Почему многозадачность убивает продуктивность, и как правильно работать в режиме одного дела
Жизнь в век больших скоростей требует от человека быть многозадачным: удерживать в голове разную информацию, работать над несколькими проектами одновременно, быть успешными и на работе, и в семье. «Рамблер» разбирается, можно ли быть продуктивным в подобном режиме или же многозадачность — очередной миф.
Исследования показывают, что человеческий мозг не способен одновременно обрабатывать две сложные задачи. В центре внимания в конкретный момент времени всегда находится лишь одна мысль. Когда вам нужно подумать о чем-то другом или переключиться на новую работу, мозгу требуется время, чтобы перестроиться. Иногда на это уходит до двух минут. Если в течение дня таких переключений будет много, временной промежуток для работы существенно сократится. Таким образом, пытаясь выполнять два или больше дел одновременно, мы снижаем свою эффективность и качество выполнения задач.
Устаёт мозг
«Многозадачность похожа на попытку ловить двух зайцев: в итоге рискуешь упустить обоих и остаться ни с чем. Когда мы пытаемся выполнять несколько задач одновременно, наш мозг начинает уставать. Это приводит не только к снижению качества работы, но и к увеличению стресса. Происходит это потому, что на самом деле наш мозг не умеет выполнять несколько задач одномоментно, он лишь быстро переключается между ними. Исследования показывают, что люди, работающие с несколькими задачами, тратят на 40% больше времени на их выполнение, чем те, кто сосредоточен на одной задаче».
Юлия ИстоминаПсихолог, эксперт по развитию бизнеса, подбору и оценке персонала, партнер компании SalesРекрутинг (Москва)
Эксперты обращают внимание на то, что длительный период работы в условиях многозадачности, постоянное чувство спешки и внутреннее напряжение гарантируют эмоциональное истощение и выгорание. Это обусловлено работой гормональной системы.
Когда мы достигаем поставленной цели, наш организм вырабатывает дофамин — гормон поощрения. Это даёт ощущение радости и эйфории, позволяет двигаться дальше к новым победам. Но если мы завалены задачами, и ни одна из них не доведена до логического конца, радость от достигнутого испытать не удастся.
Многозадачность возможна. Но как?
Работать в условиях многозадачности и при этом не испытывать стресс возможно, если выполнять поручения поочередно.
«Последовательное выполнение задач с небольшими перерывами между ними оказывается более эффективным и помогает избежать состояния «я вымотана» под конец дня. Как приучить себя к этому? Убрать все отвлекающие факторы и чётко планировать день, работать сконцентрированно 25–30 минут над одной задачей с маленькими перерывами на отдых. Потом браться за другую. Чтобы понять, что это действительно помогает и влияет на состояние усталости и продуктивность, надо попробовать хотя бы неделю».
Александра ЗвирКоуч
Эксперты называют эту технику «методом помидора», он был создан в конце 1980-х Франческо Чирилло. При подготовке к экзаменам он придумал разбивать изучение предметов на 25-минутные интервалы с короткими 5-минутными перерывами между ними.
- Поставьте таймер на 25 минут. Одна задача — один помидор. Работайте всё это время, не отвлекаясь.
- Когда прозвучит сигнал, сделайте 5-минутный перерыв и приступите к новой задаче.
- После четырёх помидоров эксперты советуют сделать большой 30-минутный перерыв на отдых.
Этот метод позволяет сделать больше за меньшее время. Секрет прост: вы сосредоточенно работаете, потому что знаете, что впереди вас ждёт перерыв.
Пять способов повысить свою эффективность
- Выделить приоритеты. Это можно сделать самостоятельно или определить очерёдность решения вопросов вместе с руководителем.
- Сгруппировать похожие задачи. Если сегодня вам необходимо сделать несколько звонков, логично выделить для этого время в своем расписании и обзвонить всех одновременно.
- Минимизировать отвлекающие факторы. Если вам предстоит написать важный доклад или отчёт, поставьте телефон на беззвучный режим, чтобы не отвлекаться на соцсети и звонки. Перед началом работы наведите порядок на столе, чтобы ничто не отвлекало вас от задачи.
- Делегировать и автоматизировать процессы. CRM- системы, компьютерные программы и онлайн-сервисы, искусственный интеллект, наконец — всё это позволяет успешно решать многие вопросы, которые раньше отнимали у сотрудников массу времени.
- Заботиться о себе и своем здоровье. Наше физическое и психологическое самочувствие влияет не только на личную продуктивность, но и на атмосферу в коллективе. Поэтому важно уделять внимание здоровью и при первых признаках выгорания дать себе отдохнуть.
Успеть всё невозможно. Но умение распределять своё время, определять приоритеты и сосредотачиваться на выполнении одной задачи в конкретный момент времени даст вам возможность получить результат, испытать удовлетворение от собственных достижений и прибавит сил для новых побед.
Как изменить направление карьеры, чтобы не потерять время и деньги1 ч назад
Платформы для поиска работы: где разместить резюме?6 ноября
Советы HR: как успешно пройти собеседование в крупную компанию5 ноября
Кризис среднего возраста и карьера: 8 навыков для успешного роста после 35 лет5 ноября
5 стратегий карьерного роста в условиях изменений на рынке труда5 ноября
Гибкие навыки: что это и как их показать работодателю5 ноября
Техники подготовки к стрессу: как развить стрессоустойчивость и не терять эффективность под давлением5 ноября