Онбординг и офбординг: что это и как пройти
Почти треть россиян за месяц полностью осваиваются на новой работе. 19% сотрудников могут влиться в процесс за неделю, а ещё 13% на это нужно две недели или три месяца. Чтобы работник разобрался с обязанностями и привык к новому месту, ему помогает наставник. Увольнение из компании проходит быстрее, но в это время сотруднику тоже нужны внимание и поддержка. «Рамблер» узнал у экспертов, как правильно погрузить человека в работу и проститься с ним после увольнения.
Что такое онбординг и офбординг
Так называют процессы, которые проходит сотрудник в начале и конце работы в компании.
Онбординг — это введение в должность, постепенное погружение сотрудника в работу: ему объясняют его функции, знакомят с коллегами, показывают рабочее место и рассказывают о корпоративных правилах. Онбординг позволяет эффективно встроить человека в команду и снизить стресс в новой должности или офисе: сотрудник чувствует, что его не бросили, а помогают на каждом этапе. Как ввести новичка в дело, в компании продумывают заранее.
«От плана мероприятий зависит эффективность всего онбординга. Новому работнику должны не просто показать кухню и кулер, а по максимуму ввести его во все бизнес-процессы компании. Кроме того, качественным онбординг будет только в том случае, если в нём будут задействованы все заинтересованные лица: новичок, его непосредственный руководитель, который должен уделить ему внимание, HR-специалист, который выступает связующим звеном между сотрудником и наставником. И конечно, важны доброжелательность коллег и их желание помочь новичку. Чем больше открытости будет с их стороны, тем экологичнее и эффективнее работник включится в процесс».
Евгения РушенцеваДиректор кадрового агентства RU HUNTERS
Новые правила для наставников: оплата за обучение коллег и стажёров
Офбординг — это выход сотрудника из компании. Увольнение сотрудника не происходит моментально. Даже если он уходит без двухнедельной отработки, ему нужно пройти определённые процедуры: подписать документы, передать коллегам дела, взять рекомендации руководителя.
Задача офбординга — расстаться с работником по-хорошему и снизить риски для организации. Сотрудник, который уходит без обид и претензий, не станет писать плохие отзывы о компании, использовать базу клиентов или как-то иначе вредить организации. Кроме того, он может снова стать частью команды. По статистике, треть россиян возвращалась на предыдущее место работы. Поводом для этого стали повышение заработной платы и новые выгодные условия труда.
«Сейчас на рынке труда наблюдается тренд на удержание кадров, в том числе на возвращение ранее работавших сотрудников. Работодатели, которые раньше категорически не готовы были рассматривать бывших сотрудников, сейчас присматриваются к ним. Особенно если эти работники где-то получили дополнительный опыт и могут быть снова полезны компании. Поэтому, когда сотрудники расстаются с компанией на доброй ноте, это вложение в бренд работодателя. Даже уйдя по собственным причинам, человек может в будущем рекомендовать компанию своим друзьям и знакомым».
Алёна БлездоваКарьерный консультант, рекрутер
Как работнику понять, что его хотят уволить
Как грамотно принять и уволить сотрудника
Как проходит онбординг
Включение сотрудника в рабочий процесс проходит в несколько этапов.
До выхода на работу. До того как специалист приступит к своим обязанностям, ему расскажут:
- о документах, которые понадобятся для трудоустройства;
- о задачах, которые будет выполнять работник;
- о целях и ценностях компании, в которой предстоит работать;
- о рабочем графике: когда начинается и заканчивается трудовой день или обеденный перерыв.
На этом этапе для сотрудника готовят рабочее место и необходимые доступы к корпоративным программам и почте.
«Онбординг — это вводный курс на новой работе. Компания помогает новому сотруднику разобраться, как всё устроено, — от рабочих задач до правил общения в коллективе. Важно помнить, что это двусторонний процесс: компания создаёт условия, а новый сотрудник проявляет интерес», — отмечает психолог-профориентолог Екатерина Савчук.
