Как найти свои сильные стороны для самопрезентации работодателю

Поменять работу в 2025 году готовы 47% россиян. Главные критерии, по которым соискатели будут выбирать новую занятость: достойная зарплата, хороший коллектив, расположение офиса, возможности профессионального развития и карьерного роста. Но чтобы оказаться в компании мечты, кандидату нужно пройти все этапы трудоустройства. Один из самых важных среди них — рассказать о себе работодателю. «Рамблер» выяснил, как соискателю найти свои сильные качества и представить себя работодателю с лучшей стороны.

Как найти свои сильные стороны для самопрезентации работодателю
© luis_molinero/Freepik; Рамблер

Оцените своё положение на рынке труда

Проанализируйте, на какую должность и уровень зарплаты вы сможете претендовать со своим набором софт- и хард-скилов. Важно верно оценить их — не преуменьшать, но и не переоценивать. Карьерный консультант Алиса Тарасова считает, что многим кандидатам часто трудно определить свою самоценность, поэтому они сомневаются в своей квалификации и возможности претендовать на больший доход и хорошие позиции. Чтобы понять своё положение на рынке труда, эксперт советует оценить все показатели, которые имеют значение для работодателя.

«Образование (основное и дополнительное), опыт и стаж, должностные обязанности, успешные проекты, в которых вы принимали участие, достижения на работе, хард- и софт-скилы — всё это нужно учитывать для понимания, на какое место вы можете рассчитывать. Если вы ищете свою первую работу, то следует вспомнить о ваших заслугах на практике, в обучении, ваших целях, софт-скилах и метанавыках. У каждого соискателя есть какие-либо конкурентные преимущества, которые оценят и выделят те или иные компании».

Алиса Тарасова
Алиса ТарасоваРекрутер, карьерный консультант

Список профессиональных достижений: как и зачем составлять

Чтобы понять своё положение на рынке труда, используйте разные методы:

  • Оцените свои компетенции. Разберите их самостоятельно — для этого выпишите их и проставьте каждому навыку оценку от 1 до 5. Или используйте опросники, разработанные для оценки хард- и софт-скилов.
  • Изучите вакансии. Обратите внимание на требования к компетенциям кандидата и условия работы. Подумайте, насколько вы соответствуете ожиданиям того или иного работодателя.
  • Посчитайте уровень зарплаты. Выберите несколько подходящих предложений и посмотрите, сколько готовы платить работодатели. Дополнительно ознакомьтесь с исследованиями аналитиков по уровню зарплат в вашей отрасли. Так вы поймёте, на какую зарплату сможете рассчитывать.
  • Посоветуйтесь с коллегами. Найдите сообщество специалистов своей сферы, задайте им вопросы об их работе и трудоустройстве. Например, какие компетенции они развивают сейчас и что важно их работодателям. Загляните и в HR-сообщество — его участники подскажут, что сейчас востребовано на рынке труда.

Как понять, сколько я могу зарабатывать

Составьте правильное резюме

Его задача — привлечь внимание работодателя и произвести на него впечатление. В резюме важно не только перечислить информацию о себе, но и создать образ профессионала. С некачественным резюме соискателю сложнее дойти до собеседования, отмечает рекрутер Алиса Тарасова. Эксперт советует обратить внимание на полноту и структурированность информации в резюме. Например, предыдущие места работы необходимо указать от последнего к первому. Также в анкете обязательно нужно прописать:

  • позицию, на которую вы претендуете;
  • желаемый уровень зарплаты;
  • опыт работы и образование;
  • профессиональные и личностные навыки.

«К резюме желательно прикрепить фото, так как, помимо запросов работодателя к hard skills, часто есть запрос на определённый тип личности, темперамент, соответствие корпоративной культуре. Благодаря физиогномике и другим техникам большинство ответов можно найти в фото. Для какой-то компании идеальным будет сотрудник с простой внешностью, а где-то приветствуются неординарность и яркость».

Алиса Тарасова
Алиса ТарасоваРекрутер, карьерный консультант

Чтобы работодатель заметил резюме и пригласил на собеседование, эксперт советует написать сопроводительное письмо. В сопроводительном письме можно:

  • Кратко рассказать о своём опыте, специализации, соответствии требованиям вакансии, ваших результатах на предыдущих местах работы. Такие отклики разбираются и получают приглашения в первую очередь, отмечает Алиса Тарасова.
  • Структурно описать обязанности, задачи и достижения на каждом месте работы. Например: «Пришёл в компанию, было так, задачи были поставлены такие, обязанности были таковы, сделал это, и в итоге вышло так — вот мои достижения».
  • Объяснить, почему вы хотите работать именно в этой компании, почему считаете свою кандидатуру подходящей. Избегайте общих фраз, которые подходят для любой организации и сферы деятельности.

Изучите нанимателя

Перед тем как отправить резюме или отправиться на собеседование, выясните как можно больше о работодателе. Когда кандидат знает о месте компании на рынке, её продуктах и особенностях корпоративной культуры, это говорит о его заинтересованности в работе в организации.

