Домогательства на работе: 5 шагов — как справиться, сохранить достоинство и карьерные позиции
С приставаниями со стороны коллег сталкивались 11% женщин, а 8% получали непристойные предложения от руководителя. С сексуальными домогательствами на работе встречаются и мужчины, но намного реже — таких случаев не больше 4% среди работающих россиян. Харассмент не только нарушают личные границы жертвы, но и мешает выполнять профессиональные обязанности или даже приводит к увольнению. Как защититься от домогательств и сохранить работу, «Рамблер» обсудил с экспертами.
Что такое харассмент и как его распознать
Чаще всего под ним понимаются скрытые и явные действия сексуального характера, которые совершаются против воли жертвы. Дословно «харассмент» с английского переводится как «преследование» или «домогательство». На деле это означает всё: от пошлых шуток до попытки изнасилования. И если первые можно списать на плохое чувство юмора, то принуждение к физической близости подпадает под статьи 132 и 133 УК РФ о насильственных действиях сексуального характера и принуждению к ним.
Признаки сексуального домогательства на работе:
- невербальные знаки внимания: подмигивания, постоянные разглядывания тела;
- интимные комплименты, которые делает коллега или руководитель;
- скользкие шутки с сексуальным подтекстом;
- прикосновения, включая и якобы случайные, а также поглаживания и объятия;
- постоянные предложения встретиться вне офиса;
- просьбы или требования сексуальной близости, в том числе под действием угроз и шантажа.
Если вам пришлось столкнуться с одним или несколькими проявлениями из этого списка, отнеситесь к этому серьёзно. Не стоит путать домогательство и флирт.
Последний строится на невербальных сигналах и не подразумевает прикосновений и конкретных предложений сексуального характера. Кроме того, человек перестанет флиртовать, если не увидит интерес и ответную реакцию. При домогательстве чувства жертвы не имеют значения — агрессор продолжит преследовать её даже при отказе от сближения.
У харассмента есть и более широкое определение. Под ним понимается любое поведение, которое оскорбляет или унижает другого человека. Домогательству сотрудник может подвергаться и по другим признакам. Например, поводом для насмешек и издевательств стать национальность, возраст, здоровье, физические особенности и религиозные убеждения человека.
«Харассмент — это действие по отношению к коллеге или сотруднику, которое совершается одним и не поддерживается вторым. Оно может быть физическим, психологическим и этическим — любое поведение по отношению к субъекту, которое вызывает в нём чувство стыда, страха за свою физическую безопасность, психологическое состояние или потерю работы».
Анна Цоколова,Карьерный психолог
Домогательства не ограничиваются пределами офиса. Инциденты могут происходить на сторонних деловых мероприятиях: в командировках, на конференциях и выставках, во время встреч с партнёрами и клиентами.
Последствия домогательств
Любой вид харассмента вредит сотруднику. Столкнувшись с домогательствами, человек испытывает множество негативных эмоций: от отвращения и страха до чувства беспомощности. Всё это пагубно отражается на жизни человека.
- Ухудшается эмоциональное и физическое состояние жертвы. Харассмент больно бьёт по самооценке: женщина становится менее неуверенной в себе и начинает опасаться внимания со стороны других людей. Эксперты считают, что домогательство во многом схоже с насилием, так как в обоих случаях нарушаются личные границы. Нередко жертвы сексуального харассмента винят себя в сложившейся ситуации и продолжают терпеть приставания. В итоге домогательства на работе могут привести к проблемам со сном, депрессиям, развитию тревожного и посттравматического стрессового расстройства, а также к тяжёлым физическим заболеваниями и даже сокращению продолжительности жизни женщин.
