Как правильно принимать критику на работе и извлекать из неё пользу для карьеры
Критика — это неотъемлемая часть нашей жизни и рабочей коммуникации. Где бы мы ни работали, в любой момент нам могут прилететь замечания коллег, руководителя или заказчиков, и не всегда эти замечания будут конструктивными и бережными. Сдержанно реагировать на такой фидбэк получается не всегда, да и настроение будет испорчено на весь день. «Рамблер» узнал у экспертов, как правильно воспринимать критику на работе и делать из неё полезные для карьеры выводы.
Взгляд на критику с точки зрения науки
Американские учёные выяснили, как обратная связь в рабочем коллективе влияет на сотрудников. У тех, кому давали развёрнутые комментарии в бережной форме, вырастала производительность труда и мотивация заниматься работой. У тех, кто не получал качественный фидбэк, желание работать падало.
Для восприятия замечаний оказалась важна регулярность обратной связи: оказалось, что постоянная обратная связь быстро становится частью рабочего процесса и не воспринимается как обида, в то время как редкий фидбэк ощущается как внезапный поток критики, который может ошеломить человека в моменте.
Конструктивная обратная связь имеет благие намерения, направлена на нужную цель и полезна. Чтобы фидбэк воспринимался работником именно так, учёные рекомендуют давать его с соблюдением личных границ, чтобы у человека было ощущение заботы и уважения со стороны критикующего.
Иными словами, обратная связь должна сигнализировать о неудаче, но давать надежду на улучшение. Исследователи даже создали поведенческую модель конструктивной критики, которая помогает извлекать уроки из неудач.
Выводы учёных радуют, однако на практике всё гораздо сложнее. Мало кто из руководителей или коллег задумывается о том, в какой форме выражать обратную связь. В результате это сказывается на продуктивности и мотивации сотрудников, особенно если они всё воспринимают слишком близко к сердцу. Для таких людей неэтичная обратная связь может обернуться обидой и поводом для самокопания на долгие годы.
Научить коллег и руководство правильно давать обратную связь вряд ли возможно, однако в наших силах изменить собственное отношение к критике и адекватно на неё реагировать.
«Первое, что может помешать нам объективно и с пользой для себя воспринимать критику, — наши автоматические реакции и эмоции. Современная наука утверждает, что наш мозг работает как предсказательная машина. Он постоянно составляет гипотезы о происходящем во внешнем мире и внутри нас на основе прошлого опыта. Именно наши предположения о ситуации, а не её реальное восприятие, и порождают эмоции. В эти предположения о происходящем из старого опыта могут закрасться недостоверные формулировки — когнитивные искажения. Например: "Если меня критикуют, значит я никчёмный сотрудник и меня скоро уволят". Если мы понимаем, что наше восприятие реальности может быть субъективным, значит, наши первичные эмоции и мысли не являются истиной. Следовательно, мы можем научиться пересматривать свои выводы, которые на автомате подсовывает нам история нашей жизни, и сформировать более точное суждение о том, что есть на самом деле».
Виктория ЧитловаПсихиатр, психотерапевт, канд. мед. наук, основатель и руководитель Центра психотерапии доктора Читловой
Почему важно уметь правильно реагировать на критику
Умение адекватно воспринимать обратную связь — важный навык, который нужен по следующим причинам:
- Это помогает увидеть свои ошибки и недочёты, а значит повысить компетенции. Если специалист профессионально растёт, то и вся команда работает лучше и эффективнее.
- Позволяет не только устранять ошибки, но и не допускать их в будущем.
- Даёт представление о том, что можно сделать лучше, и помогает прокачать слабые места.
- Укрепляет характер, увеличивает влияние и улучшает отношения с окружающими.
- Помогает быть открытым к изменениям и новым идеям, развивает личность.
Иными словами, критика имеет большое значение, поскольку повышает качество работы и развивает способность к самоанализу. Главное — чтобы она была конструктивной.
