Как говорить «нет» на работе: учимся отказывать начальнику и коллегам

Часто сотрудник боится отказать начальнику или коллегам из-за страха потерять должность или испортить отношения. Даже если просьба или поручение не вписывается в текущие обязанности и планы. В итоге появляется завал в собственных делах, чувство злости и чувство вины за собственное малодушие. Но было достаточно просто сказать «нет», чтобы отстоять личные границы и избавиться от ненужной нагрузки. «Рамблер» спросил у эксперта, как отказывать начальнику и коллегам без негативных последствий.

Как говорить «нет» на работе: учимся отказывать начальнику и коллегам
© fizkes/iStock.com, Рамблер

Почему нам сложно говорить «нет» другим людям

Отказывать и близким, и незнакомым людям бывает непросто. Кажется, что мы поступаем нехорошо, и нас мучает чувство вины. Психологи говорят, что это нормальное явление: отказ у многих ассоциируется с неуважением и грубостью, а испытывать вину за это очень неприятно. Нам проще согласиться с просьбой, чем сказать «нет». Нам психологически комфортнее быть хорошим в глазах других, чем плохим.

Иными словами, мы боимся, что другие нас отвергнут, и поэтому стараемся выглядеть лучше, чем мы есть. Причина — наш мозг. Учёные выяснили, что мозг воспринимает социальный отказ так же, как физическую боль: за оба процесса отвечают одни и те же нейроны. Поэтому опыт социального отвержения или потери отношений может быть столь же эмоционально мучительным, как и опыт телесной боли.

Кроме того, в пирамиде Маслоу, которая отражает модель человеческих потребностей, нужда в любви и принадлежности находится на третьем уровне из пяти. То есть идёт сразу после потребностей физиологических (еда, питьё, воздух, тепло, сон и т. д.) и потребности в безопасности (правовой, финансовой, социальной и др.). А это значит, что потребность в любви, дружбе, уважении занимает очень важное место в человеческой психологии.

А ещё неумение отказывать может свидетельствовать о недостаточно развитом эмоциональном интеллекте. Если человек плохо распознаёт свои эмоции и эмоции других, ему сложнее сказать «нет» начальнику или коллегам.

Эмоциональный интеллект: что это и как помогает в карьере

«Умение говорить нет — верный признак того, что человек умеет себя ценить, хорошо знает свои границы и обладает здоровый самооценкой. Почему людям в России сложно говорить «нет»? Думаю, это связано с нашим менталитетом и развитием общества. Исторически люди в нашей стране жили общинами, в которых все друг друга поддерживали. А неоказание помощи и поддержки было равнозначно изгнанию из этой общины. Это видно даже на примере поколений. Бумеры и поколение Х воспитывали в парадигме того, что надо думать о других, быть отзывчивым, готовым всегда подставить плечо. Думать о себе и своих интересах было плохой чертой — коллектив ставился выше личности. Постепенно люди стали перестраиваться, понимая, что в первую очередь они несут ответственность за самих себя, и никто не обязан им помогать. Представители поколения Z уже умеют отказывать, если какая-то просьба не соответствует их возможностям и желаниям».

Стася Зенцова
Стася ЗенцоваСооснователь проекта «Карьера без барьера», HR-менеджер, профориентатор взрослых

Как преодолеть разрыв между поколениями в рабочих вопросах

В каких ситуациях на работе нормально говорить «нет»

По словам Стаси Зенцовой, говорить «нет» начальнику и коллегам — нормально. Это не значит, что вы эгоист или плохой человек — скорее, это показатель того, что у вас здоровая самооценка: вы хорошо знаете, что можете, а что нет, осознаёте свои желания и возможности.

«Умение говорить «нет» — это не про отшить человека и уйти с высоко поднятой головой. Это умение выстроить коммуникацию таким образом, чтобы сохранить рабочие отношения, показать уважение к себе и просящему человеку. Вспомните себя: когда вам отказывают вежливо и по объективным причинам, у вас не возникает мыслей об обиде или возмущении».

Эксперт перечислила несколько ситуаций на работе, когда не нужно бояться отказывать руководителю и коллегам.

Вас просят сделать что-то вне договоренностей или ваших компетенций

В первом случае Стася Зенцова рекомендует детальнее обсудить дополнительную работу. Возможно, вам удастся договориться о дополнительной выплате, ещё одном выходном или о внесении вашей кандидатуры в кадровый резерв компании.

Во втором случае возможны проблемы лично у вас — вы можете не справиться с поставленной задачей из-за отсутствия знаний и навыков, на вас могут переложить ответственность за ошибку, а это может грозить испорченной репутацией и даже увольнением. Поэтому взвешивайте риски, уточняйте, кто ещё будет решать эту проблему и насколько компетентны эти сотрудники.

Что делать, если начальник загружает вас чужой работой

Коллега донимает вас просьбами по поводу своей работы

Если говорить про помощь на работе, здесь стоит исходить из позиции партнерства: все коллеги равны, и быть помощником другим без взаимности грозит выгоранием и обесцениваем себя.

«Смотрите по ситуации, готов ли коллега помогать вам в других рабочих ситуациях. Если нет, получается, он вас использует. И здесь уместно сказать твёрдое «нет» без эмоций, например, просто сослаться на высокую загрузку».

