10 вещей, которые помогут вам в карьере
Успех в карьере и профессии складывается из разных факторов: обучаемость, способность организовать рабочее время, мотивация. Это помогает быстро продвигаться по служебной лестнице и планировать карьеру на шаг вперед. Какие шаги можно предпринять для успеха в карьере, «Рамблеру» рассказала тимлид команды консультирования центра карьеры Skillbox Анна Максименко.
1. Смотрите на свою позицию со стороны рынка
Периодически проверяйте вакансии по своей профессии: так вы поймёте, отвечают ли ваши компетенции требованиям времени. Если заметили отставание, задумайтесь о смене карьерной цели. Определите, какие знания и умения вы готовы предложить рынку, а каким стоит обучиться.
Например, за последний год количество вакансий для специалистов, обладающих опытом работы с нейронными сетями или знанием моделей машинного обучения, увеличилось в три раза. Если хотите освоить этот инструмент, пройдите обучение по чатам GPT. Сертификат о прохождении курсов станет дополнительным аргументом в беседе с руководством о повышении в должности или прибавке к зарплате.
2. Приходите к руководителю не с проблемой, а с её решением
Проблемы в рабочих процессах — нормальное явление. Важно, как вы на них реагируете. Новичкам в таких случаях понадобится помощь старших коллег, а если вы не первый год в компании, решение задач входит в ваши обязанности. Вы должны самостоятельно разобраться в ситуации и найти возможные решения. Если же без помощи руководства не обойтись, придерживайтесь подхода: «Приходя с проблемой, захвати решение».
«Руководитель оценит инициативность сотрудника, который вместо перекладывания с себя ответственности предложит варианты решения проблемы. А если это поможет избежать возникновения тех же проблем в будущем, ваш авторитет в глазах шефа вырастет ещё больше. Любое предложение лучше, чем ничего, ведь с ним можно работать. Даже если в ходе обсуждения вашу идею «перепридумают», руководитель запомнит вашу проактивность. Ему будет проще и понятнее двигать вас по карьерной лестнице, а вы будете расширять свою зону ответственности. Если вы видите, что какой-то процесс или коммуникация работает неэффективно и приносит вам неудобства, придумайте, как это можно исправить».
Анна МаксименкоТимлид команды консультирования Центра развития карьеры Skillbox
Например, коммуникация при разработке нового продукта шла мимо вас, хотя вы часть команды. Обсудите это с коллегами и добавьте на общую доску задач этап уведомления вас обо всех подвижках по проекту.
3. Хорошо делайте свою работу
Как бы это банально ни звучало, но профессиональные и ответственные сотрудники высоко ценятся в любой компании. Такие люди могут организовать своё рабочее время, решить проблемы без походов к начальнику, их не нужно контролировать и напоминать о задачах. Помните: быстрее всего по служебной лестнице движется тот, кто эффективен, а не тот, кто срывает сроки и делает работу спустя рукава.
Обычно в компании есть системы оценки результатов работы. Но даже если нет, вы можете продумать свои, опираясь на средние результаты по команде, рынку или компании. Даже если ваша работа похожа на рутину, её всё равно можно оцифровать
Например, вы можете отслеживать количество ошибок, возвращённых на доработку документов или похвал со стороны коллег. Такие личные KPI будут для вас ориентиром.
4. Составьте карьерный план
Карьерный план — это шаги, которые вы наметили себе для достижения тех или иных профессиональных целей. С помощью этого инструмента можно понять, в какой точке своей карьеры вы находитесь и в какой хотите оказаться. По сути, это ваш ориентир, в сторону каких задач смотреть на текущем месте работы, какие компетенции добирать и к каким карьерным переходам стремиться.
Личная эффективность в карьере: как ускорить профессиональный рост
Например, вы можете просить более сложные задачи и работать под наставничеством более опытных коллег. У них можно многому научиться и прокачать свою экспертизу в конкретных вопросах, а полученные знания применить на благо фирмы. Реализовав особо сложный проект или заполучив важного клиента, вы наглядно докажете свою эффективность и умение справляться с новыми вызовами. И тогда открытую позицию скорее предложат вам, чем сотруднику, который ни разу не сталкивался с такими задачами.
5. Используйте нетворкинг
Нетворкинг — это умение заводить полезные связи, которые могут пригодиться для карьерного развития. Опрос показал, что с помощью деловых связей 51% россиян смогли решить рабочие вопросы или начать новое сотрудничество. При этом 88% опрошенных налаживают контакты в процессе работы, 29% делают это при переходе с одной работы на другую, 22% заводят полезные знакомства на форумах, мероприятиях и конференциях, ещё 20% — во время учебы на курсах.
Знакомьтесь с коллегами, налаживайте контакты, вступайте в профессиональные сообщества. Так вы сможете обмениваться знаниями, учиться на чужих ошибках и перенимать успешный опыт.
Многие руководители и рекрутёры анонсируют вакансию сначала в профессиональном сообществе. Там, как правило, инициативные профессионалы, которые стараются быть в контексте актуальных тенденций. Кандидаты оттуда могут иметь приоритет перед другими. В компании может не быть интересной вам позиции, но если поддерживать общение в сообществе, при появлении таковой её могут напрямую предложить вам.
