения уходящего работника.
Предупредите руководство заранее
Как только вы приняли решение, расскажите о нём начальнику. По трудовому законодательству, сделать это нужно не позднее, чем за 14 дней. Это время нужно, чтобы компания нашла замену и спланировала работу нового специалиста. Если руководитель не против, уйти можно раньше. Перед тем как попрощаться, поговорите с начальством о своём увольнении. Избегайте обвинений и претензий: руководителю важно понять объективные причины увольнения, а эмоции помешают это сделать. Если вам важно выговориться, делайте это спокойно — возможно, ваше видение ситуации поможет повлиять на внутренние процессы в компании.
Помогите найти замену
По данным опроса, это делали 17% работников, причём чаще всего по собственной инициативе. Таким образом сотрудники хотели избежать дополнительной нагрузки на коллег и проблем в работе компании. Посоветуйте работодателю компетентных кандидатов на своё место — например, если у вас есть знакомые, готовые занять вашу должность. Либо помогите HR-специалисту составить описание вакансии, чтобы найти кандидатов, которые максимально соответствуют требованиям.
Передайте дела
Перед увольнением доделайте все свои рабочие задачи: коллегам или новому сотруднику будет сложнее разобраться в них, чтобы завершить. Приведите документы в порядок и составьте для нового сотрудника список со всеми контактами, паролями и ссылками, которые нужны для работы. Если замена нашлась до вашего ухода, объясните все нюансы работнику лично — так ему будет проще влиться в процесс. Эксперты советуют при возможности выйти хотя бы на пару дней и обучить новичка, либо договориться с руководителем об оплачиваемых консультациях с новым сотрудником.
Попросите рекомендации
Во время поиска новой работы рекомендации с предыдущего места могут стать вашим конкурентным преимуществом на рынке труда. Лучше всего получить рекомендацию от непосредственного руководителя. Если это невозможно, попросите написать характеристику менеджера по персоналу или кадровика.
«Рекомендации можно запросить в бумажном формате с печатью компании и подписью руководителя. Это станет подтверждением, что в организации вы работали в конкретной должности и выполняли определённые обязанности. Сразу обсудите в коллективе, кто сможет дать рекомендации — например, руководитель другого подразделения, коллега, который работал с вами или партнёр. Предупредите, что вы дадите их контакты, если на будущих местах работы на собеседовании вас попросят назвать рекомендателей. Рекомендацию хорошо иметь на случай, если вы занимаетесь проектной деятельностью. Характеристика вас как специалиста станет подтверждением того, что вы умеете делать и каких результатов достигли.
Подумайте о финальной точке
Решите, как пройдёт ваш последний день на работе. Во многих организациях принято устраивать небольшое застолье или писать прощальное письмо, в котором уходящий сотрудник объясняет причины увольнения, благодарит за совместную работу и делится планами. Такое сообщение можно написать не только всему коллективу, но и отдельным коллегам, с которыми сложились тёплые отношения, а также партнёрам и клиентам.
«В письме отметьте, как с вами можно связаться, и что вы открыты к предложениям о сотрудничестве. Если вы остаётесь трудиться в своей сфере, это поможет поддерживать связь с ними и при необходимости обратиться с деловым предложением или за помощью и поддержкой», — советует Алёна Блездова.
Отвечайте на вопросы бывших коллег
Не игнорируйте их звонки и письма после ухода с прежней работы. Скорее всего, бывшим коллегам нужно уточнить информацию по задачам, которыми раньше занимались вы. Проявите терпение и постарайтесь помочь решить рабочие вопросы, особенно если это не займёт много вашего времени. Так вы укрепите репутацию надёжного и ответственного сотрудника.
Главное
Увольнение из компании — не повод «сжигать мосты» и уходить, бросив все дела. То, как сотрудник попрощается с бывшей работой, говорит не только о характере человека, но и его профессионализме. Чтобы не испортить свою деловую репутацию, расставайтесь экологично — это поможет сохранить отношения с коллегами и продолжить карьерный рост.
Где искать вакансии, кроме HeadHunter: шесть вариантов работных сайтов