8 привычек продуктивных людей, которые можно внедрить в свою работу

47% россиян, опрошенных сервисом «Работа.ру», составляют списки задач на день, неделю и месяц, чтобы сохранять высокую продуктивность. «Рамблер» поговорил с экспертами и выяснил, какие ещё способы помогут сотрудникам трудиться эффективнее.

8 привычек продуктивных людей, которые можно внедрить в свою работу
© Рамблер

Что такое продуктивная работа

Продуктивность — это умение эффективно достигать целей, управляя временем и ресурсами. В каждой профессии продуктивность измеряют по-разному. У рабочего на производстве — это количество изделий за смену, у программиста — строки написанного и протестированного кода, у аналитика — точность и глубина работы с данными.

Есть и общие показатели: выполнение задач в срок, качество работы, экономия ресурсов. Но важно учитывать специфику. Например, у дизайнеров ценят оригинальность решений, а в сервисе — скорость и качество обслуживания клиентов. Есть общие черты и для руководителей, в какой бы сфере они ни работали. Диана Мамедова, HR эксперт, основатель агентства E.Mile считает, что продуктивный руководитель — это тот, кто умеет грамотно делегировать задачи.

«Раньше мне казалось, что проще и быстрее сделать всё самой и не тратить время на объяснения другому. Но однажды я работала над большим проектом и взяла на себя слишком много: пыталась контролировать все мелочи и не успела уложиться в сроки. Поняла, что такой подход мешает и мне, и команде. Поскольку проблемы с делегированием тормозят рост и достижение целей. С тех пор активно делегирую, борюсь с микроменеджментом, а ещё выделяю в календаре блоки под ключевые задачи и в это время ставлю телефон в авиарежим, чтобы не отвлекаться на сообщения. Однажды я так за 40 минут закрыла важный вопрос по стратегии, который откладывала месяцами».

Диана Мамедова
Диана МамедоваКарьерный консультант

Планируйте дела заранее

Заранее составьте список задач на следующий день, чтобы понимать, как проведёте время. Список поможет вам сосредоточиться на важном и не отвлекаться на другие дела.

«Выделите 2–3 ключевые задачи дня и начните с них. Если они довольно объёмные, рекомендую метод “деления слона на котлеты”: разделите крупную задачу на несколько небольших и выполнимых шагов. А ещё — оставьте время на непредвиденные дела, чтобы сохранить гибкость и избежать стресса».

Наталья Павлова
Наталья ПавловаCтарший партнер executive search агентства «M-Choice»

Разделите задачи по приоритетам

Так вы сконцентрируетесь на важных и срочных делах. Эксперты советуют использовать матрицу Эйзенхауэра — это способ разделить задачи на четыре категории:

  1. срочные и важные — делайте сразу;
  2. важные, но несрочные — ставьте в план;
  3. срочные, но неважные — делегируйте;
  4. неважные — игнорируйте или вычёркивайте.
© Рамблер

Для менеджера по продажам, например, заключение договора с клиентом — срочная и важная задача, а подготовка отчёта на следующую неделю — важная, но не срочная.

Диана Мамедова советует начинать день с важных, но не срочных дел, поскольку это ваша инвестиция в будущее.

«Список дел — как холодильник: набиваешь всем подряд, а потом забываешь про половину. Чаще пересматривайте перечень и вычёркивайте неважные задачи, так вы избежите прокрастинации», — рекомендует Диана Мамедова.

Устраивайте регулярные перерывы

Правильный отдых — ключ к продуктивности, — считает Наталья Павлова. Например, сотрудники Google устраивают короткие перерывы каждые 30 минут и тем самым «перезагружают» мозг. Эксперт советует немного размяться на перерыве: пройтись или переключиться на что-то творческое, чтобы восстановить концентрацию.

«Тайминг работы и отдыха каждый определяет сам. Например, мне проще марафоном сделать все задачи и раньше пойти отдыхать. А кто-то любит делать перерывы раз в 50 минут. Ищите свой оптимальный подход, пробуйте гипотезы и фиксируйте результаты по уровню энергии», — советует Диана Мамедова.

Работайте в соответствии со своими биологическими часами

Наш организм устроен так, что мы чувствуем себя особенно энергичными и продуктивными в определённое время дня или конкретные дни недели. Найдите этот период для себя и используйте его для самых важных и сложных задач, которые нужно сделать вовремя.

Найдите лучший способ отключиться от работы

Без отдыха продуктивность падает — нужно уметь наслаждаться жизнью, чтобы не выгорать от потока задач. Эксперты рекомендуют попробовать разные форматы досуга.

«Например, если вам нравится природа, практикуйте “диджитал детоксы” на выходных, полностью отключаясь от гаджетов. А если черпаете энергию в активности, возможно, вам подойдут танцы или групповые спортивные занятия. Я считаю, что ключ к идеальному отдыху — это эксперименты: иногда медитация в тишине, а иногда — яркое путешествие», — говорит Наталья Павлова.«Кстати, тип отдыха зависит и от того, интроверт вы или экстраверт. Например, интроверт может зарядиться, почитав книгу в тишине, а экстраверт — поболтав с коллегами за кофе. Ваш идеальный отдых — тот, после которого вы возвращаетесь к работе с улыбкой, а не с мыслями “ещё бы пять минут”», — дополняет Диана Мамедова.

Сформируйте правильное окружение

Общайтесь как минимум с одним человеком, который продвинулся в вашей сфере дальше вас, и не стесняйтесь учиться у него или неё. Вы можете встретить таких людей на конференциях, в отраслевых чатах или на нетворкинг-мероприятиях.

«Мне часто помогали менторы, это своего рода проводники в мире успеха: люди, которые уже прошли ваш путь и готовы подсказать, где лежат “грабли”. Иногда ментор — это бывший руководитель или коллега, чьё мнение вы всегда ценили. Главное — не бойтесь писать первыми и честно рассказывать, почему хотите учиться у них», — советует Диана Мамедова.

Ставьте амбициозные цели и следуйте ритуалам

Начните с небольших задач и постепенно увеличивайте их масштаб — это вдохновляет и придаёт смысл работе. Создавайте личные ритуалы, как Опра Уинфри, которая медитирует и записывает благодарности. Ваш ритуал может быть любым: утренний кофе с планированием или вечерняя прогулка, чтобы настроиться на позитив.

Фокусируйтесь с помощью «закрытых дверей»

Устраивайте себе часы тишины — время, когда вы недоступны для всех, кроме пожара.

Чтобы внедрить привычку, Диана Мамедова советует добавить в календарь блоки с пометкой «не беспокоить» и отключить уведомления. Так вы глубоко погрузитесь в задачи и сэкономите кучу нервов.

Продуктивные люди добиваются успеха благодаря простым, но эффективным привычкам: планированию, приоритетам и грамотному отдыху. Эти навыки доступны каждому и помогают работать не больше, а лучше. Внедряя их в свою жизнь, можно повысить результаты, сократить стресс и двигаться к своим целям уверенно и спокойно.

Успеть всё: 5 хороших книг по тайм-менеджменту