Как внешний вид сотрудников влияет на трудоустройство и карьеру

Корпоративные стандарты внешнего вида сотрудников есть в 71% российских компаний. Большая часть из них даёт работникам лишь общие рекомендации, а 15% вводят строгий дресс-код. Насколько внешний вид важен для сотрудников и соискателей и как он помогает в работе, «Рамблер» обсудил с карьерным консультантом Екатериной Бегачёвой.

Как внешний вид сотрудников влияет на трудоустройство и карьеру
© pressfoto/Freepik, Рамблер

Как работодатели относятся к внешнему виду сотрудников

При трудоустройстве почти все работодатели обращают внимание на то, как выглядят кандидаты. Они оценивают всех соискателей или только тех, кто претендует на определённую должность. Только треть руководителей признаются, что в их компании внешность будущего работника не имеет значения. 69% опрошенных согласны, что хорошие внешние данные могут помочь соискателю при трудоустройстве и в карьерном росте. А почти в половине российских компаний признались, что более привлекательные соискатели чаще всего получают преимущество при одинаковом уровне компетенций.

Кандидатам с приятным внешним видом легче пройти собеседование, а в процессе работы такие сотрудники быстрее добиваются успеха. В этом уверены и сами работники. Правильная одежда для офиса и сдержанный макияж остаются самым простым способом вызвать доверие и уважение коллег и партнёров. Отношение к специалистам в мятой футболке и в опрятном костюме будет разным. И если в одних сферах приятная внешность желательна, то в других является обязательной.

«В моей практике вопрос о качестве внешнего вида будущего сотрудника от HR-менеджеров звучит регулярно. В некоторых компаниях пристально оценивают внешний вид только тех кандидатов, кто претендует на позиции, предполагающие работу с клиентами и партнёрами или руководство командой. В части компаний оценивают внешний вид всех соискателей».

Екатерина Бегачёва
Екатерина БегачёваКарьерный консультант

Для такого внимания к внешнему виду сотрудников есть две причины, отмечает эксперт.

Сотрудник — это лицо компании. Будущий или действующий работник от имени организации будет взаимодействовать с клиентами и партнёрами. Его образ должен соответствовать тому, что хочет транслировать компания. Например, если в команду ищут менеджера по продажам, важно, чтобы человек мог свободно вести переговоры и представлять организацию перед крупными заказчиками. Работодатель ожидает, что сотрудник понимает, как должен выглядеть менеджер на переговорах.

«Оценить это можно по разным признакам, одним из которых является внешний вид на собеседовании. Собеседование — это те же переговоры. Поэтому выглаженная рубашка, брюки, а в идеале и пиджак позволят кандидату оправдать эти ожидания», — поясняет эксперт.

Корпоративная культура компании. Дресс-код может быть не просто формальностью, а одной из ценностей компании или её руководителя. Тогда на внешний вид соискателя обязательно обратят внимание уже на собеседовании.

«Я знаю много историй, когда кандидата отклоняли из-за неудовлетворённости его внешним видом. Претензии были не только к его одежде или обуви, но даже к причёске. По таким причинам отказывали не только клиентским менеджерам, но и финансистам, и маркетологам, и HR-менеджерам», — рассказывает Екатерина Бегачёва.

Как удачно пройти тест на тип личности при приёме на работу

Как правильно одеваться для собеседования и продвижения по службе

При трудоустройстве соискателю важно произвести хорошее впечатление, это повысит его шансы получить должность. Во время работы сотрудникам тоже необходимо следить за своим внешним видом. Для работодателя приятные внешние данные могут стать значительным дополнением к профессиональным навыкам и ускорить карьерный рост.

Как продумать внешний вид на собеседовании

Отправляясь на встречу с HR-менеджером или руководителем, вы можете не знать, насколько для них важен стиль одежды потенциального сотрудника. Но даже если вас предупредили, что компания не предъявляет строгих требований к внешнему виду, неизвестно, как к нему относится конкретный человек, с которым вы будете общаться. Поэтому Екатерина Бегачёва советует не экспериментировать и следовать простым правилам:

1. Если вы устраиваетесь на работу на управленческую позицию или в сферу продаж, с понедельника по четверг для интервью выбирайте деловой стиль, а в пятницу — более свободный вариант smart casual. Для всех остальных позиций допустимо одеваться в smart casual — микс повседневного и делового стилей, для которого характерны сдержанность, элегантность и комфорт.

Для образа в стиле smart casual выбирайте:

  • для мужчин: брюки чинос или джинсы, рубашки, пиджаки без строгого кроя, удобную обувь, например лоферы или кроссовки.
  • для женщин: юбку или брюки, в том числе джинсы, блузку или кофты, жакеты, элегантные платья, а также удобную обувь, например балетки или кроссовки.

2. Избегайте чёрного цвета, который ассоциируется с закрытостью и строгостью, но при этом не увлекайтесь яркими оттенками и активными принтами. Надевайте одежду, которая соответствует вашему размеру и выглядит опрятно.

3. Следите за чистоплотностью. Это касается не только одежды и обуви. Чистыми и аккуратными должны быть причёска, руки и все аксессуары.

Поиск работы после длительного перерыва: как восстановить уверенность и навыки

Как одеваться, чтобы развивать карьеру

Если вы планируете перейти на более высокую должность, обратите внимание на свой внешний вид. Задумайтесь, какой сигнал он посылает окружающим, а особенно тем руководителям, которые будут принимать решения о вашем продвижении.

«В психологии существует техника, которая помогает через анализ своего внешнего вида глубже понять себя. Она позволяет увидеть и осознать, какое бессознательное сообщение о себе мы транслируем миру и другим людям через свой образ и одежду. Чтобы выполнить это упражнение, наденьте любимую вещь или ту, которую вы часто носите, подойдите к зеркалу и спросите себя: "Что я хочу сообщить миру о себе с помощью этого наряда? Что за меня говорит этот наряд миру и другим людям?" Внимательно прислушайтесь к себе — скорее всего, у вас возникнет внутренний ответ, появится новая мысль. Теперь представьте, что и другие люди воспринимают эти сообщения. Какую информацию о вас они считывают? Например, вообразите, что вы стремитесь занять управленческую позицию, но продолжаете приходить в офис в шортах и футболке. Начальству будет трудно поверить, что вы сможете стать хорошим руководителем, который, к примеру, будет придерживаться принятых в компании стандартов».

Екатерина Бегачёва
Екатерина БегачёваКарьерный консультант

Другое дело — деловой стиль в одежде, подчёркивает эксперт. Сам по себе строгий костюм не поможет сделать карьеру, но он точно будет транслировать определённый образ сотрудника и цель, к которой он идёт. Например, вы планируете дорасти до руководителя проекта. Чтобы добиться этого, прокачиваете знания и навыки, но продолжаете носить джинсы и худи. Начните одеваться так же, как ваш руководитель. Это позволит примерить новую роль и понять, готовы ли вы к ней.

Главное про внешний вид на работе

Многие руководители не требуют от сотрудников соблюдать дресс-код, а треть работодателей при приёме на работу не обращают внимания на внешность кандидата. Однако в большинстве компаний согласны, что на трудоустройство и карьеру влияет то, как выглядит работник. Чтобы произвести впечатление на собеседовании или получить повышение, иногда недостаточно быть профессионалом в своей сфере. Эксперты советуют тщательно продумывать свой образ на работе: приятный внешний вид помогает расположить к себе коллег и начальство и строить успешную карьеру.

Как распознать в себе карьериста и что с этим делать