Как правильно хвалить коллег: чек-лист
Дружелюбный, честный и открытый профессионал своего дела с хорошим чувством юмора, готовый всегда прийти на помощь. Так сотрудники компаний видят идеального коллегу. Почти для четверти опрошенных важно, чтобы сослуживцы умели мотивировать — это помогает работать продуктивнее. Лучшим стимулом для этого считается похвала — в этом признаются 61% работников. Зачем и как правильно делать комплименты коллегам, «Рамблер» узнал у рекрутера Алисы Тарасовой.
Зачем хвалить на работе
Похвалить человека — значит выразить одобрение его поступкам или определённым качествам. На работе это ещё и способ признать достижения коллег, укрепить взаимоотношения с ними и повысить мотивацию.
«Похвала — это нематериальная мотивация коллеги. Если вы хотите работать в эффективной команде, то уместно и логично посильно участвовать в её мотивации и сплочении. Похвала от коллеги говорит об отсутствии нездоровой конкуренции и о дружественной атмосфере в коллективе, а ведь намного приятнее работать там, где твой вклад ценят и видят все. Такая атмосфера располагает к продуктивному труду и стремлению к новым достижениям».
Алиса ТарасоваРекрутер, карьерный консультант
Ленивый понедельник и кофейный бейджинг: новые тренды на работе
Как правильно говорить добрые слова
Главная деталь похвалы — искренность. Но только её одной бывает недостаточно для правильного комплимента, важно добавить ещё несколько штрихов. Составили для вас чек-лист из пяти пунктов — сверяйтесь с ним, когда решите похвалить коллегу.
Выберите формат
Добрые слова будут приятны вашему коллеге в любом случае. Но при этом важно, чтобы он чувствовал себя комфортно. Кому-то будет неудобно от комплиментов, сделанных публично. Хвалите таких людей, когда остаётесь с ними наедине. Другим, наоборот, нравится, чтобы о них хорошо отзывались прилюдно. Так они ощущают свою важность и значимость.
«Например, если вы ведёте общий проект, в котором коллега выкладывается на полную, похвалу лучше высказать при руководстве, это будет вдвойне приятно», — советует Алиса Тарасова.
Добавьте конкретики
Во время похвалы избегайте общих слов. Вместо этого чётко сформулируйте, за что вы хотите поблагодарить коллегу или какие его достижения выделить. Например, вместо фраз «Ты молодец» или «Ты хорошо справился» сфокусируйтесь на достижениях или усилиях коллеги. Например, скажите ему: «В твоей презентации каждый слайд содержал много полезной информации» или «Благодаря твоему креативному решению мы сможем сдать проект досрочно».
Хвалите за рутину
Отмечайте даже небольшие достижения коллеги, а не только значительные. Делайте это на протяжении всего рабочего процесса, а не только в его конце. Например, поддержите коллегу во время подготовки отчёта о выполненном проекте. Отметьте, что его работа поможет увидеть слабые места и избежать ошибок в дальнейшем. Похвалить за усилия, даже если они пока не дали результатов, — хороший способ укрепить уверенность сотрудника в себе и повлиять на итог работы.
Придумайте поощрение
Не ограничивайтесь только добрыми словами. Если коллега помог вам или вы видите, что он хорошо справился со своими обязанностями, постарайтесь поощрить его материально. Это не значит платить ему деньги или делать дорогие подарки. Достаточно будет небольшого знака внимания. «Когда коллега вам помог, обязательно поблагодарите его, подчеркнув важность этой помощи. Если помощь была масштабной, то будет уместен небольшой презент — шоколадка или совместный обед», — отмечает эксперт.
Налог с подарков: когда платить и как избежать штрафов
Выделяйте новых сотрудников
Не жалейте комплиментов для новых коллег — так вы облегчите их адаптацию в коллективе и мотивируете для продуктивной работы.
«Если с вами в команде работает новичок, который начинает всё лучше справляться со своими задачами, хвалите его за успехи, подчёркивая, что будет ещё лучше и скоро эти задачи станут простыми и привычными. Так вы проявите своё небезразличие и дадите понять, что новому человеку в коллективе рады», — отмечает Алиса Тарасова.
Итог
Используйте это чек-лист, чтобы не забыть о важных нюансах общения с коллегами.
Если не скупиться на уместную похвалу и давать людям понять, как они важны и полезны для совместной работы, вы станете тем сотрудником, которому всегда рады помочь и выразить благодарность.