Какие вакансии пугают соискателей?

По данным исследований, 40% россиян находят новую работу менее чем за месяц, ещё порядка 30% тратят на это до трёх месяцев. Во время поиска соискатели просматривают десятки вакансий, в которых чаще всего обращают внимание на описание обязанностей, зарплату и отзывы о компании. Но есть в предложениях работодателей и «красные флаги», которые насторожат или даже отпугнут кандидатов. «Рамблер» выяснил, что становится стоп-сигналом для соискателей.

Какие вакансии пугают соискателей?
© Рамблер

Слишком большая или маленькая зарплата

Если компания предлагает зарплату намного выше или ниже рыночной — это тревожный звонок. Обратите внимание, как соотносятся оплата труда и профессиональные обязанности работника. Например, в вакансии указана большая зарплата, но от сотрудника требуется минимум компетенций и навыков. Так, компания предлагает соискателю 200 000 рублей на должности помощника руководителя, а среди требований — только планировать рабочий график для руководителя и организовывать встречи. Однако средняя зарплата для таких специалистов составляет 60 000 рублей, при этом от них требуют куда больше: работать в системе электронного документооборота, следить за почтой руководителя и многое другое.

Другой вариант — компания предлагает скромную зарплату, но предъявляет много требований к соискателю. Например, работать по выходным и выполнять обязанности, которые не входят в полномочия сотрудника. В то же время работодатель уверяет, что в будущем зарплата вырастет, а сотрудник продвинется по карьерной лестнице.

Медианная зарплата: что это и зачем

Плохие отзывы

По данным исследований, репутация работодателя — самый важный фактор для соискателей. На то, что пишут о компании в сети, обращают внимание 93% соискателей, а 83% из них не будут рассматривать вакансию, если про организацию много плохих отзывов. Если они опубликованы на разных площадках, их оставляли и сотрудники, и соискатели в разное время, — это повод задуматься. Даже если всё остальное в предложении работодателя устраивает, плохая репутация — это «красный флаг», который не стоит игнорировать.

Обратите внимание на рейтинг компании по отзывам сотрудников — он поможет понять, как в организации относятся к работникам. «Безопасным» соискатели считают рейтинг не ниже четырёх баллов — в этом случае на вакансию откликнутся порядка 40% кандидатов. Ещё четверть на рейтинг вообще не смотрят, но внимательно читают в отзывах про отношение руководства к сотрудникам, атмосферу внутри коллектива, возможность карьерного роста и комфортность рабочего места.

Излишний креатив

Ищем «джедая», «супергероя» или «помощника колдуна» — такие фразы в вакансии как минимум удивляют соискателей, а многих даже отпугивают. Возможно, оригинальными формулировками работодатели пытаются привлечь креативных кандидатов и отсеять остальных. Но экспрессивная лексика, слова капслоком, эмодзи и восклицательные знаки только настораживают соискателей, даже если в целом предложение нравится. В вакансии им важно увидеть информацию об условиях работы, уровне зарплаты и требованиях к кандидату, а броские фразы и лишние детали лишь отвлекают и мешает серьёзно воспринимать работодателя.

«Конечно, имеет значение, какая компания ищет сотрудников. Креативность в PR, рекламе и дизайне — это норма, но не всегда уместна в бухгалтерии, финансах или аналитике. Серьёзные компании не нуждаются в таком креативе, чтобы привлечь соискателей, особенно если они предлагают им достойные условия труда, понятный функционал и адекватную зарплату. Поэтому, скорее всего, за броским заголовком скрывается сетевой маркетинг, финансовая пирамида или работа без оклада на процентах».

Андрей Меньшиков
Андрей МеньшиковРуководитель кадрового агентства «Меньшиков HR»
© Вакансия с сайта HeadHunter.

Бесцеремонный или грубый тон

Он оттолкнёт половину соискателей. Им не понравится, если в тексте вакансии будут панибратство или агрессия. Например, будущего работника просят «стать своим в доску», «уметь соображать», «не тупить» или «не протирать штаны».

Такое обращение работодателя говорит о неуважении к будущему работнику, отмечают эксперты. Вакансия компании — это первая коммуникация между ней и кандидатом. Если уже на этом этапе руководитель организации или HR-специалист позволяют себе грубый или пренебрежительный тон, то, скорее всего, такое отношение к сотрудникам — норма в компании.

© Вакансия с сайта HeadHunter.

Размытое описание обязанностей

По тексту вакансии непонятно, чем предстоит заниматься: чётких требований к опыту и образованию сотрудника в ней не прописано, нет и перечня обязательных профессиональных навыков, графика работы.

«В описании вакансий часто указывают, что ищут “специалиста широкого профиля” или “помощника руководителя” с обязанностями “выполнять поручения” и “решать задачи”. Под такими формулировками может скрываться что угодно: финансовая пирамида или работа с сомнительной этической составляющей», — отмечает Андрей Меньшиков.

Постарайтесь получить конкретику от работодателя. Если на ваши вопросы HR или руководитель компании отвечают расплывчато и предлагают прийти на собеседование, задумайтесь, стоит ли тратить время на встречу с таким работодателем. Возможно, он сам не понимает, кого он ищет и для каких обязанностей. Однако, по трудовому законодательству, компания обязана прописать в договоре трудовые функции работника. В этом случае о том, чем предстоит заниматься, вы узнаете только во время трудоустройства. Если работа не устроит, вы вправе отказаться, но будет потрачено время на общение с компанией.

Ошибки, которые дорого обойдутся соискателям в 2025 году

«Тайный» работодатель

В вакансии указаны обязанности сотрудника, условия труда и зарплата, но нет ничего о самой компании: её названия, сферы деятельности, адреса, телефона. На это сразу обращают внимание 66% соискателей: для них «секретность» работодателя — один из тревожных сигналов. По мнению экспертов, прозрачность говорит о надёжности организации — ей незачем скрывать информацию о своём местонахождении или роде занятий. Напротив, компания, заинтересованная в сотрудниках, обычно старается указать максимум информации о себе, рассказать о своих достижениях и клиентах.

Если компания всё же указала минимальную информацию о себе, наведите справки о ней. Обратите внимание, как организация представлена в сети. Если сайт компании собран в бесплатном конструкторе, а социальных сетей нет или они давно не обновлялись, это может говорить о проблемах в организации или вакансии от «компании-пустышки».

Небрежность в описании вакансии

Ошибки и опечатки в тексте работодателя — «красный флаг» для 55% соискателей.

«Если текст вакансии пестрит грамматическими ошибками, это не просто досадная небрежность, а показатель отношения компании к подбору персонала и, возможно, уровня компании», подчёркивает Андрей Меньшиков.

Доверие к таким предложениям автоматически падает: кандидату сложно воспринимать всерьёз руководителя или HR-специалиста, которые небрежно относятся к найму сотрудников. Вакансия — это официальное предложение компании для потенциальных работников. Если она оформлена невнимательно, возможно, в компании такое же отношение к людям и их работе.

© Вакансия с сайта HeadHunter.

Главное

Просматривая вакансии, оценивайте не только условия труда и обязанности сотрудника, но и обращайте внимание на другие параметры: открытость компании, отзывы о ней, чёткость и корректность формулировок в тексте. Это поможет выбрать оптимальное предложение, не тратить время на подозрительных работодателей и быстрее найти работу.

Как справиться с отказом в найме и извлечь из него пользу