«Когда речь идёт о критике, важно понять, она конструктивная или нет. Если руководитель или коллега пришли к вам с аргументами, примерами и предложениями, обязательно прислушайтесь, поскольку это — конструктивный подход. Нет смысла обижаться, тут же писать заявление об уходе и причитать, что вас никто не любит. Если к вам пришли, пусть и с критикой вашей работы, значит вы нужны компании, вас ценят и хотят скорректировать вашу работу и помочь вам. Если долго работать на одной позиции, взгляд может замылиться, и вы можете упускать какие-то моменты. Не потому, что вы плохой специалист, а потому что так работает психика. Вы идёте по накатанной схеме, и ваш мозг не будет сходить с проторённой колеи. Поэтому обратная связь действительно может облегчить вам работу. А значит вы с большей вероятностью получите продвижение по карьерной лестнице, нежели коллеги, которые не умеют этого делать».
Анна КочетковаОснователь рекрутингового агентства Human Force, соавтор телеграм-канала «Рецепты найма»
Как отличить конструктивную критику от неконструктивной
Конструктивная критика направлена на улучшение работы и процессов. Она содержит конкретные предложения и рекомендации, основана на фактах и аргументах и учитывает интересы обеих сторон.
Например: «Ты сделал отличную презентацию, которая станет ещё лучше и убедительнее, если добавить в неё чуть больше данных».
Неконструктивная критика строится на оценках личности другого человека, содержит обвинения без конкретных доказательств. Такая критика основана на эмоциях и личных предубеждениях, а также игнорирует интересы другой стороны.
Например: «Твоя презентация не убеждает, видимо, ты плохо старался».
«Критика может быть эффективной и неэффективной. Эффективная — конструктивна, относится к конкретным действиям или моментам, которые стоит исправить, демонстрирует точки роста, даёт возможность взглянуть на ситуацию с другой стороны. Неэффективная — это просто оценка, которая не несёт в себе никакой практической пользы: здесь возможны манипуляции, переход на личности и даже попытки унизить оппонента».
Стася ЗенцоваСооснователь проекта «Карьера без барьера», HR-менеджер, профориентатор взрослых
Как сказать начальнику, что он неправ
«Важно отличать конструктивную критику рабочих моментов от критики вас как личности. Такая критика не несёт в себе никакой конкретики, а только даёт критикующему возможность "выпустить пар". Если в первом случае критику можно воспринять как дельные советы в работе, способствующие вашему развитию, то во втором это фактически оскорбление, и здесь нужно уметь себя защитить. Например, фраза "Вы не можете справиться с простой задачей" не даёт конкретной информации о ваших навыках и умениях, не помогает увидеть точки роста и возможности для улучшения конкретной ситуации. И наоборот, если вас критикуют по делу, говорят о недочётах и ошибках не "вообще", а "здесь и сейчас", из этого можно извлечь пользу для себя. Важно понимать, имеет ли право этот человек вас критиковать и комментировать качество вашей работы, хватает ли у него компетенций, статуса, полномочий. Одно дело, если замечания высказывает опытный старший товарищ или руководитель, погружённый в процесс и хорошо разбирающийся в вопросе, о котором вы говорите. И совсем по-другому выглядят претензии, высказанные коллегой, с которым вы стоите на одной ступени в штатном расписании».
Инна КарьялайненHRD, член «Ассоциации карьерного консультирования и сопровождения»
Как правильно воспринимать критику на работе
Избежать критики на работе невозможно — с нею сталкиваются все сотрудники. Если слишком серьёзно воспринимать такие ситуации, можно впасть в состояние стресса и разочарования, снижения самооценки и мотивации. Поэтому правильное восприятие критики на работе — важный фактор успеха в профессиональной среде. Вот что советуют опрошенные нами эксперты.
«Я рекомендую придерживаться фразы "Я окей, ты окей". Самая здоровая позиция — я знаю, что со мной всё хорошо, и с тобой тоже. Так вы сможете относиться к критике адекватно, не уходя в самобичевание, но и не ища причины в ком-то».
