Токсичная продуктивность: как она мешает нам жить и работать

Большинство российских работников считают себя трудоголиками и не видят в этом ничего плохого. Для них трудоголизм — это повод для гордости, а не заболевание. Однако стремление «успевать всё и даже больше» говорит о нездоровом отношении к своей работе, или токсичной продуктивности. «Рамблер» разобрался, что это за явление и как с ним бороться.

Токсичная продуктивность: как она мешает нам жить и работать
© Рамблер

Что такое токсичная продуктивность

Сегодня соцсети переполнены аккаунтами блогеров, транслирующих философию «успешного успеха». Это подаётся как стандарт жизни, достичь которого должен каждый — и неважно, если придётся допоздна задерживаться на работе, трудиться в выходные и быть на связи даже в отпуске. Листая соцсети, пользователи начинают сравнивать себя с «успешными и продуктивными», а это негативно сказывается на самооценке и психике.

Стремление всё успевать породило «культуру суеты» (от англ. hustle culture): как можно больше работай и «суетись» — и тогда добьёшься желаемого. Девизом такого подхода можно считать известный твит основателя компании Tesla Илона Маска: «Никто никогда не менял мир, работая по 40 часов в неделю».

В русском языке немало выражений, которые, с одной стороны, справедливо подчёркивают ценность и необходимость труда: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Терпенье и труд всё перетрут», «Кто любит труд, того люди чтут». Но, как и в любом вопросе, важно сохранять разумность и баланс. Многие с детства слышали установку от старших — «Не будешь стараться — ничего не добьёшься», а в школьные годы за оценки ниже пятёрки родители могли и поругать.

Во взрослой жизни оказалось, что недостаточно просто найти работу — нужно успевать справляться с нагрузкой, быть инициативным, брать дополнительные задачи и желательно оставаться на связи 24/7. Правда, никто не предупреждал, что культ сверхпродуктивности может обернуться выгоранием, депрессией и потерей интереса к жизни. Именно это желание всё успевать в ущерб психическому и физическому благополучию психологи называют «токсичной продуктивностью».

Последствия токсичной продуктивности

Токсичная продуктивность напрямую связана с профессиональным и эмоциональным выгоранием. Это состояние исследователи называют болезнью XXI века, которая негативно сказывается не только на здоровье сотрудников, но и на компаниях, которые из-за снижения работоспособности кадров начинают нести издержки.

Исследование НАФИ показало, что 45% работающих россиян сталкивались с профессиональным выгоранием. Среди причин 42% опрошенных назвали постоянные стрессовые ситуации и нервное напряжение на работе, 31% — неадекватную оценку результатов работы руководством, 22% — чрезмерную нагрузку и переработки. А это в свою очередь мешает сотрудникам быть продуктивными.

Между тем работа на износ порождает конфликты в семье, ухудшение самочувствия и даже риск развития депрессии и сердечно-сосудистых заболеваний. Профессиональное выгорание может сопровождаться выгоранием эмоциональным, симптомы которого проявляются в виде апатии, плохого сна и отсутствия аппетита.

Проверить себя на предмет выгорания можно с помощью теста российского исследователя Виктора Бойко.

Колесо баланса: что это и как помогает достичь равновесия между работой и личной жизнью

Признаки токсичной продуктивности

Вот несколько признаков, которые могут указывать на состояние токсичной продуктивности.

  • Постоянное чувство спешки и нехватки времени. Трудоголики часто испытывают давление со стороны окружающих и самих себя, стараются выполнить все задачи одновременно, жертвуя своим личным временем.
  • Чувство вины за отдых. Если вам трудно расслабиться в свободное время, и вы чувствуете вину за то, что не работаете, это может быть признаком токсичной продуктивности.
  • Отсутствие баланса между работой и личной жизнью. Стремление к высоким результатам на работе часто приводит к тому, что токсичные продуктивщики жертвуют своим свободным временем и отдыхом. Они забывают о семье, друзьях и хобби, полностью погружаясь в работу, а досуг воспринимают как пустую трату времени.
  • Неумение говорить «нет». Такие люди соглашаются на все предложения и задачи, даже если они не соответствуют их возможностям или интересам. В результате перегружают себя работой и берут на себя слишком много обязательств, что приводит к стрессу и выгоранию.
  • Низкая самооценка и перфекционизм. Стремление к совершенству и постоянное сравнение себя с другими может привести к низкой самооценке и чувству неполноценности. Такие люди часто ставят перед собой нереалистичные цели и стандарты, что вызывает ещё больший стресс и разочарование.
  • Тревога и грусть из-за чужих достижений. Многие делятся в соцсетях информацией о повышении или переходе на более престижную работу. Вместо того, чтобы порадоваться за знакомого, токсичный продуктивщик начинает переживать. Успехи других заставляют его думать: «Значит, мне нужно стараться ещё усерднее и делать больше!».

