Треть опрошенных работающих россиян планируют в 2025 году создать свой бизнес, показало исследование сервиса «Работа.ру». Третья часть тех, кто планировал открыть своё дело, считают возможным совмещать его с работой по найму, а 35% опрошенных сомневаются в успехе такого совмещения. 26% респондентов думают, что возможность совмещения работы по найму и ведение своего дела зависит от содержания бизнеса. Автор «Рамблера» собрала примеры того, как бизнесмены совмещают своё дело с работой по найму. Эксперты также дали практические советы тем, кто хочет идти таким путём.

Как совмещать работу в найме и свой бизнес: практические советы
© Panya Mingthaisong/iStock.com, Рамблер

Сложности совмещения бизнеса и найма

О невозможности усидеть на двух стульях даже при абсолютной идентичности бизнесов рассказывает Аркадий Иванченко, эксперт в маркетинге и управлении с 35-летним стажем.

«Организация своего дела требует 100%-ного погружения и отдачи, готовности рисковать и во многом себе отказывать. Начиная свой бизнес, его владелец должен контролировать каждый шаг, если только у него нет доверенной команды профессионалов, которые будут реализовывать бизнес-идею. Нереально 8–10 часов в сутки эффективно работать по найму, а затем за два-три часа пытаться поставить на ноги свою компанию. Мне удалось открыть агентство, организовать с помощью партнёра офис и даже нанять сотрудников, которые начали обслуживать первых клиентов. И я, и мои партнёры надеялись, что мы создаём условия, а дальше сотрудники начнут развивать дело. Никто из нас не хотел рисковать хорошим местом работы по найму, жертвовать гарантированным источником дохода и полностью уйти в развитие своего бизнеса. В итоге просуществовал этот бизнес менее года».

Аркадий Иванченко
Аркадий ИванченкоЭксперт в сфере маркетинга и управления

Игорь Фаткулин совмещал работу DevOps* в найме, преподавание в вузе и свой бизнес — интернет-СМИ. Выбор в итоге был сделан в пользу своего бизнеса. На вопрос о том, как совмещать своё дело и работу в найме, он отвечает кратко: «Никак».

* Инженер, который совмещает функции разработчика (Dev) и системного администратора (Ops).

«Пока клиентов, с которыми я работал, было немного, совмещать найм и бизнес было возможно. Но свой бизнес, особенно на этапе становления, требует много внимания, личного участия и быстрого освоения новых навыков и знаний. Если хочешь реализовать свою бизнес-идею, то отдать её в чужие руки невозможно. В ходе реализации возникает много нюансов, которые на старте сложно или невозможно просчитать. В итоге, по моему опыту, либо основное рабочее время начинаешь тратить на решение задач своего бизнеса, либо рабочий график сильно растягивается, многое делаешь по вечерам и ночам. В итоге страдает либо качество работы, либо здоровье».

Игорь Фаткулин
Игорь ФаткулинИнженер DevOps

Советы от экспертов:

  1. Хочешь сделать хорошо — сделай сам.
  2. Знай сам. В основных юридических, бухгалтерских и коммерческих вопросах надо разбираться самому, чтобы здраво оценить реальные перспективы своего бизнеса.
  3. Терпи. Не ждать быстрых результатов, сохранять терпение и веру в свою дело. По крайней мере, стоит заранее определиться со сроком, в течение которого будешь проверять реалистичность своей бизнес-идеи без прибыли.
  4. Имей финансовый запас. Он подстрахует, если произойдёт что-то непредвиденное.

Как совмещать бизнес и найм

Некоторые бизнесмены считают, что совмещать своё дело и наёмную работу возможно, если правильно распределить время и ресурсы.

«Решите, что для вас важнее — занятость по найму или своё дело, — от этого будет зависеть качество работы в приоритетной деятельности. Работник может все силы и время тратить на бизнес, физически находясь на работе по найму, это снижает эффективность работы в найме. Если же наоборот, то бизнес может перестать расти и приносить желаемый доход. В итоге совмещающий бизнесмен может оказаться неинтересным либо работодателю, либо своим заказчикам. Поэтому важно найти баланс между наймом и бизнесом. Если сделать это не удаётся, придётся выбирать одно или другое».

Дмитрий Порочкин
Дмитрий ПорочкинОмбудсмен по вопросам соблюдения прав предпринимателей при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере соблюдения трудового законодательства, генеральный директор центра охраны труда «НСС Консалт»

С тем, что совмещать найм и собственный бизнес сложно, но возможно, согласен и заместитель директора Института экономики, управления и права МГПУ Вадим Ковригин.

«Если работник создаёт бизнес в той сфере, в которой работает в найме, начнётся конфликт интересов. Работодатель это не одобрит, и над работником нависнет угроза увольнения. Поэтому бизнес лучше создавать в смежной сфере или в другой. Создавая свой бизнес, важно чётко различать обязанности работника в найме и руководителя своего дела. От занятия бизнесом работа не должна пострадать. Говорить ли работодателю о своём бизнесе? Решение индивидуально. Если сфера бизнеса далека от работодателя и на чёткость исполнения трудовых обязанностей это не повлияет, то лучше сказать. В остальных случаях своё дело можно оставить в секрете».

