Войти в почту

Почему многозадачность убивает продуктивность, и как правильно работать в режиме одного дела

Жизнь в век больших скоростей требует от человека быть многозадачным: удерживать в голове разную информацию, работать над несколькими проектами одновременно, быть успешными и на работе, и в семье. «Рамблер» разбирается, можно ли быть продуктивным в подобном режиме или же многозадачность — очередной миф.

Почему многозадачность убивает продуктивность, и как правильно работать в режиме одного дела
© Рамблер

Исследования показывают, что человеческий мозг не способен одновременно обрабатывать две сложные задачи. В центре внимания в конкретный момент времени всегда находится лишь одна мысль. Когда вам нужно подумать о чем-то другом или переключиться на новую работу, мозгу требуется время, чтобы перестроиться. Иногда на это уходит до двух минут. Если в течение дня таких переключений будет много, временной промежуток для работы существенно сократится. Таким образом, пытаясь выполнять два или больше дел одновременно, мы снижаем свою эффективность и качество выполнения задач.

Устаёт мозг

«Многозадачность похожа на попытку ловить двух зайцев: в итоге рискуешь упустить обоих и остаться ни с чем. Когда мы пытаемся выполнять несколько задач одновременно, наш мозг начинает уставать. Это приводит не только к снижению качества работы, но и к увеличению стресса. Происходит это потому, что на самом деле наш мозг не умеет выполнять несколько задач одномоментно, он лишь быстро переключается между ними. Исследования показывают, что люди, работающие с несколькими задачами, тратят на 40% больше времени на их выполнение, чем те, кто сосредоточен на одной задаче».

Юлия Истомина
Юлия ИстоминаПсихолог, эксперт по развитию бизнеса, подбору и оценке персонала, партнер компании SalesРекрутинг (Москва)

Эксперты обращают внимание на то, что длительный период работы в условиях многозадачности, постоянное чувство спешки и внутреннее напряжение гарантируют эмоциональное истощение и выгорание. Это обусловлено работой гормональной системы.

Когда мы достигаем поставленной цели, наш организм вырабатывает дофамин — гормон поощрения. Это даёт ощущение радости и эйфории, позволяет двигаться дальше к новым победам. Но если мы завалены задачами, и ни одна из них не доведена до логического конца, радость от достигнутого испытать не удастся.

Многозадачность возможна. Но как?

Работать в условиях многозадачности и при этом не испытывать стресс возможно, если выполнять поручения поочередно.

«Последовательное выполнение задач с небольшими перерывами между ними оказывается более эффективным и помогает избежать состояния «я вымотана» под конец дня. Как приучить себя к этому? Убрать все отвлекающие факторы и чётко планировать день, работать сконцентрированно 25–30 минут над одной задачей с маленькими перерывами на отдых. Потом браться за другую. Чтобы понять, что это действительно помогает и влияет на состояние усталости и продуктивность, надо попробовать хотя бы неделю».

Эксперты называют эту технику «методом помидора», он был создан в конце 1980-х Франческо Чирилло. При подготовке к экзаменам он придумал разбивать изучение предметов на 25-минутные интервалы с короткими 5-минутными перерывами между ними.

  1. Поставьте таймер на 25 минут. Одна задача — один помидор. Работайте всё это время, не отвлекаясь.
  2. Когда прозвучит сигнал, сделайте 5-минутный перерыв и приступите к новой задаче.
  3. После четырёх помидоров эксперты советуют сделать большой 30-минутный перерыв на отдых.

Этот метод позволяет сделать больше за меньшее время. Секрет прост: вы сосредоточенно работаете, потому что знаете, что впереди вас ждёт перерыв.

Пять способов повысить свою эффективность

10 приложений для повышения продуктивности и концентрации на работе

  1. Выделить приоритеты. Это можно сделать самостоятельно или определить очерёдность решения вопросов вместе с руководителем.
  2. Сгруппировать похожие задачи. Если сегодня вам необходимо сделать несколько звонков, логично выделить для этого время в своем расписании и обзвонить всех одновременно.
  3. Минимизировать отвлекающие факторы. Если вам предстоит написать важный доклад или отчёт, поставьте телефон на беззвучный режим, чтобы не отвлекаться на соцсети и звонки. Перед началом работы наведите порядок на столе, чтобы ничто не отвлекало вас от задачи.
  4. Делегировать и автоматизировать процессы. CRM- системы, компьютерные программы и онлайн-сервисы, искусственный интеллект, наконец — всё это позволяет успешно решать многие вопросы, которые раньше отнимали у сотрудников массу времени.
  5. Заботиться о себе и своем здоровье. Наше физическое и психологическое самочувствие влияет не только на личную продуктивность, но и на атмосферу в коллективе. Поэтому важно уделять внимание здоровью и при первых признаках выгорания дать себе отдохнуть.

Успеть всё невозможно. Но умение распределять своё время, определять приоритеты и сосредотачиваться на выполнении одной задачи в конкретный момент времени даст вам возможность получить результат, испытать удовлетворение от собственных достижений и прибавит сил для новых побед.