Если вы узнали себя, то, возможно, вы уже «заражены» синдромом токсичной продуктивности. Тогда стоит поработать над восстановлением баланса между работой и личной жизнью.

Успеть всё: 7 способов правильно распределить время между работой и личной жизнью

Как бороться с токсичной продуктивностью

Если вы часто перерабатываете, легко отказываетесь от встреч с семьёй и друзьями в пользу рабочих задач, пытаетесь успевать всё и везде — возможно, пора пересмотреть такой уклад жизни в пользу себя и своего физического и ментального здоровья. Вот что можно сделать для начала.

Установите границы и научитесь говорить «нет»

Определите часы, в которые вы сознательно не будете заниматься рабочими задачами. Например, можно запланировать один час на то, чтобы закрыть ноутбук, выключить телефон, покинуть офис и просто пойти погулять. А вечером написать в рабочий чат о том, что с 19:00 вы будете не на связи, потому что будете заниматься своими делами.

Если вас будут просить «срочно» взять дополнительные задачи, найдите в себе силы отказаться. При этом объясните, почему приняли такое решение. Например, если понимаете, что у вас уже большая нагрузка, и этими задачами придётся заниматься после работы или в выходные, донесите это до руководителя, и поясните, что после полноценной трудовой недели вам нужно время на отдых, чтобы сохранить продуктивность на работе в дальнейшем. Адекватный начальник поймёт.

Делите задачи по приоритетам

Не хватайтесь за все задачи сразу, иначе есть риск не довести до конца ни одну из них. Вместо этого определите, какие задачи являются наиболее важными и срочными, и расставьте их по приоритету. Направьте внимание на самые важные дела и выполняйте задачи поочерёдно.

Эксперты советуют использовать матрицу Эйзенхауэра, по которой задачи делятся по важности на четыре группы по важности и срочности. Эффективность метода подтвердило исследование 2018 года.

Научитесь отдыхать и заботиться о себе

Одна из ошибок жертв токсичной продуктивности — считать, что они реализуются как личности исключительно через работу. Таким людям кажется, что их ценность заключается в умении работать за двоих, выполняя не только свои, но порой и чужие задачи. Уделите время отдыху, занятиям спортом и общению с близкими людьми. Это поможет вам восстановить силы и снизить уровень стресса.

Повышайте самооценку и развивайте уверенность в себе

Люди с высокой самооценкой и уверенностью в себе часто проявляют инициативу, успешно выполняют задачи, становятся более эффективными работниками и добиваются успеха в карьере. Можно самостоятельно работать над повышением самооценки, а можно обратиться к психотерапевту.

Используйте метод профессиональной отстранённости

Профессиональная отстранённость — это умение эмоционально разделять работу и личную жизнь. Это осознание того, что работа важна, но не является единственным аспектом жизни, а ваша ценность не определяется исключительно карьерой.

Когда дела на работе идут хорошо, вы можете испытывать удовлетворение, но это не меняет вашу личность. Вы можете гордиться своими достижениями, не создавая ложного чувства превосходства. А если возникают трудности, вы можете испытывать разочарование, но это не должно влиять на ваше внутреннее состояние. Старайтесь оставлять рабочие проблемы на работе и не переносить их в личную жизнь.

Главное о токсичной продуктивности и её преодолении

  1. Токсичная продуктивность проявляется как желание работника всё успевать в ущерб собственному психическому и физическому благополучию.
  2. Токсичная продуктивность может привести к негативным последствиям для физического и эмоционального здоровья.
  3. Токсичная продуктивность напрямую связана с профессиональным и эмоциональным выгоранием.
  4. Важно научиться распознавать признаки токсичной продуктивности и преодолевать их, чтобы сохранить своё благополучие и достичь успеха без вреда для себя.
  5. Среди признаков токсичной продуктивности — чувство перманентной нехватки времени, ощущение вины за отдых, тревога и грусть из-за чужих достижений, перфекционизм.
  6. Вырваться из ловушки токсичной продуктивности можно, если установить грамотный баланс между работой и жизнью.

Чек-лист для предупреждения выгорания на работе