Что делать, если вам дали плохие рекомендации. Советы эксперта

Хорошие рекомендации с предыдущих мест работы — большой плюс для соискателя. Отзывы выделят вас среди конкурентов и помогут новому работодателю понять уровень ваших профессиональных навыков. Но как быть, если на прошлой работе дали плохие рекомендации? Вместе с экспертом «Рамблер» разбирался, почему компании плохо отзываются о бывших сотрудниках и что делать, чтобы отзывы не помешали устроиться на работу.

Что делать, если вам дали плохие рекомендации. Советы эксперта
© pressfoto/Freepik; Рамблер

Вакансия мечты или ловушка? Учимся проверять работодателя

Что такое рекомендация с работы

Это отзыв о сотруднике, который даёт компания, где трудился человек. Цель рекомендации — кратко рассказать о работнике: как он проявил себя в профессиональной сфере, удалось ли ему поладить с коллективом, клиентами или партнёрами, какие софт-скилы у него есть.

Для 18% работодателей характеристика с прошлой работы станет решающим фактором: из двух равноценных кандидатов они выберут того, у которого есть рекомендации, свидетельствует опрос сервиса «Работа.ру». Более половины компаний обратят внимание на отзыв, но всё же для них это не главное при выборе сотрудников.

Кто даёт рекомендации:

  • руководитель,
  • HR-специалист,
  • коллега,
  • клиент или партнёр компании.

Формат рекомендаций может быть разным:

  • на бумаге с подписью руководителя;
  • в электронном виде с подписью;
  • в устной форме — чтобы их получить, звонят на прежнее место работы.

«Сотрудник может взять рекомендательное письмо на бумаге с подписью и печатью. Но моя практика показывает, что именно письмам работодатели доверяют меньше всего. Потому что обычно их сами сотрудники и пишут, а потом дают начальнику или кадровику на подпись. Если компании действительно важны рекомендации с прошлого места работы, обычно их собирают устно на этапе, когда кандидату уже хотят делать предложение. Специалист компании звонит по телефонам, которые даёт сотрудник, либо просто звонят в компанию и уточняют, к кому обратиться с этим вопросом. Хорошо, если человек уверен, что ему дадут хорошие рекомендации. Тогда на собеседовании он отметит, что бывший руководитель подтвердит его сильные стороны и результаты работы».

Ирина Соболева
Ирина Соболеварекрутер, карьерный консультант

Чек-лист для собеседования: как произвести впечатление и получить оффер

Что делать, если вам дали плохие рекомендации

Даже если при приёме на работу у кандидата нет рекомендательного письма, потенциальный работодатель может сам навести справки о нём. Например, когда соискатель претендует на ключевую должность или ему предстоит отвечать за финансы в организации. Чтобы узнать, как оценивают бывшего сотрудника на его последнем месте, компания попросит у него контактные данные руководителя или HR-специалиста.

«Часто рекомендации собираются в конце, когда компания готова сделать предложение. В моей практике был случай, когда клиент уже получил оффер, согласовал дату выхода на новое место и начал собирать пакет документов для трудоустройства. И после этого компания вспомнила, что не собрала рекомендации на него. В таком случае хорошо, если отзывы окажутся положительными, чем всплывут какие-то нюансы. Хорошие рекомендации — скорее норма, поэтому не всегда они становятся важным фактором при трудоустройстве», — рассказывает эксперт.

Шаг 1. Планируя трудоустройство и собеседование, стоит заранее продумать возможные риски негативных отзывов:

  • какой из предыдущих работодателей может оценить вас негативно или критически;
  • что он может сказать, если ему поступит запрос.

Оцените свой предыдущий опыт трудоустройства и составьте примерный план: какие есть риски и какими могут быть ваши ответные аргументы. Кстати, необязательно потенциальный работодатель будет спрашивать контакты предыдущих коллег именно у вас, вы можете даже не узнать о том, что HR-специалист или рекрутер обращался с запросом по поводу вас.

Шаг 2. Если вам уже дали плохие рекомендации, это не приговор. Чтобы достойно выйти из непростой ситуации, Ирина Соболева советует разобраться в ней и честно её обсудить с потенциальным работодателем.

  • Тщательно проанализируйте, почему бывший руководитель дал плохие отзывы о вашей работе. Вспомните, почему не сложились отношения с ним или другими членами команды. Если были какие-то проступки с вашей стороны, то в чём они заключались и что стало их причиной.

По словам Ирины Соболевой, такой разбор поможет увидеть всю картину целиком и понять причину негативных отзывов, которая может быть объективной. Например, когда работник действительно допускал ошибки во время выполнения профессиональных обязанностей. Но есть и другие поводы для плохих рекомендаций. Возможно, во время работы сотрудник не нашёл общий язык с руководителем, и тот решил отомстить за увольнение.

  • Решите, как объяснить причину плохой рекомендации. Подумайте, как рассказать новому работодателю о конфликтной ситуации на прошлой работе или о взаимоотношениях с руководством.

«Есть мнение, что нельзя плохо говорить про предыдущего работодателя, и часто кандидаты попадают в ловушку: они пытаются и бывшего начальника представить в хорошем свете, и своё лицо сохранить. Опытный HR на собеседовании сразу заметит эти нестыковки и заподозрит, что ситуация неоднозначна. Такому кандидату могут отказать сразу либо позже, когда получат о нём плохие рекомендации».

Ирина Соболева
Ирина Соболеварекрутер, карьерный консультант

Лучше заранее подготовить нового работодателя к тому, что возможны негативные отзывы о вашей работе. Эксперт подчёркивает: не нужно обзывать бывшего начальника или коллег и выставлять себя жертвой. Постарайтесь честно и открыто обсудить ситуацию с рекрутером или потенциальным руководителем и объяснить, почему допускались ошибки или не сложились отношения на предыдущем месте.

  • Предложите работодателю запросить дополнительные отзывы. Большее количество рекомендаций поможет работодателю составить более объективную картину о прошлом опыте сотрудника и его профессионализме. Попросите компанию связаться не только с руководителем, но и вашими коллегами или клиентами с последнего места работы. А также взять рекомендации ещё с одной, двух или трёх прошлых работ. Если причина плохих рекомендаций в конфликте с предыдущим начальником, то характеристики от других людей будут отличаться в лучшую сторону.

Главное о том, что делать с плохими рекомендациями

  1. Хорошие рекомендации бывшего работодателя часто становятся преимуществом во время поиска работы. Для некоторых компаний они даже становятся решающим фактором при выборе между кандидатами.
  2. Негативные отзывы с предыдущего места могут омрачить и усложнить трудоустройство. Но возьмут ли вас на работу, во многом зависит от того, как вы справитесь с этой непростой ситуацией.
  3. Подготовьтесь к собеседованию и заранее продумайте риски: кто из предыдущих работодателей может оценить вас критически и какие у вас есть ответные аргументы.
  4. Проанализируйте причины негативных рекомендаций и откровенно обсудите их с потенциальным работодателем. А также попросите его собрать альтернативные оценки с других мест работы.

Как распознать плохого работодателя: пять сигналов опасности для соискателей