Как написать сопроводительное письмо к резюме: примеры и советы
Раньше при отклике на вакансию достаточно было прислать резюме, но теперь работодатели часто просят добавить ещё и сопроводительное письмо. Не все соискатели это делают — и зря. Опросы показывают: 87% рекрутеров действительно читают сопроводительные письма, а для 65% они играют важную роль при принятии решений о найме.
Однако грамотно написать такое письмо не так просто. Многие начинают повторять описанный в резюме опыт, но рекрутеры ждут совсем другого. Как правильно составить сопроводительное письмо, разобрались с экспертом.
Зачем нужно сопроводительное письмо
Основная задача сопроводительного письма — выделить вас среди других соискателей. В некоторых случаях, особенно при смене профессии, оно становится единственной возможностью объяснить работодателю, почему вы заинтересованы именно в этой позиции. Оно также помогает прояснить потенциальные сомнения, связанные с вашим резюме.
В некоторых организациях резюме без сопроводительного письма рассматривают в последнюю очередь. Вот пример вакансии на одном из сайтов по поиску работы:
«В ООО "Корпорация Х" открыта вакансия "Специалист по документообороту в отдел по управлению проектами". Уважаемые соискатели, резюме рассматриваются с сопроводительным письмом в первую очередь, с указанием зарплатных ожиданий. Анонимные резюме не рассматриваются».
Восемь популярных ошибок в резюме
Сопроводительное письмо не должно быть длиннее половины страницы. В среднем оно включает 2–3 абзаца, каждый из которых состоит из 2–3 предложений. Этого количества вполне достаточно, чтобы выделить основные моменты и заинтересовать получателя. Важно помнить, что сопроводительное письмо индивидуально и пишется для конкретного работодателя и под конкретную вакансию.
Кажется, что это несложная задача, но на деле справляются с ней не все. Составление такого письма не стоит путать с написанием сочинения о себе и своих профессиональных качествах. Рекрутеру важно видеть, что ваш опыт релевантен вакансии и вы справитесь с предлагаемым функционалом.
Хорошая новость: если при написании сопроводительного письма придерживаться определённой технологии, у вас точно получится.
«Самый простой способ — прочитать описание вакансии и прокомментировать свои сильные стороны относительно её описания. Или ответить на вопросы, которые задаёт рекрутер в описании позиции. Так часто проверяют внимательность перед откликом, например, просят в первом предложении сопроводительного письма написать какое-то слово».
Анна МаксименкоТимлид команды консультирования Центра развития карьеры Skillbox
Как подготовиться к написанию сопроводительного письма
Перед составлением текста сопроводительного письма нужно сделать несколько несложных действий.
Изучите компанию. Зайдите на её сайт, посмотрите корпоративные соцсети, почитайте интервью с руководителем. Обращайте внимание на ценности, миссию, стратегические цели — что из этого вам близко? Какие из них вы разделяете?
Например, компания заключила контракт на создание уникального продукта в интересной для вас сфере. Напишите о том, что хотели бы поучаствовать в разработке такого полезного и современного продукта. А может вы хотите работать в проекте, потому что он помогает людям и повышает их качество жизни. Подумайте над своими мотивами и отразите их в тексте.
Изучите вакансию и требования к ней. Выделите ключевые из них и напишите, какими вы отлично владеете. Перечислять все не нужно — работодатель и так увидит их в резюме. Ваша задача — сделать акцент на умениях, которые важнее всего для конкретной вакансии. Не используйте общие формулировки — замените их на реальные примеры из вашего опыта, которые отразят вашу компетентность.
Например, при отклике на вакансию курьера вместо фразы «Имею водительские права» лучше написать «Имею водительские права категории B и М, то есть могу водить легковые авто и мопеды для перевозки грузов».
Подумайте, какие ещё сильные стороны можно подсветить. Возможно, у вас большой опыт в этой отрасли, вы долго работали с заявленным программным обеспечением и знаете его функционал. Если вы проходили обучение, но ещё не сдали квалификационный экзамен, укажите это в письме: знание сферы даже без итоговой аттестации повышает ваши шансы на оффер.
Платформы для поиска работы: где разместить резюме?
«Подготовка к составлению сопроводительного письма поможет понять свои сильные стороны на рынке труда и подсвечивать их в общении с работодателем. Поэтому польза очевидна не только для отклика, но и для позиционирования себя как специалиста на рынке», — отмечает Анна Максименко.
