Карьерные гонки: как выдержать конкуренцию на работе

Конкуренция — неотъемлемая часть работы. На рынке труда мы конкурируем за вакансии, потом за внимание рекрутеров, а затем бьёмся с коллегами за повышение по службе и в зарплате. Принцип «выживает сильнейший» хорош не только для эволюции, но и для работодателя, которому нужны сильные и профессиональные сотрудники. Но для коллектива жёсткая конкуренция может быть во вред, отравляя атмосферу в команде, приводя к конфликтам и мешая эффективно работать. Да и трудиться в атмосфере вечной гонки сможет не каждый. Спросили у экспертов, как пережить нездоровую конкуренцию на работе и сохранить психику.

Конкуренция на работе: как выдержать и не поехать кукухой
© Deagreez/iStock.com; Рамблер

Конформизм на работе: почему быть удобным не всегда хорошо

Как к конкуренции на работе относятся россияне

Сервисы «Работа.ру» и СберПодбор выяснили, как россияне ощущают уровень конкуренции в своей отрасли. Очень высокой — на 5 баллов — её оценили 19% респондентов, 4 балла поставили 25% опрошенных, на 3 ощущают соперничество на работе 36% россиян.

Чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда, работники используют разные методы:

  • проявляют инициативу на работе;
  • читают профессиональную литературу;
  • проходят обучающие курсы или повышение квалификации;
  • дружат с руководством;
  • заводят полезные знакомства;
  • развивают soft skills;
  • берут дополнительные задачи на работе;
  • участвуют в профильных конференциях.

Опрос о конкуренции в коллективе за внимание начальства показал любопытные цифры. Большинство респондентов (60%) не готовы вступать в соперничество с коллегами и просто стараются выполнять работу качественно. Почти четверть опрошенных (24%) уверены, что работают в дружных коллективах, где нет конкуренции. При этом 10% россиян конкурируют с коллегами за внимание начальства, чтобы добиться повышения. Для 9% конкуренция — стимул лучше работать.

На вопрос, как руководство относится к конкуренции в коллективе, ответы оказались следующими. В большинстве случаев (50%) начальство не поддерживает соперничество в команде. При этом у 29% опрошенных руководители поощряют соперничество между сотрудниками через премии и прибавки к зарплате. Остальным дают грамоты, хвалят устно, отмечают на доске почёта, дарят подарки или предоставляют дополнительный выходной.

При этом влияние конкуренции на отношения с коллегами может быть разным. 38% россиян заявили, что соперничество никак не отразилось на атмосфере в коллективе, но стало интереснее работать. 24% респондентов заработали повышение, 17% — премию или прибавку к зарплате. 12% ничего не получили, зато испортили отношения с коллегами. А вот у 13% конкуренция закончилась увольнением: в 8% случаев уволили коллег, с которыми шла конкуренция, а в 5% — самих респондентов.

Что делать, если начальник видит в вас конкурента

Когда конкуренция — в крови

Некоторые люди — прирождённые конкуренты, которые испытывают охотничий азарт от соревнований и умеют наслаждаться этим процессом. Для них соперничество может стать стимулом работать усерднее и добиваться новых целей. Если конкурентная жилка есть и у напарников по команде, соревновательный дух может улучшить показатели коллектива и принести компании больше прибыли.

Но не всегда конкуренция бывает здоровой. Над одним проектом могут работать люди с разным складом личности. И для некоторых из них гонка за достижениями может стать дополнительным источником стресса. Особенно если постоянно акцентировать внимание на том, что кто-то делает что-то лучше или быстрее.

Конкурентные люди также могут уязвлять самолюбие других членов команды, постоянно ведя счёт и напоминая об этом другим. К тому же склонный к соперничеству человек может больше концентрировать свои усилия на победе, чем на том, что полезно для команды или компании. Забывая о важном принципе: чтобы быть продуктивными, нужно быть командой, а не конкурировать друг с другом.

Исследования показали, что нездоровая конкуренция на работе угрожает атмосфере не только в коллективе, но и в семье. Утомлённый соперничеством с коллегами человек становится эмоционально отчуждён, а это плохо влияет на отношения с семьёй.

