Эмоциональный интеллект: что это и как помогает в карьере
Успех зачастую зависит не только от профессиональных навыков, но и от умения взаимодействовать с людьми. Работодатели ценят сотрудников «нового типа», способных быстро адаптироваться к изменяющимся требованиям, гибких, открытых к новым знаниям, умеющих эффективно работать в команде, грамотно ставить задачи и брать на себя ответственность за результат. Развитие этих свойств, так называемых soft skills, во многом обусловлено уровнем эмоционального интеллекта.
Что такое эмоциональный интеллект
Человек не может изменить свои эмоции, но он может выбирать, как действовать под их влиянием. Для отражения этой способности в 1990 году Питер Саловей и Джон Майер ввели понятие эмоционального интеллекта (EQ).
Эмоциональный интеллект — это способность распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Этот психоэмоциональный навык может существенно повлиять на карьеру и решение рабочих задач. Психолог и научный журналист Дэниел Гоулман и вовсе утверждает, что EQ обеспечивает примерно 80% жизненного успеха.
«Когда ты умеешь отслеживать свои эмоции, видеть настрой другого человека — это облегчает не только коммуникацию, но и собственное состояние. Например, ты сам себе говоришь “мне сегодня так грустно”, позволяя себе пережить эту эмоцию и объясняя отсутствие продуктивности. Или, наоборот, “сегодня меня всё радует, я готов свернуть горы и взять кучу других задач” — здорово, но нужно помнить, что на “кучу задач” ты готов здесь и сейчас, а завтра, возможно, будет по-другому. Когда ты не уходишь в крайности счастья или разочарования, это и есть управление своим эмоциональным интеллектом».
Елизавета ГолубеваПоведенческий аналитик
Самосознание — способность осознавать свои эмоциональные состояния и понимать, каким образом они влияют на действия и мысли, а также на окружающих. Люди с развитым самосознанием отличаются уверенной позицией и открытостью. Они реально оценивают свои сильные и слабые стороны и могут обсуждать эти аспекты с другими, легко могут пошутить над собой в таких разговорах.
Саморегуляция — искусство контролировать собственные эмоции и импульсы и принимать решения, ориентируясь на долгосрочные цели, а не на временные чувства. Люди, способные к саморегуляции, обычно надёжны и уравновешенны. Они лучше справляются с неопределёнными ситуациями, не спешат делать выводы и открыты для новых возможностей.
Социальная осведомленность — умение осознавать, как эмоциональные состояния других людей влияют на их поведение и взаимодействия. Это также включает в себя способность проявлять эмпатию.
Социальные навыки — способность налаживать и поддерживать отношения, эффективно взаимодействовать с людьми и создавать положительные рабочие связи.
Для чего нужен эмоциональный интеллект
Поведенческий аналитик Елизавета Голубева занимается коррекцией аутизма у детей и подростков. Важная составляющая такой работы — научить их распознавать и понимать причины эмоций и чувств — как своих, так и других людей.
«У большинства аутичных людей крайне низкий эмоциональный интеллект. Они могут перемножать в уме трёхзначные числа, но не могут, например, спросить дорогу у прохожего. Непонимание собственных чувств приводит к проблемам с эмоциональной регуляцией и ставит под угрозу понимание эмоций других людей, из-за чего возникают трудности в социальном взаимодействии. Это делает окружающий мир для них более непредсказуемым и угрожающим. Поэтому они подвержены высокому риску тревожности и депрессии. Это распространяется не только на аутичных людей, но и на всех остальных и демонстрирует нам значимость эмоционального интеллекта для человека”, — поясняет Голубева.
Эмоциональный интеллект важен по нескольким причинам:
- Улучшает коммуникативные навыки. Люди с высоким эмоциональным интеллектом могут лучше выражать свои мысли и чувства, а также понимать чувства других, что способствует более эффективному взаимодействию.
- Повышает продуктивность. Эмоциональный интеллект позволяет лучше справляться со стрессом, что в свою очередь влечёт за собой большую эффективность на рабочем месте. Человек с развитым EQ делает эмоции, которые испытывает во время стресса, дополнительным ресурсом.
- Лидерство. Эмоционально интеллигентные лидеры способны вдохновлять и мотивировать свою команду, создавая позитивную атмосферу и способствуя развитию сотрудников.
«Безусловно, мир знает много примеров жёстких, авторитарных и тем не менее успешных руководителей — Сталин, Стив Джобс, Генри Форд. Кнут — тоже своего рода мотивация, однако очень спорная, так как страх подавляет инициативность и творчество. В противовес диктаторам стоит упомянуть Уоррена Баффета, Илона Маска, Билла Гейтса, Лари Пейджа, Джона Кеннеди и др. Таких примеров, на мой взгляд, гораздо больше».
Екатерина УсольцеваКарьерный консультант, руководитель управления персоналом инжиниринговой компании «Петракс»
Усольцева добавляет: авторитарный режим управления эффективен в командах с низким уровнем профессиональных компетенций, популярен был в прошлом, когда управление строилось на предсказуемости, жёстких правилах, иерархии и дисциплине. Эти подходы описывает концепция SPOD: Stability — стабильность, Predictability — предсказуемость, Order — порядок, Discipline — дисциплина. Сегодня мы живём в VUCA-мире (Volatility — изменчивость, Uncertainty — неопределённость, Complexity — сложность, Ambiguity — двусмысленность), где на первый план выходят другие качества управленца. Современные руководители больше не стремятся жёстко контролировать все процессы. Вместо этого они создают условия, при которых их команды могут легко приспосабливаться к неожиданным изменениям и неопределённости. Это помогает компаниям быть гибкими и успешными даже в самых непредсказуемых ситуациях.