Структура сопроводительного письма
Введение
Начните с простого приветствия: «Здравствуйте!» или «Добрый день!». Если знаете имя hr-специалиста, к которому обращаетесь, обратитесь по имени.
Затем сообщите, на какую вакансию вы претендуете. Если увидели объявление о работе в канале в Телеграм и отправляете письмо с резюме на почту компании, отметьте это: «Меня заинтересовала вакансия Java-разработчика, размещённая в телеграм-канале ”Работа для программистов”».
Основная часть
Объясните, чем вас привлекла эта позиция и почему вы хотите работать именно в этой компании. Перечислите аргументы, которые формулировали при подготовке к написанию сопроводительного письма — от самых важных до менее существенных.
Опишите свой опыт и навыки, соответствующие требованиям вакансии. Укажите конкретные примеры вашего опыта, которые помогут решить задачи компании.
Например, опишите, какой проект вы успешно завершили на предыдущей работе и подтвердите это цифрами. Отметьте, какие навыки помогли вам добиться результатов. Важно не дублировать информацию из резюме, а сосредоточиться на релевантных вакансии навыках и умениях.
Заключение
В конце письма оставьте призыв к действию. Например: «Буду рад(а) подробнее обсудить свой опыт и навыки на собеседовании». Попрощайтесь и оставьте краткие контактные данные, например: Иван Иванов, ivanivanov@somedomain.ru. Не рекомендуется использовать в подписи отчество — оставьте это для личного общения в коллективе, если вам так комфортно.
Если вы представитель творческой профессии, например, дизайнер или иллюстратор, то укажите в сопроводительном письме ссылки на примеры работ или портфолио. Иногда такое требование уже есть в описании позиции — не забудьте его учесть.
«Не нужно выдумывать из головы лишний текст, это всегда видно рекрутеру. Если вам неизвестно, какими проектами нужно будет заниматься, или ничего не знаете о компании, просто пропустите этот пункт сопроводительного письма», — советует эксперт.
Примеры удачных сопроводительных писем
Возьмем пример вакансии:
А вот пример возможного сопроводительного письма к ней:
«Добрый день! Интересна ваша вакансия помощника руководителя в компании ”Лесное царство”.
Я увлекаюсь здоровым питанием и экологичными товарами, например, косметикой ”Красная поляна” и продукцией компании ”Сибирский кедр”, есть понимание рынка. На последнем месте провела более трёх лет — работала с госучреждениями по вопросам разрешительной документации в сфере продуктов питания. Знаю английский язык на уровне В1, что поможет изучать иностранный рынок.
Буду рада пообщаться подробнее и выполнить тестовое задание».
Вот примерный шаблон сопроводительного письма, который мы составили вместе с экспертом:
Ошибки при написании сопроводительного письма
При написании сопроводительных писем важно учитывать ошибки, которые могут снизить шансы на получение работы. Перечислим самые распространённые.
- Излишне деловой и официальный стиль. Стиль письма следует сделать профессиональным, но не излишне официозным. Старайтесь избегать клише вроде «командный игрок» или «стрессоустойчив и многозадачен», а также канцеляризмов и сложных конструкций.
- Слишком длинный текст. Не стоит увлекаться описанием себя и делать письмо слишком подробным. Никто не будет читать пространные сообщения: рекрутеры ежедневно имеют дело с десятками откликов, и у них просто нет времени вчитываться в каждый. Хорошо, если текст можно быстро пробежать глазами и понять главное.
- Формальный подход. Если вы отправляете одно и то же сопроводительное письмо на разные вакансий, есть риск допустить ошибки, например, можно забыть поменять название компании или должности. Такие оплошности могут создать негативное впечатление у рекрутеров и уменьшить ваши шансы на собеседование.
- Неважные детали. Не стоит писать о том, что не отвечает требованиям вакансии и сфере, в которой работает компания. Например, откликаясь на позицию маркетолога, не стоит писать, что вы коллекционируете бабочек или разводите породистых котят.
«Представьте, что вы позвонили рекрутеру и в двух словах описываете себя на эту вакансию. Вы не станете витиевато рассказывать обо всём своём опыте, а выберете пару самых главных своих плюсов. Вот их и возьмите в сопроводительное письмо. Даже если в вашем резюме всё это есть, рекрутер может пропустить или не обратить на это внимания», — советует Анна Максименко.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете создать эффективное сопроводительное письмо, которое привлечёт внимание рекрутера и увеличит шансы на получение желаемой работы.
Как составить резюме, чтобы привлечь внимание рекрутера: ошибки и лайфхаки