Профессиональное выгорание: что это, как его распознать и избежать

Конкуренция на работе: плюсы и минусы

Соревновательный дух чаще всего встречается в компаниях, где зарплата и возможности для роста основываются на оценке и сравнении производительности сотрудников. Повышение или прибавка к зарплате ждёт кого-то одного, поэтому работники вынуждены бороться за ограниченное предложение.

К тому же некоторые руководители сами поощряют дух соперничества в коллективе, думая, что это повысит производительность труда. При правильном подходе соревновательный элемент способен стать мощным катализатором продуктивности команды. Но при чрезмерном давлении и создании стрессовой обстановки конкуренция может провоцировать сотрудников на сомнительные с этической точки зрения поступки.

Плюсы конкуренции в коллективе

Повышает вовлечённость и мотивацию сотрудников. Интерес сотрудников к рабочим задачам возрастает, если использовать разные методы: спортивные состязания, корпоративные тренинги, возможность получать не только материальное поощрение, но и пару дней удалённой работы или дополнительный выходной.

Стимулирует креативность. В условиях конкуренции сотрудники вынуждены искать нестандартные решения. Им хочется выделиться на фоне других и предложить нечто новое. А это может продвинуть компанию на новый уровень.

Помогает работникам расти. Конкуренция побуждает людей осваивать новые навыки, а также выходить за рамки привычных ролей.

Повышает качество работы. Сотрудники работают усерднее в атмосфере честной борьбы. Ограниченные сроки и «наступающие на пятки» коллеги заставляют быстрее идти к желаемой цели и искать новые способы оптимизации процессов. Желание превзойти коллег активизирует мыслительную деятельность и сосредоточенность на работе.

Минусы конкуренции в коллективе

Порождает стресс и тревогу в команде. Если руководитель всё время требует от вас высоких результатов и обещает лучшие условия труда только при выполнении KPI, работа может превратиться в гонку на выживание. А это изматывает, деморализует и ведёт к выгоранию.

Мешает сотрудничеству. Для эффективной работы команды важен обмен знаниями между молодыми и опытными сотрудниками. Если в коллективе растут недоверие и подозрительность из-за того, что каждый стремится обойти другого, взаимодействие между коллегами может затормозиться, а работа — стать менее эффективной.

Провоцирует неэтичное поведение. В условиях жёсткой конкуренции одни могут проявить гибкость, а другие — пойти по головам, особенно если результаты одного сотрудника зависят от другого. Работник может сознательно мешать работе коллеги, манипулировать данными, приписывать чужие достижения себе — лишь бы начальник их заметил.

Создаёт текучку кадров. Чрезмерное давление на работе и напряжение в коллективе могут повлиять на отдельных сотрудников, которые могут почувствовать себя дискомфортно и даже покинуть компанию, не выдержав конкурентной борьбы с сильными соперниками.

Токсичный начальник: как распознать абьюз и защитить свои границы

Как справляться с конкуренцией на работе: советы экспертов

Если соперничество на работе вызывает тревогу и стресс, стоит задуматься, что можно изменить для облегчения вашего состояния. Ведь в гонке за материальным поощрением или продвижением по службе люди могут открыться с неожиданной для вас стороны. Важно сохранять хладнокровие и не поддаваться на манипуляции коллег.

«Во-первых, вспомните, что вас взяли на работу, а значит, вы уже выиграли конкурентную борьбу и вас ценят за ваши умения и навыки. Во-вторых, постарайтесь трезво оценить себя. Посмотрите на свои сильные и слабые стороны, подумайте, что сейчас в приоритете: усилить сильное или прокачать слабое до приемлемого уровня. В любом случае у вас будет мотивация к развитию, что также может помочь в обучении новому. И наконец, если вам не нравится сама идея соперничества, не вовлекайтесь в этот процесс, а оставайтесь в стороне, пока это возможно».