- Разрешение конфликтов. Люди с высоким EQ чаще способны находить компромиссы и разрешать споры, что делает рабочую среду более спокойной и продуктивной.
«Эмоциональный интеллект — ключевой навык будущего, основа всех soft skills, — считает Екатерина Усольцева. — И сегодня компании уже выдвигают требования к его уровню у соискателей. Чем выше позиция, на которую он претендует, тем выше должен быть EQ. Умение выслушать собеседника, спокойно аргументировать свою позицию и не скатиться на крик, когда всё раздражает — это, безусловно, значимые компетенции, но стоит помнить, что ваши hard-skills не менее важны для работодателя».
Как эмоциональный интеллект помогает в решении рабочих задач
Работа в команде. Понимание эмоций позволяет понять, что мотивирует людей. Использование эмоций даёт возможность генерировать идеи в команде. Наконец, управление эмоциями помогает конструктивно использовать их для повышения командной и индивидуальной эффективности.
Управление проектами. Представьте себе команду, которая работает над важным проектом. Каждый участник привносит свои идеи, но иногда возникают разногласия. Кто-то может быть расстроен, кто-то недоволен решением, а кто-то просто устал. В такой ситуации важно уметь понять чувства других людей и найти подход к каждому.
«Лидер с высоким уровнем эмоционального интеллекта знает, когда нужно подбодрить кого-то, а когда дать возможность высказаться. Это помогает создать благоприятную атмосферу, в которой люди работают продуктивно и слаженно», — поясняет Усольцева.
Обратная связь. Когда человек получает замечания от коллег или начальства, важно не принимать их близко к сердцу. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют отделять личные чувства от рабочей ситуации. Они понимают, что критика направлена на улучшение результата, а не на них лично.
Кроме того, такие люди способны дать обратную связь другим тактично и уважительно. Это позволяет избежать конфликтов и способствует улучшению отношений в коллективе.
Работа с клиентами. Сотрудники, которые понимают и учитывают эмоции клиентов, способны создавать лучшие предложения и поддерживать долгосрочные отношения.
American Express была первой компанией, запустившей программу обучения эмоциональной компетентности для своих сотрудников. После прохождения программы практически 90% консультантов повысили эффективность своей работы.
Профилактика выгорания. Понимание того, как и почему меняется настроение, помогает сохранять личную эффективность, быстрее адаптироваться к изменениям, переживать трудности и справляться со стрессом.
Можно ли развить свой EQ?
«Понимание собственных эмоций и эмоций других людей — навык, который поддается тренировке. Кто из нас не был в ситуации, когда бесконечное количество раз прокручиваешь в памяти какой-то момент, подбираешь другие слова вместо тех, что были сказаны? Так через свой личный опыт мы совершенствуемся в понимании себя. Именно с самопознания и стоит развивать свой EQ, постепенно переходя от внутреннего к внешнему — ставить себя на место другого человека», — говорит Елизавета Голубева.
Пять упражнений для самостоятельного развития эмоционального интеллекта
«Календарь эмоций»
Каждый день записывайте, какие эмоции вы испытывали на протяжении дня, анализируйте, почему вы их испытывали, какая ситуация их вызвала, приятно ли было их проживать. Как реагировало ваше тело на эмоциональное состояние, постарайтесь вспомнить все ощущения — не заболела ли голова или, может, появился озноб.
Такой анализ поможет лучше чувствовать своё состояние и принимать эмоции не только на психологическом, но и физиологическом уровне.
«Пойми себя»
Для понимания истинных внутренних мотивов совершения действий используйте технику «5 почему» — простой, но применимый во многих ситуациях логический метод, который помогает разобраться во многих проблемах, возникающих в ходе рабочего процесса. Как найти первопричину проблемы? Задать вопрос. А если ответ не дал точного объяснения? Задать уточняющие вопросы. Так выстраивается цепочка причин, в конце которой (в среднем через 5 вопросов) обнаруживается истинная причина изначальной проблемы.
«Пойми других»
Понимание эмоций других людей — важная составляющая эмоционального интеллекта. Этому навыку тоже нужно учиться. В общении старайтесь периодически вставать на место собеседника. Подумайте, почему он так говорит, какие эмоции переживает, почему реагирует таким образом. Затем постарайтесь абстрагироваться и занять позицию наблюдателя. Представьте, что вы видите весь ваш диалог со стороны. Какие эмоции вы при этом испытываете?
«Люди в автобусе»
Научиться распознавать эмоциональные реакции других людей поможет простое упражнение: понаблюдайте за пассажирами в общественном транспорте. Подумайте, какие эмоции они испытывают. Пофантазируйте, с чем это может быть связано.
«Управление эмоциями»
Придумайте любой метод для управления своим эмоциональным состоянием. Например, вдох-выдох, сжать и разжать кулаки. В момент, когда вы чувствуете, что выходите из себя, выполняйте эти действия.
Развитие эмоционального интеллекта требует практики и осознанности, но результат стоит усилий. Умение контролировать свои эмоции и понимать чувства окружающих открывает новые возможности для личного роста и успеха в различных сферах жизни.
5 стратегий поведения в конфликте: как справиться с эмоциями