«Нас интересуют прежде всего кандидаты, которые искренне хотят присоединиться к нашей компании. Это правило применимо к любой категории сотрудников: от рабочих специальностей до топ-менеджеров. Кандидат должен иметь представление, чем занимается наша фирма, что производит. Соискатель должен понимать, какие задачи он будет решать и чем он может быть полезен компании. К примеру, потенциальный руководитель проектных продаж должен понимать, что происходит на рынке, знать основных игроков, иметь за плечами пул клиентов и заказчиков».

 Дарья Бакулина
Дарья БакулинаРуководитель HR-отдела компании «ВОДОКОМФОРТ»

Чтобы изучить потенциального работодателя, посмотрите его официальный сайт и социальные сети, публикации о нём в СМИ, отзывы партнёров и сотрудников. Составьте портрет компании, в котором отметьте:

  • Чем она занимается — какие товары или услуги предлагает, насколько они востребованы на рынке.
  • Кто ей руководит — её ценности во многом зависят от топ-менеджеров, поэтому их личности могут многое сказать о компании.
  • Какая у неё репутация — об этом расскажут отзывы бывших сотрудников и подрядчиков, а также данные о судебных делах.
  • Что в ней с текучкой кадров — наличие большого числа вакансий на рекрутинговых сайтах может быть сигналом, что в компании не задерживаются новички и даже опытные работники.
  • В чём особенности корпоративной культуры — в ней могут быть строгие дресс-код и рабочий график или приняты обязательные спортивные состязания, неформальные посиделки с командой.

Произведите впечатление

Собеседование — это не только возможность рассказать о своих компетенциях и достижениях. На первой встрече соискатель и рекрутер или руководитель знакомятся, выясняют, подходят ли они друг другу. Чтобы не испортить впечатление о себе, эксперты советуют перед собеседованием подумать о нескольких важных вещах.

Как выглядеть на встрече. Встреча может пройти в офисе или по видеосвязи. Если вас пригласили на офлайн-собеседование, приезжайте в офис работодателя немного раньше: опоздание на собеседование станет красным флагом для рекрутера. Узнайте, есть ли в компании дресс-код, и оденьтесь в соответствии с ним.

«Независимо от позиции, для кандидатов важны опрятный внешний вид, отсутствие неприятных запахов и грамотная речь», — подчёркивает Дарья Бакулина.

Как внешний вид сотрудников влияет на трудоустройство и карьеру

Если общаться предстоит онлайн, заранее проверьте видеокамеру и наушники, чтобы не было помех во время встречи.

«На онлайн-собеседованиях соискатели часто считают возможным общаться в любом виде и формате, например одетыми в халат или под звуки животных, детей или телевизора. Если вы не предупредили рекрутера о том, что у вас нет возможности в предложенное время создать подходящую обстановку для интервью, то нужно прилично одеться и обеспечить максимально возможную тишину. Я всегда говорю кандидатам, что мне не важны фон и обстановка на собеседовании, главное — пообщаться с соискателем и закрыть сложные позиции. Не все HR-менеджеры с пониманием отнесутся к домашней одежде или крикам ребёнка, поэтому не рискуйте, не портите впечатление о себе».

Алиса Тарасова
Алиса ТарасоваРекрутер, карьерный консультант

Общение на собеседовании. Сценарий интервью может быть разным. В одних случаях рекрутер предлагает кандидату задавать вопросы в любой момент беседы, в других — вопросы кандидата оставляют на конец встречи или обсуждают в начале. В любом случае отвечайте на вопросы чётко и уверенно, избегая пространных объяснений. Постарайтесь расслабиться и почаще улыбаться: ваше напряжение могут посчитать проявлением стресса.

Что поможет показать вас с выигрышной стороны. Заранее подготовьте кейсы и презентации, которые помогут лучше понять, как вы справлялись с задачами на предыдущих работах. Расскажите о том, что вы узнали про компанию и хотели бы стать частью команды с конкретной целью — например, чтобы найти новых клиентов или усилить позиции конкретного продукта.

Главное про сильные стороны для самопрезентации будущему работодателю

  1. Во время поиска работы важно выделиться среди других кандидатов. Для этого нужно суметь презентовать себя работодателю максимально выгодно для вас.
  2. Для начала проанализируйте своё положение на рынке труда: оцените профессиональные и личные компетенции, чтобы понять, на какую позицию вы сможете рассчитывать.
  3. Составьте правильное резюме, в котором будет структурно и полно рассказано о ваших навыках, достижениях и карьерных планах.
  4. Подготовьтесь к встрече с работодателем: продумайте, как вы будете выглядеть на встрече и чем сможете «зацепить» рекрутера или потенциального руководителя: например, рассказать о выполненных задачах или объяснить, почему именно вы должны стать частью команды.

Ограничивающие убеждения, которые мешают карьере