В первый рабочий день. Сотруднику покажут его рабочее место, познакомят с коллегами, добавят в корпоративные чаты и дадут список задач, которые нужно выполнить. В первый рабочий день специалисту подскажут, к кому он может обратиться, если возникнут вопросы. Его наставником может стать опытный коллега, руководитель отдела или компании.
«Один из самых важных этапов онбординга — ознакомление с правилами работы в компании: от оформления документов до взаимодействия с клиентами и внутри структуры. Например, сотрудник должен понимать, когда ему выставить коммерческое предложение, позвонить с обратной связью, предложить скидку и согласовать её с руководителем. Точно так же нужно сразу познакомить новичка с правилами работы внутри компании: с кем, когда и по каким вопросам взаимодействовать. Чем раньше новый работник изучит эти правила и начнёт по ним работать, тем быстрее он станет эффективным сотрудником».
Евгения РушенцеваДиректор кадрового агентства RU HUNTERS
В процессе работы. Через несколько недель или месяцев наставник отследит, как новичок справляется со своими обязанностями. Он поговорит с сотрудником или попросит его пройти опрос. Это поможет понять, как работник разобрался в своих обязанностях, с какими трудностями столкнулся, что у него получается хорошо, а что нет.
Как проходит офбординг
Этот процесс также состоит из нескольких этапов. Неважно, уходит сотрудник по собственному желанию или его попросили уйти. Перед тем как попрощаться с работником, его руководитель или HR-специалист:
- Проследят, чтобы он передал дела. Работник должен передать свои задачи и проекты коллегам и при необходимости объяснить новому сотруднику, что нужно делать. А также оставить необходимые документы, пароли для доступа к базе данных или программам.
- Соберут документы и оформят расчёт. Перед уходом сотрудника попросят подписать документы для увольнения, выплатят зарплату за отработанное время, выдадут справки, необходимые для налоговой.
- Проведут выходное интервью. Во время беседы с сотрудником, который увольняется, HR-менеджер спросит, что ему нравилось и не нравилось в компании, с какими сложностями он сталкивался, случались ли конфликты с коллегами.
«Когда человек увольняется, компании однозначно стоит выяснить причины увольнения и среагировать на них. Многих людей, которые остаются в коллективе, могут беспокоить те же проблемы, но они занимают выжидательную позицию, хотят посмотреть, изменится ли что-то в компании после того, как ушёл тот или иной сотрудник. В моей практике была история, когда на предприятии было большое количество увольнений. Когда мы делали выходное интервью, выяснилось, что всё дело было в отсутствии удобных раздевалок. Когда мы донесли эту информацию до руководства, он сказал: "И всего-то? Давайте переделаем раздевалки". На некоторый период это спасло компанию от череды увольнений. Часто руководство думает, что люди увольняются по одной причине, а на самом деле причина в другом. Результаты выходного интервью нужно не просто собирать в стол, а доносить до руководителя. Если человек уходит по причинам, на которые работодатель в силах повлиять, он может сделать контроффер, и человек останется. Возможно, человек уходит, потому что у него нет обратной связи от руководителей, и это информация для раздумий на будущее. Возможно, человек увольняется по семейным обстоятельствам и готов вернуться в будущем».
Алёна БлездоваКарьерный консультант, рекрутер
Главное про онбординг и офбординг
- Оба процесса важны для продуктивной работы компании.
- От того, как организация включит сотрудника в работу, во многом зависит его эффективность как специалиста. Если работник чувствует поддержку, он быстрее погрузится в свои задачи и наладит отношения с коллегами.
- Офбординг помогает расстаться с сотрудником по-хорошему, понять причины увольнения и исправить их — это позволит удержать от ухода остальных работников, а иногда даже вернуть тех, кто ушёл ранее.
Как сохранить себя в корпорации: выживание в условиях вовлечённости и перегрузки