Вадим Ковригин
Вадим КовригинЗаместитель директора Института экономики, управления и права Московского городского педагогического университета

Нина Литвинова, управляющий партнёр федеральной сети салонов маникюра и педикюра «Пальчики», успешно совмещала своё дело с должностью заместителя генерального директора крупной ресторанной компании. В итоге она выбрала свой бизнес, потому что для его развития требовалось больше усилий и внимания.

«Если вы сомневаетесь, уходить из найма в свой бизнес или не уходить, то лучше не уходить. Когда вы будете хотеть делать что-то своё и это желание будет сильнее, чем страх перед неизвестностью, только тогда это хороший маркер того, что вы готовы стать бизнесменом».

Нина Литвинова
Нина ЛитвиноваБьюти-омбудсмен города Москвы, управляющий партнёр федеральной сети салонов маникюра и педикюра «Пальчики»

Советы от экспертов:

  1. Планируйте время. Оцените, сколько вы готовы уделять каждому виду деятельности. Распределите своё время так, чтобы успевать выполнять обязанности на основной работе и заниматься своим бизнесом.
  2. Соблюдайте самодисциплину. Чёткий самоконтроль, соблюдение установленного режима работы по двум направлениям и самодисциплина помогут не отвлекаться на посторонние дела и сосредоточиться на своих целях. Будьте готовы жертвовать свободным временем и отдыхом.
  3. Делегируйте. Если есть возможность, делегируйте часть своих обязанностей другим людям. Это поможет найти баланс между работой в найме и своим бизнесом, чтобы избежать выгорания и сохранить энергию для достижения своих целей.
  4. Продумайте стратегию. Без этого развитие своего дела невозможно. Определите, какие шаги и в какой срок вы будете предпринимать, чтобы достичь своих целей, и какие — если достичь цели не получается.

Путь от наёмного работника до владельца бизнеса: советы бизнесмена

Эксперты сходятся во мнении, что долго совмещать работу по найму и развивать собственное дело проблематично. Зачастую начинающие бизнесмены недооценивают трудности, с которыми им придётся столкнуться.

«Предлагаю несколько правил, которые помогут успешному становлению бизнесмена в производстве. Это советы, основанные на моём личном опыте. Думаю, они применимы не только в сфере промышленности — они универсальны».

Кирилл Ермоленко
Кирилл ЕрмоленкоГлава крестьянского (фермерского) хозяйства «Ермоленко» — животноводческого комплекса по разведению крупного рогатого скота породы герефорд, глава с/х комитета «Опора России» Самарской области
  • Проработать на производстве не менее пяти лет. О своём производстве не стоит задумываться, если вы не знаете все производственные цепочки от а до я и не обладаете профильным высшим образованием.
  • Знать основных поставщиков сырья и оборудования. В идеале — обладать личными контактами топ-менеджеров всех нужных поставщиков в своём регионе.
  • Собрать команду. Вы должны точно знать, где брать кадры, это главная проблема всего бизнеса сейчас и в ближайшие 50 лет.
  • Знать экономическую теорию и бухгалтерский учёт на уровне младшего юриста. Это минимум. Без этих знаний вы не проконтролируете сотрудников. Кроме этого, надо знать федеральное и региональное законодательство в вашей отрасли. Или точно знать, где оперативно взять эти знания.
  • Владеть технологиями продаж и основами маркетинга. Разбираться в рынках сбыта, чётко представлять вашу целевую аудиторию, иначе произведённый товар не будет продаваться.
  • Перестроить своё мышление с тактического на стратегическое. Научиться понимать циклы годового, пятилетнего, десятилетнего и двадцатилетнего планов развития производства.
  • Взять ответственность на себя. Собственник несёт не только финансовую, но и административно-уголовную ответственность как за себя, так и за действия своих сотрудников на производстве. Все риски и успехи — ваша заслуга. Из нежелательных результатов нужно делать выводы и идти дальше, а не отчаиваться. Успех — это лишь мини-победа, но не конечная цель. Расслабляться в своём бизнесе ни на секунду нельзя.
  • Бизнес создаётся, чтобы зарабатывать. А не для того, чтобы вас оценило сообщество.
  • Бизнес — не навсегда. Будьте готовы к тому, что любой бизнес когда-то придётся продать, закрыть или открыть новый.

Главное о совмещении работы в найме и своего бизнеса

Сочетать бизнес и работу по найму возможно лишь на начальных этапах развития своего бизнеса. Условия, когда совмещение найма и бизнеса может быть благоприятным:

  • сферы деятельности схожие;
  • человек обладает высокой самодисциплиной;
  • работник разбирается в экономических, юридических и бухгалтерских вопросах;
  • бизнес небольшой и не занимает много времени.

Если вы хотите полноценно развивать своё дело, работа по найму станет преградой.

Эффективные методы планирования