- Снижается продуктивность в работе. Сотрудник с неохотой идёт на работу, зная, что там придётся столкнуться с домогательством. Анна Цоколова отмечает, что человеку, подвергающемуся харассменту, трудиться становится сложнее: в офисе он не чувствует себя в безопасности. Чтобы избежать неприятной ситуации, сотрудник старается чаще брать отгулы, уходить в отпуск или на больничный. Иногда положение усугубляют сослуживцы: не разобравшись в чём дело, они считают коллегу ответственной за всё, что с ней происходит. Здесь уже можно говорить о виктимшейминге — когда жертву заставляют чувствовать себя виноватой за произошедшее с ней.
Если сотрудница противостоит домогательствам руководителя, он может нагружать её дополнительной работой, придираться к ней, а за ошибки — лишить премии или урезать зарплату. В таких условиях работать продуктивно непросто, часто женщине проще уволиться, чем мириться с ситуацией или пытаться защитить себя.
Как сказать начальнику, что он неправ
Как справиться с домогательством и не потерять работу
Столкнувшись с харассментом, действуйте сразу: если пустить ситуацию на самотёк, выбраться из неё будет ещё труднее. Чтобы противостоять домогательству, эксперты советуют начать с простых действий, а при необходимости — обратиться за юридической помощью.
Не молчите. Никак не реагировать на приставания или непристойные предложения — ошибка. Такое поведение может быть расценено как согласие или признание своей беспомощности.
«Тот, кто является агрессором, может даже не понимать, что жертве не нравится его поведение. Домогательствам часто подвергаются люди, которые не могут выстроить свои личные границы достаточно чётко, либо боятся по каким-то причинам отстаивать их», — отмечает Анна Цоколова.
Прямо скажите коллеге или начальнику, что вам неприятно его внимание, и попросите прекратить домогательства. Иногда открытого диалога достаточно, чтобы избежать недопонимания.
Ограничьте общение. Не оставайтесь наедине с коллегой или начальником, если они ведут себя непристойно. Старайтесь встречаться с ними только в присутствии других сотрудников и следите, чтобы разговор не выходил за рамки делового общения.
Найдите поддержку. Не скрывайте домогательство. Расскажете об этом близким и коллегам, с которыми вы в хороших отношениях. Если уверены в лояльности руководителя или менеджера по персоналу, поделитесь с ними о харассменте в коллективе. Напряжённые отношения среди сотрудников не выгодны компании — они снижают продуктивность и вредят репутации организации.
Собирайте доказательства. Если домогательства на работе не прекращаются, фиксируйте их проявления всеми доступными способами: делайте скриншоты непристойных сообщений в мессенджерах и писем в рабочей посте, записывайте на диктофон, что говорит коллега, включайте видеокамеру на смартфоне, когда вынуждены остаться с ним наедине.
Обратитесь в суд или полицию. Когда домогательство уже не ограничивается непристойными шутками и предложениями, а доходит до оскорблений и попыток физического насилия, защищайте себя по закону.
«Как такового понятия “домогательство” в законодательстве нет. И я рекомендую данный термин рассматривать в каждом отдельном случае. Домогательство на работе может быть рассмотрено в рамках статьи 3 ТК РФ о запрете дискриминации в сфере труда. Сотрудники, считающие, что они подверглись дискриминации, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. Кроме того, потерпевший может привлечь к ответственности нарушителя за оскорбление по статье 5.61 КоАП РФ, за увольнение по инициативе работодателя по статье 81 ТК и за действия сексуального характера — статья 132 УК предусматривает лишение свободы на срок от 3 до 20 лет в зависимости от тяжести деяния».
Жанна ЗакироваРуководитель юридической компании «Закирова и партнёры»
Заключение
Домогательство на работе — это всегда неприятная ситуация, которая мешает профессиональной деятельности и негативно отражается на эмоциональном состоянии жертвы. Чтобы бороться с любым проявлением харассмента, необходимы смелость, решимость и настойчивость, а также поддержка близких и коллег — всё это поможет выйти из положения с достоинством и сохранить работу.
Правильные амбиции: как сделать карьеру и не испортить отношения