Почти половина удалёнщиков после пандемии не хотела возвращаться в офис (по данным сервиса «Работа.ру»). Свобода дистанционной работы позволяет не только выбирать график, но и брать «тихий отпуск» — скрытый отдых без уведомления работодателя. Что это? Как его организовать без рисков? И почему около 30% фрилансеров уже пробовали эту схему? «Рамблер» узнал, что об этом думают эксперты.

«Тихий отпуск» удалёнщиков: как отдыхать без согласования с работодателем
© Oscar Gutierrez Zozulia/iStock.com, Рамблер

Как работа «на пляже» стала трендом

Что такое «тихий отпуск»

«Тихий отпуск», или quiet vacationing — это отдых без отрыва от работы, о котором сотрудник не сообщает работодателю. Популярным он стал после пандемии коронавируса, когда компании вынужденно переводили сотрудников на домашний режим. А когда сняли карантин и открыли границы, у этого формата появились новые вариации.

Можно продолжать трудиться, не оформлять отпуск официально и при этом находиться в другом городе или стране. Даже если работник участвует в видеозвонках с коллегами и начальством, размытый фон в Zoom помогает скрыть его местоположение.

В 2024 году американская исследовательская компания Harris Poll провела опрос в США. Оказалось, что 28% работников практикуют «тихий отпуск», в том числе из-за того, что чувствуют вину перед руководством, когда просятся на настоящий отдых. Всё потому, что во многих компаниях культивируется трудоголизм, а начальство считает, что переработки это нормально.

В России «тихий отпуск» тоже популярен, причём в основном его применяют молодые сотрудники. Опрос кадровой компании UTEAM и сервиса бронирования жилья «Островок» для Forbes показал, что каждый третий молодой россиянин предпочитает путешествовать, не оповещая об этом своего работодателя. Большинство опрошенных (63%) положительно относятся к идее «тихого отпуска», 30% — нейтрально, и только 7% считают её неэтичной.

Чаще всего респонденты объясняют такое поведение желанием сменить обстановку, жить в комфортном ритме и климате или подготовиться к переезду. К тому же, по их мнению, «тихий отпуск» помогает меньше уставать и предотвращать выгорание.

Удалёнка, гибрид, индивидуальный график: преимущества и риски

Как организовать «тихий отпуск» без последствий

  • Подумайте, действительно ли вы хотите поступить именно так: не противоречит ли «тихий отпуск» вашим представлениям об этике.
  • Не повредит ли он добрым отношениям с руководителем и командой.
  • Будете ли вы успевать работать как обычно и не пропускать дедлайны.
  • Не будут ли последствия в случае прояснения обстоятельств тяжелее, чем обращение к руководителю с просьбой позволить вам работать в отъезде.

Если вы взвесили все за и против и приняли решение воспользоваться «тихим отпуском», то вот несколько советов:

  • во время видеоконференций использовать размытый фон;
  • заранее подготовить автоответчик;
  • не афишировать геолокацию в соцсетях;
  • подстраховать себя на время возможных перемещений и сделать часть работы «про запас»;
  • продумать план Б — стратегию вашего поведения и убедительные аргументы о необходимости такого шага, если руководство узнает о ваших перемещениях.

Плюсы и минусы «тихого отпуска»

© Рамблер

Что о «тихом отпуске» думают эксперты

Работодатели, эйчары и корпоративные психологи по-разному относятся к «тихому отпуску». Опрошенные «Рамблером» эксперты разделились на тех, кто поддерживает формат совмещения отдыха и работы, и тех, кто видит в этом угрозу для компаний.

«Тихий отпуск» — свобода и мотив к работе

«По статистике, сотрудники на удалёнке работают больше, чем в офисе, так как не тратят время на дорогу туда и обратно, разговоры с коллегами у кулера или перекуры. Если человек умеет качественно организовать свой день, «тихий отпуск» позволяет не выгорать и решать личные дела. Например, сходить к врачу или в МФЦ, поскольку не всегда можно все вопросы решить в выходной день. В моём агентстве гибкий график работы, благодаря которому сотрудники могут забрать вовремя ребёнка из садика или сходить к врачу и при этом решить часть рабочих задач после окончания рабочего дня. Поэтому у нас высокая эффективность труда. Ведь если у человека болит зуб, а попасть к стоматологу он сможет только после работы, весь день он будет думать только об этом, а не о выполнении своих задач. На многих позициях важен результат, а не процесс, поэтому неважно, работает сотрудник из офиса, из дома или с пляжа в Турции».

