Сервис «Авито Работа» выяснил: в среднем россияне трудятся на одном месте 5,5 года. Не меняли работу 10 лет и больше почти четверть сотрудников. Самыми постоянными стали работники образовательной, экономической, медицинской сфер и производства. Но вместе с тем растёт число сотрудников, которые готовы менять работу каждые один-два года или даже чаще. Почему специалисты не задерживаются на одном месте и как это отражается на их карьере, «Рамблеру» рассказали эксперты.

Джоб-хоппинг: почему люди часто меняют работу и хорошо ли это
© Рамблер

Что такое джоб-хоппинг

Это стратегия, при которой сотрудник часто меняет работу, не задерживаясь в компании дольше пары лет. Иногда поиск новой работы начинается уже через полгода после трудоустройства, и такая тактика становится постоянной. Термин «джоб-хоппинг» дословно означает «перепрыгивание с работы» (англ. job-hopping),

а сотрудников, выбирающих такой подход к работе, называют «прыгунами».

По данным сервиса «Работа.ру», 25% россиян работают в одном месте год или два, а ещё 8% — полгода и даже меньше. В основном джоб-хоппинг практикуют молодые специалисты до 30 лет. Только 5% зумеров трудятся в компании больше пяти лет, а 7% вообще увольняются раз в квартал.

Причины частой смены работы

  • Иллюзии и неадекватная оценка собственных возможностей. Карьерный консультант Екатерина Бегачёва рассказывает, что тренд на частую смену работы в основном наблюдается у молодых специалистов в IT-сфере, среди менеджеров по продажам и у амбициозных, талантливых сотрудников, которые сосредоточены на возможностях быстрого карьерного и финансового роста.

Молодым начинающим работникам нередко свойственны достаточно высокие амбиции, которые чаще всего не подкреплены реальными знаниями и навыками, но сформированы современной культурой и обществом.

«Консультируя таких специалистов по поиску работы, в ответ на вопрос "Как ты видишь своё профессиональное развитие и уровень дохода через год?" я часто слышу: "Я бы хотел иметь интересную работу и зарабатывать 200–300 тысяч рублей в месяц". Когда понимание своих возможностей, планов и целей находится на таком уровне, у молодых людей появляется стремление постоянно искать новые места и возможности. Часть ребят первые несколько лет, пребывая в иллюзиях и находясь под очарованием идеалов, созданных СМИ и обществом, бегают по рынку труда в поисках "счастья"».

Екатерина Бегачёва
Екатерина БегачёваКарьерный консультант
  • Желание расти и развиваться. Но предугадать, где для этого есть оптимальные возможности, трудно. Если специалисту повезёт оказаться в компании, где выстроена системная работа по развитию сотрудников и понятны перспективы карьерного и финансового роста, у него не будет повода искать другую работу. В противном случае уже через полгода-год он начнёт задумываться о новом месте с большими возможностями.
  • Отсутствие возможности регулировать свой рабочий график. Карьерный консультант Екатерина Кленова подчёркивает, что сменить компанию работники готовы, если там нет удалённого формата работы или сложно поддерживать баланс работы и личной жизни.
  • Как вынужденная мера в связи с объективными переменами в организации. Эксперты отмечают, что джоб-хоппинг — часто вынужденная мера для сотрудников компаний, где закрываются убыточные направления или проекты. Тогда работникам приходится выбирать: сохранить стабильность и остаться в компании, возможно, на более низкой зарплате и менее интересной позиции или выйти на рынок труда в поисках новых возможностей.

Плюсы и минусы джоб-хоппинга

Преимущества частой смены работы

Сотрудники, которые часто меняют работу:

  • Получают больше. Недовольство зарплатой — главный повод для увольнения половины россиян. На новое место сотрудник уходит, чтобы получать больше, этот вопрос он заранее обсуждает с работодателем.

Повысить свой уровень дохода, работая в одной компании, можно, но медленно — так устроен рынок. Мало кто из работодателей готов активно индексировать зарплаты действующим сотрудникам, поэтому средний прирост уровня дохода в год будет составлять 10–15%, говорит Екатерина Бегачёва.