Стася ЗенцоваСооснователь проекта «Карьера без барьера», HR-менеджер, профориентатор взрослых
По совету Зенцовой, можно придерживаться следующих рекомендаций.
- Не реагируйте сразу. Если коллега или босс указали на недостаток, не начинай сразу обороняться. Выслушайте критику и не перебивайте, пусть это и сложно. Чтобы не среагировать, попробуйте переключить внимание, например, смотреть по сторонам, изучать обстановку.
- Поблагодарите критикующего. Это поможет перевести диалог в дружелюбное русло, а вы успокоитесь и сможете спокойно проговорить тезисы оппонента, чтобы потом конструктивно ответить на каждый. Например: «Благодарю! Я даже не подумала, что надо было уточнить».
- Задавайте вопросы. В неконструктивной критике мало аргументов — чаще это просто обвинения, поэтому сдержите первую реакцию и желание выплеснуть ответный гнев. Вместо этого задайте уточняющие вопросы, например: «Можешь объяснить подробнее, что именно тебе не нравится?», «Хорошо, я поняла. А как ты хочешь, чтобы я сделала?», «Почему так неправильно?». Это позволит перевести разговор в конструктивное русло.
«Чтобы правильно принимать критику, важно, чтобы её правильно "подавали". Если это отношения "руководитель — подчинённый", то без критики не обойтись. И подчинённому придётся её получать "с запросом" и "без" в тех количествах, в которых начальник будет считать уместным. При этом далеко не все руководители обучены тому, как давать конструктивную обратную связь, чтобы не обидеть человека».
Светлана КатаеваСооснователь Ассоциации карьерного консультирования и сопровождения, автор телеграм-каналов «АККСиомы Карьеры» и «Talent Hunters»
Для принимающей стороны эксперт рекомендует следующее:
- Понимать, что это не личные отношения, а всего лишь работа. И не принимать замечания слишком близко к сердцу.
- Пытаться найти в критике рациональное зерно. Это поможет рассмотреть сложившуюся ситуацию с разных сторон, избежать её повтора в будущем.
- Любую критику от руководителя воспринимать как возможность для роста. Даже злость или обиду можно превратить в возможность для профессионального развития.
«Сложные руководители или клиенты не только делают нашу жизнь тяжелее — они развивают нас, делают гибче, выносливее, креативнее. Смотрите на это под таким углом: что полезного из этой неприятной ситуации я могу забрать себе? Как это поможет в моей карьере? А если у вас отношения "сотрудник — сотрудник", получать обратную связь в виде критики вас никто не может заставить, только если вы сами не попросите коллегу об этом. Помните это и останавливайте любящих покритиковать вежливо, но твёрдо».
Светлана КатаеваСооснователь Ассоциации карьерного консультирования и сопровождения, автор телеграм-каналов «АККСиомы Карьеры» и «Talent Hunters»
Эксперты советуют переводить критикующего в разряд ваших союзников или помощников. Сделать это можно несколькими способами.
Инна Карьялайнен: «Для начала возьмите паузу. Иногда хорошо отложить разговор и перенести его на момент, когда вы будете готовы к спокойному диалогу. Не стоит начинать обсуждение, если вы устали или спешите на другую встречу. Для обстоятельного разговора нужны и время, и силы. В ходе разговора уточните, правильно ли вы поняли собеседника: "Я верно понимаю, что мы сейчас говорим о …?", "Вы предлагаете сделать…?", "Уточните, пожалуйста, какие именно показатели стоит улучшить?". Если вы видите, что дающий обратную связь человек заинтересован в вашем профессиональном развитии, готов потратить своё время на разбор ситуации и проблемы, поблагодарите его. Например: "Спасибо за честную оценку ситуации. Мне важно, что именно вы, эксперт в этой области, дали мне обратную связь. Я рад возможности обсудить мой проект с вами". Выразите понимание позиции критикующего. Например, скажите: "Вы считаете, что нужно использовать другие инструменты для достижения лучшего результата. Я понимаю, почему вы так думаете". Предложите вашему собеседнику оценить новый промежуточный или финальный результат. Спросите: "Могу ли я обратиться к вам с вопросом по этой теме в дальнейшем?".
