Какие вакансии пугают соискателей?
По данным исследований, 40% россиян находят новую работу менее чем за месяц, ещё порядка 30% тратят на это до трёх месяцев. Во время поиска соискатели просматривают десятки вакансий, в которых чаще всего обращают внимание на описание обязанностей, зарплату и отзывы о компании. Но есть в предложениях работодателей и «красные флаги», которые насторожат или даже отпугнут кандидатов. «Рамблер» выяснил, что становится стоп-сигналом для соискателей.
Слишком большая или маленькая зарплата
Если компания предлагает зарплату намного выше или ниже рыночной — это тревожный звонок. Обратите внимание, как соотносятся оплата труда и профессиональные обязанности работника. Например, в вакансии указана большая зарплата, но от сотрудника требуется минимум компетенций и навыков. Так, компания предлагает соискателю 200 000 рублей на должности помощника руководителя, а среди требований — только планировать рабочий график для руководителя и организовывать встречи. Однако средняя зарплата для таких специалистов составляет 60 000 рублей, при этом от них требуют куда больше: работать в системе электронного документооборота, следить за почтой руководителя и многое другое.
Другой вариант — компания предлагает скромную зарплату, но предъявляет много требований к соискателю. Например, работать по выходным и выполнять обязанности, которые не входят в полномочия сотрудника. В то же время работодатель уверяет, что в будущем зарплата вырастет, а сотрудник продвинется по карьерной лестнице.
Медианная зарплата: что это и зачем
Плохие отзывы
По данным исследований, репутация работодателя — самый важный фактор для соискателей. На то, что пишут о компании в сети, обращают внимание 93% соискателей, а 83% из них не будут рассматривать вакансию, если про организацию много плохих отзывов. Если они опубликованы на разных площадках, их оставляли и сотрудники, и соискатели в разное время, — это повод задуматься. Даже если всё остальное в предложении работодателя устраивает, плохая репутация — это «красный флаг», который не стоит игнорировать.
Обратите внимание на рейтинг компании по отзывам сотрудников — он поможет понять, как в организации относятся к работникам. «Безопасным» соискатели считают рейтинг не ниже четырёх баллов — в этом случае на вакансию откликнутся порядка 40% кандидатов. Ещё четверть на рейтинг вообще не смотрят, но внимательно читают в отзывах про отношение руководства к сотрудникам, атмосферу внутри коллектива, возможность карьерного роста и комфортность рабочего места.
Излишний креатив
Ищем «джедая», «супергероя» или «помощника колдуна» — такие фразы в вакансии как минимум удивляют соискателей, а многих даже отпугивают. Возможно, оригинальными формулировками работодатели пытаются привлечь креативных кандидатов и отсеять остальных. Но экспрессивная лексика, слова капслоком, эмодзи и восклицательные знаки только настораживают соискателей, даже если в целом предложение нравится. В вакансии им важно увидеть информацию об условиях работы, уровне зарплаты и требованиях к кандидату, а броские фразы и лишние детали лишь отвлекают и мешает серьёзно воспринимать работодателя.
«Конечно, имеет значение, какая компания ищет сотрудников. Креативность в PR, рекламе и дизайне — это норма, но не всегда уместна в бухгалтерии, финансах или аналитике. Серьёзные компании не нуждаются в таком креативе, чтобы привлечь соискателей, особенно если они предлагают им достойные условия труда, понятный функционал и адекватную зарплату. Поэтому, скорее всего, за броским заголовком скрывается сетевой маркетинг, финансовая пирамида или работа без оклада на процентах».
Андрей МеньшиковРуководитель кадрового агентства «Меньшиков HR»
Бесцеремонный или грубый тон
Он оттолкнёт половину соискателей. Им не понравится, если в тексте вакансии будут панибратство или агрессия. Например, будущего работника просят «стать своим в доску», «уметь соображать», «не тупить» или «не протирать штаны».
Такое обращение работодателя говорит о неуважении к будущему работнику, отмечают эксперты. Вакансия компании — это первая коммуникация между ней и кандидатом. Если уже на этом этапе руководитель организации или HR-специалист позволяют себе грубый или пренебрежительный тон, то, скорее всего, такое отношение к сотрудникам — норма в компании.
Размытое описание обязанностей
По тексту вакансии непонятно, чем предстоит заниматься: чётких требований к опыту и образованию сотрудника в ней не прописано, нет и перечня обязательных профессиональных навыков, графика работы.
«В описании вакансий часто указывают, что ищут “специалиста широкого профиля” или “помощника руководителя” с обязанностями “выполнять поручения” и “решать задачи”. Под такими формулировками может скрываться что угодно: финансовая пирамида или работа с сомнительной этической составляющей», — отмечает Андрей Меньшиков.
Постарайтесь получить конкретику от работодателя. Если на ваши вопросы HR или руководитель компании отвечают расплывчато и предлагают прийти на собеседование, задумайтесь, стоит ли тратить время на встречу с таким работодателем. Возможно, он сам не понимает, кого он ищет и для каких обязанностей. Однако, по трудовому законодательству, компания обязана прописать в договоре трудовые функции работника. В этом случае о том, чем предстоит заниматься, вы узнаете только во время трудоустройства. Если работа не устроит, вы вправе отказаться, но будет потрачено время на общение с компанией.
Ошибки, которые дорого обойдутся соискателям в 2025 году
«Тайный» работодатель
В вакансии указаны обязанности сотрудника, условия труда и зарплата, но нет ничего о самой компании: её названия, сферы деятельности, адреса, телефона. На это сразу обращают внимание 66% соискателей: для них «секретность» работодателя — один из тревожных сигналов. По мнению экспертов, прозрачность говорит о надёжности организации — ей незачем скрывать информацию о своём местонахождении или роде занятий. Напротив, компания, заинтересованная в сотрудниках, обычно старается указать максимум информации о себе, рассказать о своих достижениях и клиентах.
Если компания всё же указала минимальную информацию о себе, наведите справки о ней. Обратите внимание, как организация представлена в сети. Если сайт компании собран в бесплатном конструкторе, а социальных сетей нет или они давно не обновлялись, это может говорить о проблемах в организации или вакансии от «компании-пустышки».
Небрежность в описании вакансии
Ошибки и опечатки в тексте работодателя — «красный флаг» для 55% соискателей.
«Если текст вакансии пестрит грамматическими ошибками, это не просто досадная небрежность, а показатель отношения компании к подбору персонала и, возможно, уровня компании», — подчёркивает Андрей Меньшиков.
Доверие к таким предложениям автоматически падает: кандидату сложно воспринимать всерьёз руководителя или HR-специалиста, которые небрежно относятся к найму сотрудников. Вакансия — это официальное предложение компании для потенциальных работников. Если она оформлена невнимательно, возможно, в компании такое же отношение к людям и их работе.
Главное
Просматривая вакансии, оценивайте не только условия труда и обязанности сотрудника, но и обращайте внимание на другие параметры: открытость компании, отзывы о ней, чёткость и корректность формулировок в тексте. Это поможет выбрать оптимальное предложение, не тратить время на подозрительных работодателей и быстрее найти работу.