Анна Кочеткова
Анна Кочетковаоснователь рекрутингового агентства Human Force, соавтор телеграм-канала «Рецепты найма»

Профориентатор взрослых Стася Зенцова дала несколько рекомендаций о том, как справиться с конкуренцией на работе:

  1. Определите, кого из коллег вы считаете своим конкурентом. Особенно будьте внимательны к тем, кто плохо справляется с соперничеством: такие люди склонны играть нечестно, чтобы выйти на первое место. Принимайте условия конкуренции, если готовы их выдержать, и следите за честными и нечестными игроками, чтобы понимать, от кого ждать подвоха.
  2. Когда определите соперников на работе, сравните ваши навыки. У коллег могут быть слабые стороны, которых нет у вас. И, наоборот, вы поймёте, над чем поработать, увидев сильные стороны напарника. Даже у конкурента всегда можно чему-то научиться.
  3. Всегда поддерживайте хорошие отношения со своими конкурентами и оставайтесь дружелюбными и полезными в разумных пределах. Это поможет улучшить ваши отношения с теми, кто может быть враждебно к вам настроен. Вспомните поговорку «Худой мир лучше доброй ссоры».
  4. Ещё один вариант — найти себе наставника, это может быть руководитель вашей команды или кто-то другой, занимающий более высокую должность. Спросите, может ли он встречаться с вами для обсуждения ваших профессиональных целей и рабочих задач, чтобы увереннее себя ощущать в конкурентной среде. При этом важно не распространяться об этих отношениях в коллективе.
  5. Расширяйте круг общения в компании, выходя за рамки отдела или команды, с которой ведёте дела. Это может пригодиться в дальнейшем, если конкуренция в вашей команде примет нездоровые формы: сплетен, интриг, оскорблений, бойкотов, публичных унижений. В этом случае вы сможете обратиться к коллегам из соседнего отдела с вопросом о возможном переходе к ним.

«Конкуренция становится токсичной, когда вы теряете контакт с собой, уходите в сравнения с другими и обесценивание себя. Ваша цель — не победить любой ценой, а сохранить ясность ума, чтобы принимать решения, адекватные вашим ценностям и ресурсам. Важно держать фокус на своих потребностях и потребностях компании и в этом тандеме реализовывать намеченные профессиональные планы, при этом не забывая развивать здоровую ценность себя как человека и специалиста».

Екатерина Демурия
Екатерина Демурияпсихолог, социальный предприниматель, автор канала «Ты важна»

Психолог советует использовать несколько приёмов:

1. Принять конкуренцию как часть системы, но не как угрозу личности. Важно разделять свою ценность как личности и как сотрудника. Каждый раз, когда ловите себя на мысли о том, что вы недостаточно хороши, задайте себе встречный вопрос: «Это говорит моя тревога или факты?». Напоминайте себе, что «неудача в задаче» не равно «неудача как человека».

2. Здоровая конкуренция — это не война, а возможность учиться у других. Если коллега добился успеха, спросите: «Чему я могу у него научиться?». Это снизит зависть и включит любопытство. Можно завести «журнал наблюдений»: записывайте стратегии успешных коллег и адаптируйте их под свой стиль, ценности и цели.

3. Создайте так называемый психологический буфер — после работы выделяйте 15–20 минут на ритуал, отделяющий профессиональное от личного. Это могут быть прогулка, медитация или чашка чая — и всё это без гаджетов.

4. Если сложно выдерживать победы и достижения других, если среда толкает включаться в конкурентную игру, а вам это тяжело даётся, обратитесь за помощью. Профессиональная поддержка — это не слабость, а разумный шаг.

Главное

Конкуренция в коллективе — распространённое явление, и каждый справляется с ней по-своему. Кто-то закрывается и старается отстраниться от провокаторов, а кто-то до последнего отстаивает себя и свои границы. Эксперты рекомендуют не застревать в этих состояниях, а трезво оценивать свои силы. Дополнительный стресс на работе и периодические стычки с командой будут бить по психике и мешать эффективной работе. Поэтому в таких ситуациях разумным будет обратиться за помощью — к эйчару, руководителю или психотерапевту.

Как не бояться просить повышения: советы руководителей