Анна Кочеткова
Анна КочетковаОснователь рекрутингового агентства Human Force, соавтор телеграм-канала «Рецепты найма»

«Усталость — состояние неоднородное, у неё есть несколько форм. Фактическая — усталость от ответственности, общения с другими людьми и в целом от работы. Бытовая — усталость от того, что каждый день похож на предыдущий. Одни и те же места, люди, разговоры и т. п. Если сотруднику нужно справиться с усталостью от работы, поможет полноценный отпуск, а снизить бытовую усталость можно только новыми впечатлениями. Поэтому "тихий отпуск", на мой взгляд, — весьма прагматичный подход. Мы снижаем бытовую усталость, не снижая производительность труда. А насколько это этично и применимо в целом, зависит от культуры в компании. В организациях, с которыми работаю я, такой формат работы даже поощряется».

Роман Бонч-Бруевич
Роман Бонч-БруевичКорпоративный психолог

Ленивый понедельник и кофейный бейджинг: новые тренды на работе

«Тихий отпуск» — обман и дистанция с командой

«Как представитель работодателя и ключевое лицо в компании, более всех заинтересованное в повышении производительности труда и эффективности персонала, я не могу позитивно относиться к "тихому отпуску". По сути, это обман и несоответствие таким важным корпоративным ценностям, как честность и открытость. На мой взгляд, использующие "тихий отпуск" сотрудники не решают свой запрос на полноценный отдых. Короткие перерывы не дают психике полностью сменить фокус внимания и перезагрузиться, а понимание того, что ты в эти "тихие часы" нарушаешь правила и обманываешь, не позволит спокойно расслабиться и только создаст чувство вины. К тому же формат "тихого отпуска" формирует дистанцию между сотрудником, командой и руководителем, а это негативно влияет на карьерный рост и отношения в команде. Я за конструктивный диалог и обсуждение своих потребностей с руководителем, ведь сотрудник с хорошим запасом ресурса более эффективен, а значит, более ценен для бизнеса».

Ольга Ясырева
Ольга ЯсыреваHRD компании «ЭвоКом»

«Как показывают научные исследования, созерцание природы и смена картинки позволяют поддерживать мышление в креативном ключе. Тогда как однообразие визуального ряда и действий могут привести к появлению скуки, мозг может испытывать недостаток новизны. Виды природы способны снижать тревогу, раздражение и даже физическую боль. Например, современные дизайнеры среды хорошо осведомлены об этом и стремятся преображать урбанистические пространства в более приближенные к естественным, с обилием зелени. Смена локаций или пребывание на природе могут поднять продуктивность. Но, на мой взгляд, всё не так однозначно. У меня в практике есть целый пул пациентов, которые работают удалённо из красивых мест планеты, но это не в полной мере спасает их от выгорания или рабочих проблем. Обычно речь об индивидуальных психологических моментах, которые чисто технически по смыслу перевешивают вклад красоты и комфорта локации в ментальное благополучие этих людей. Путешествия или нерабочая атмосфера могут отвлекать, и некоторым людям сложно организовать себя и своё время. Им проще работать при наличии ориентиров, которые раньше задавал офисный режим: от пробуждения и пути на работу до организации рабочего пространства в офисе. У кого-то может страдать мотивация, если что-то не устраивает в компании или функционале, а человек не научился это распознавать. И там и там от личности требуется более прокачанный, чем это нужно в офисном режиме работы, навык осознанного анализа и управления мышлением и поступками. Человеку нужно научиться разбираться в себе, расставлять приоритеты, мониторить свои потребности и оформлять свою жизнь в соответствии с этим».

Виктория Читлова
Виктория ЧитловаПсихиатр, психотерапевт, к. м. н., основатель и руководитель Центра психотерапии доктора Читловой

«Тихое увольнение»: как новый тренд влияет на рынок труда