Эмоциональный интеллект: что это и как помогает в карьере
Дарья Малюк: «Прежде чем обижаться, задумайтесь: а вдруг это правда? Иногда со стороны виднее, где именно мы делаем ошибки. Если вам сделали замечание, попробуйте проанализировать его без эмоций. Разделяйте намерения и форму подачи. Критика может звучать жёстко, но часто за ней стоит желание помочь вам стать лучше. Если человек сделал вам замечание, значит ваша работа важна, и собеседник хочет, чтобы вы справлялись с ней ещё лучше. Задавайте уточняющие вопросы — это лучший способ получить полезный фидбэк и избежать недопонимания. Используйте критику как топливо для роста. Люди, которые умеют слушать и внедрять обратную связь, быстрее продвигаются по карьерной лестнице, потому что они гибкие и умеют адаптироваться. В следующий раз, когда получите критику, не спешите закрываться или обижаться. Возможно, это именно тот толчок, который поможет вам выйти на новый уровень».
Что советует клинический психолог
По словам Виктории Читловой, для правильного восприятия критики следует сначала настроить себя на восприятие информации, выйдя из субъективного режима мышления, а затем перейти в активный исследовательский. Повторение этого принципа позволит объективно воспринимать критику, анализировать её и использовать для развития карьеры.
Но даже зная этот принцип, не всегда острые реакции на критику удаётся нивелировать самостоятельно. Чаще всего под этим лежит крайне болезненный опыт из детства или юности человека. Разобраться с таким опытом быстро и качественно получится только с опытным психотерапевтом.
Виктория Читлова: «Пустите в ход наблюдательность, чтобы удостовериться, что ваш первичный вывод о том, что вас отвергают — как, например, это было в детстве — неверен. Изучите контекст, интонации, манеры, ценности, взгляды человека, критика которого вас особенно задевает. Перед вами должен сформироваться объективный образ, с которым вы взаимодействуете здесь и сейчас. Он заменит призрак из вашего детства, лежащий в бессознательном, и вы сможете общаться и действовать с учётом понятой вами структуры реальности. Для большинства из нас карьера — это основная сфера, где мы можем тестировать свою социальную значимость и ценность как личности. Часто именно на область профессиональных взаимодействий проецируются наши отношения с родителями. Особенно это касается руководства. Понаблюдайте за собой, наверняка по отношению к начальнику вы заметите те же свои поведенческие паттерны, что и, например, в отношениях с матерью. Как раз в ситуациях, когда нас критикуют, чаще всего и всплывают эти переносы. Все эти представления и паттерны пересматриваются в процессе действий и их постоянного уточнения. Здесь необходимо ваше осмысленное участие, навык наблюдения за собой, за происходящим вокруг и постоянная тренировка, словно вы качаете мышцы в спортзале».
Главное о том, как воспринимать критику на работе
- Критика на работе неизбежна, поэтому важно уметь правильно её воспринимать и использовать как возможность для роста.
- Лучше всего работает конструктивная критика: она помогает понять свои слабые стороны, улучшить навыки, не допускать ошибок в будущем, прокачать характер, развивать себя как личность.
- Неконструктивная критика бьёт по самооценке, снижает продуктивность и мотивацию, провоцирует стресс. Важно уметь не принимать такую обратную связь близко к сердцу и не затаивать обид.
- Жёсткая критика допустима со стороны руководства, но недопустима со стороны коллег. Нужно уметь выставлять личные границы и вовремя останавливать желающих вас покритиковать.
- Во время критики важно уметь переключиться из режима жертвы в режим наблюдателя, не уходить в эмоции как в защиту и не нападать в ответ. Стоит задавать критикующему уточняющие вопросы, благодарить его за обратную связь и уметь слушать. Тогда даже не самый приятный фидбэк может положительно повлиять на вашу карьеру.