6. Прокачивайте эмоциональный интеллект
Когда сильно устаёте или считаете, что ненавидите свою работу, анализируйте причины. Что выводит вас из себя: плохая коммуникация в команде, отсутствие налаженных процессов, а может однообразие задач?
Порой люди принимают решение об увольнении «в никуда» после сильного стресса или повышенной нагрузки. Но по факту дело может быть не в компании или профессии, а в плохо выстроенных корпоративных процессах или в недопонимании между коллегами. Здесь пригодится прокачка эмоционального интеллекта — это способность распознавать свои и чужие эмоции, понимать их влияние на поведение и использовать эту информацию для принятия решений.
Чтобы оценить уровень своего эмоционального интеллекта, можно воспользоваться тестами и опросниками. Это может быть популярный тест Мэйера — Сэловея — Карузо или SREIT, основанный на работах Джона Мэйера и Питера Сэловея. После того, как эмоции остыли, но желание пересмотреть ситуацию с работой осталось, можно обсудить это с карьерным консультантом и только потом принимать серьезные решения.
7. Заботьтесь о себе и не забывайте отдыхать
Если всё время думать о работе и карьере и гнаться за KPI, можно очень быстро выгореть, и тогда заниматься чем-либо вообще не захочется. Отдых — это ресурс, на котором можно двигаться по служебной лестнице и достигать новых целей. Только отдохнув и восстановив силы, можно быть продуктивным на работе.
Обязательно пользуйтесь положенными днями отпуска. При этом постарайтесь организовать свою замену по задачам так, чтобы вас минимально отвлекали от отдыха. Предусмотрите все вопросы, которые могут возникнуть, напишите к ним инструкции. Оставьте контакты коллег, к которым могут обратиться клиенты по срочным вопросам. Чем тщательнее вы подготовитесь к отпуску, тем реже вас будут тревожить, и вы сможете нормально отдохнуть.
8. Уважайте коллег
От атмосферы в коллективе зависит многое: эффективность работы команды, психологическое состояние сотрудников, прозрачность коммуникации между людьми. Важно уважать коллег и выстраивать с ними доброжелательное общение. Это не только поддержит климат на работе, но и может пригодиться при смене работы. Ведь мир тесен, и никогда не знаешь, с кем из твоих коллег знаком HR. Через общих знакомых проще навести справки о кандидате, прежде чем прислать ему оффер. И если о вас отзываются плохо, можно не получить желаемую позицию.
Старайтесь не повышать градус общения с коллегами, а при сложностях в коммуникации возвращайтесь к формулировке результата по задаче. Условно: нам нужен вот такой результат — как мы сейчас можем поступить, чтобы максимально к нему приблизиться? Ваша общая цель — успешно завершить проект, а выяснение отношений зачастую связано с незакреплёнными зонами ответственности. Это повод для обсуждения с руководством самого процесса, а не ссор с коллегами.
9. Не занижайте свой вклад в работу компании
Порой люди недостаточно понимают свою ценность для компании, в которой работают. У этого даже есть своё название — эффект Даннинга — Крюгера: когда из-за когнитивных искажений люди неверно оценивают свои возможности.
Нередко это относится к специалистам, которые сомневаются в своей компетенции, хотя разбираются в работе лучше других. В итоге у них появляется синдром самозванца.
Трезво смотрите на свою ценность для компании. Если понимаете, что ваш вклад значителен, но его будто не замечают, стоит поговорить с руководителем. Например, на должности специалиста вы брали много дополнительных задач, но пересмотр позиции и оплаты так и не состоялся. Логично, что вы будете чувствовать, что вас не оценивают справедливо. А это подрывает мотивацию и вашу эффективность на работе.
Ценность вашего труда в вашем самоощущении должна быть равна цене денег, которые вам платят, или удовлетворению от работы, которое вы получаете. Полезно знать, какой у вас тип мотивации — определить его можно, например, по тесту Герчикова. Так вы лучше поймёте, чего вам не хватает для ощущения своей ценности в компании и что именно стоит обсудить с руководством для поднятия вашей самооценки.
10. Осознанно принимайте решения о карьерных переходах
Повышения по службе могут быть связаны с узкоспециализированной экспертной областью и концентрацией на конкретной задаче/процессе, особенно в крупных корпорациях. Подумайте, будет ли этот опыт в дальнейшем полезен на рынке труда. Даже если нет, вы можете остаться в периметре корпорации, но стоит заранее всё взвесить, чтобы не столкнуться с проблемой после. Например, если вы владеете малоактуальными языками программирования или руководите внутрикорпоративным процессом, которого нет в других компаниях.
Если у вас есть карьерный план, то любое предложение о переходе можно оценить с перспективой на будущее: вписывается ли оно в вашу картину ближайших 3-5 лет? Если карьерного плана нет, задайте себе вопрос: а куда и когда я смогу двигаться дальше? Если ответы вас удовлетворили, смело принимайте предложение.
Как изменить направление карьеры, чтобы не потерять время и деньги