«Другое дело, когда ты вышел на рынок труда и обладаешь сильными компетенциями. Тут можно вырасти в доходе на 20–50%. Причина проста: компании открывают вакансии в тот момент, когда у них возникает дефицит персонала. Они начинают оценивать рынок и обнаруживают, что сильные профессионалы стоят дорого. Чаще всего, если ситуация критическая, чтобы привлечь сильного кандидата, компания может предложить уровень дохода даже выше среднерыночного», — отмечает эксперт.
  • Развивают компетенции. Сменив работу, специалист будет решать другие задачи, а также получит актуальные знания и навыки. Чем разнообразнее опыт сотрудника, тем выше его ценность на рынке труда.
  • Расширяют нетворкинг. Работая в разных компаниях, джоб-хопперы обрастают новыми полезными связями. К тому же такой опыт прокачивает навыки общения: в новом коллективе работник учится быстрее находить общий язык, договариваться и работать в команде.
  • Учатся гибкости. На новом месте сотруднику приходится привыкать к другим условиям. Чем чаще специалист переходит на другую работу, тем быстрее и эффективнее он умеет адаптироваться к новым обстоятельствам.
  • Растут по карьерной лестнице. Иногда на текущей работе у сотрудника нет продвижения по службе или оно идёт очень медленно, но при этом у него есть необходимые для этого навыки. В новой компании у работника есть шанс получить должность, которая соответствует его уровню профессионального развития.
«В некоторых случаях пара быстрых переходов может ускорить развитие карьеры. Но джоб-хоппинг будет полезен, только если на новом месте расширяется зона ответственности, масштаб, сложность проектов и задач», — отмечает Екатерина Кленова.

Список профессиональных достижений: как и зачем составлять

Риски частой смены работы

  • Нет профессиональных результатов. Перепрыгивая с работы на работу, сотрудник не успевает добиться значимых достижений в своём деле. Он не может вырасти до уровня, когда работодатель будет готов доверить ему сложные и интересные проекты.

«Перед очередным "прыжком" важно оценить достигнутые прежде результаты. Будет ли что презентовать новому работодателю? Есть позиции, где невозможно показать быстрые результаты. Например, в проектах с длительным циклом. Или на позициях С-level часто заметные результаты появляются только спустя несколько лет работы. И тогда джоб-хоппинг может вредить».

Екатерина Кленова
Екатерина КленоваКарьерный консультант, автор Telegram-канала «Work For TOP Вакансии для руководителей»
  • Предвзятое отношение. По данным сервиса SuperJob, как минимум 14% HR-менеджеров обратят внимание на то, что соискатель часто меняет работу. О таком кандидате сложится мнение, что он увольняется на эмоциях или при возникновении малейших трудностей.
  • Финансовые потери. На поиск новой работы нужно время. Пока специалист ищет подходящую вакансию или заказ, пройдёт несколько месяцев, и он потратит все сбережения или их большую часть.

Советы экспертов при желании сменить работу

  • Определите причины смены работы. Подумайте, каких целей вы хотите добиться. Проанализируйте, какие компетенции хотите развить или от каких сложностей уйти на текущем месте. Разбор своих мотивов нужен, чтобы избежать повторения сценария в другой организации.
  • Составьте список требований к будущей работе. Они могут быть разными на каждом этапе карьеры. Выпишите критерии, которые актуальны для вас сейчас, и расположите их в порядке убывания. Например, на данном этапе вам важнее уровень зарплаты, а престижность компании по значимости находится внизу списка.
  • Оцените свои компетенции. Подумайте, что вы умеете делать хорошо, а чему стоит подучиться. Разберите ключевые навыки самостоятельно или с помощью тестов и опросников, чтобы понять их уровень. Если видите, что в чём-то не дотягиваете, запланируйте обучение на курсах или займитесь самообразованием.
  • Исследуйте рынок труда. Посмотрите, что работодатели хотят видеть в будущих сотрудниках. Для этого изучите вакансии компаний, обратите внимание на требования к кандидатам в вашей сфере и смежных областях, которые вам интересны. Учитывайте не только обязательные требования, но и желательные навыки: они могут стать вашим преимуществом.
  • Подготовьтесь презентовать себя работодателю. Составьте резюме, которое привлечёт внимание рекрутеров. Для этого чётко и структурированно опишите ваши достижения. Продумайте свой внешний вид на собеседовании, о чём и как вы будете говорить. Чтобы впечатлить рекрутера, приводите примеры, показывайте заинтересованность в работе, будьте уверены в себе и доброжелательны.

Как внешний вид сотрудников влияет на трудоустройство и карьеру

Главное о джоб-хоппинге

Частая смена работы — стратегия, которую чаще всего выбирают работники-зумеры, но среди джоб-хопперов есть сотрудники любого возраста. Новое место специалисты ищут по разным причинам: одним важно получать новые навыки, а другим — зарабатывать больше.

У джоб-хоппинга есть не только недостатки, но и преимущества. Чтобы смена работы не повредила карьере и профессиональному развитию, взвесьте все за и против, тщательно продумайте, куда вы хотите трудоустроиться и каких целей добиться на новом месте.

Чек-лист, который спасёт от плохой работы: как выбрать вакансию и не прогадать