Коллега слишком часто просит вашего совета

Сегодня повседневная жизнь плотно переплетается с трудовой, говорит Стася Зенцова. Коллеги могут быть хорошими приятелями, помощь им может включать в себя как рабочие вопросы, так и личные. Обмен полезными контактами может ничего не стоить, пока это не выходит за разумные пределы.

Если коллега злоупотребляет своим дружеским положением и слишком часто обращается за рекомендациями по всем вопросам — от хорошего стоматолога до выбора наполнителя для кошки, — нужно выставить личные границы.

«Если коллега назойлив, можно вежливо рекомендовать ему обрести свою сеть полезных знакомств. Если дело касается злоупотребления вашими временем, знаниями и навыками, предложите перевести ваши отношения в сугубо деловые — услуга и оплата».

Вас донимают коллеги сплетнями о других

В любом коллективе найдутся люди, которые любят сплетничать и обсуждать других. Если кто-то на работе начинает рассказывать сплетни о ком-то из коллектива вопреки вашему желанию, стоит сразу это пресечь.

«Сплетни — одно из неприятных явлений социальной жизни. Лично мне везло — я не сталкивалась с коллективами, где любят обсуждать и интриговать. Если вы не сторонник посплетничать, лучше сразу пресечь подобные разговоры, сказав коллегам, что у вас достаточно работы и некогда заниматься изучением личной жизни и привычек Светы или Маши из бухгалтерии».

Моббинг: что делать, если столкнулись с травлей на работе

На вас перекладывают чужую работу

Начальник может попросить вас сделать отчёт за больного коллегу или поехать во внеплановую командировку вместо себя. Нормально, если это случилось один или два раза, но плохо, если это становится вашей обязанностью, которая к вам просто «прилипла» и за которую вам не платят. Поэтому стоит обозначить свои границы.

«Аргументируйте невозможность выполнить поручение. Не выступайте с позиции уставшего человека — ваш босс устал не меньше вашего. Покажите, что вы ответственный сотрудник, переживающий за общее дело, но и не собирающийся брать на себя ответственность за чужие задачи или ошибки».

Как сказать начальнику, что он неправ

Ещё несколько советов о том, как правильно отказывать

Отказывая, объясните причину. Если просто сказать, что у вас нет времени или вы слишком устали, начальник или коллега могут возразить, что и у них полно работы и они тоже не против отдохнуть, но так сложились обстоятельства. Отказ лучше сформулировать так, чтобы вместо общих слов было больше конкретики.

Например, начальник просит вас срочно взяться за проект, с которым не справился другой сотрудник. Вы можете ответить следующее: «Я не против помочь с задачей, но если возьмусь за неё сейчас, то не успею сдать финансовый отчёт, о котором вы просили. Либо второпях допущу критические ошибки в цифрах, которые могут повлиять на финансовые результаты квартала, и с меня же спросят за это».

Предложите свои варианты решения ситуации. Этот совет следует из предыдущего. Когда вы поясните, почему не можете сделать какую-то работу, вас наверняка попросят озвучить свои способы решения проблемы. Предложив их, вы покажете заинтересованность в работе над общим делом и готовность участвовать, а не перекладывать ответственность за принятие решения на босса.

Будьте вежливы. Вежливый отказ помогает поддерживать хорошие отношения с людьми, показывает вас как зрелого человека и профессионала, помогает сохранять здоровую коммуникацию. Говорите чётко, ясно, не повышая голос.

Превратите отказ в комплимент. Будьте эмпатичны: покажите человеку, что вы его услышали и цените то, что он делает. Например, используйте такие фразы: «Я вижу, как ты стараешься, и очень это ценю. Мне бы хотелось тебе помочь, но, к сожалению, сейчас просто не могу».

«Хороший вариант сказать «нет» — упаковать его в "бутерброд". Начните и закончите позитивно, а сам отказ положите в середину. Так часто делают рекрутеры. Например, они говорят: "Благодарим вас за уделённое время, у вас хороший опыт, он нам интересен, но сейчас в компании нет задач, соответствующих вашему уровню. Давайте обменяемся контактами. Если будут подходящие вакансии, вы первым о них узнаете"».

Главное о том, как сказать «нет» начальнику и коллегам

  1. Отказывать — это нормально. Умение говорить «нет» — важный навык, который помогает отстаивать свои границы. Главное делать это вежливо.
  2. Если вас просят сделать что-то вне договорённостей или вашей компетенции, стоит детальнее обсудить условия и попробовать извлечь из предложения пользу: попросить доплату, лишний выходной или взять обещание о внесении вашей кандидатуры в кадровый резерв компании.
  3. Если коллега просит вас помощь с его задачами, оцените, готов ли тот подставить вам плечо в аналогичной ситуации. Если нет, лучше отказать, сославшись на занятость.
  4. Если коллега слишком часто просит вашего совета или рекомендаций по личным вопросам, и вас это раздражает, предложите ему схему «услуга за услугу».
  5. Если в коллективе завёлся сплетник, который обсуждает других при вас, дайте ему понять, что у вас нет времени на разговоры не по работе.
  6. Если на вас перекладывают чужую работу, на которую вы не согласны, чётко аргументируйте своё «нет». Формулировка не должна содержать общие слова — лучше дать больше конкретики. Либо предложите свой вариант решения ситуации.
  7. Не грубите и не злитесь — будьте вежливы, даже если вас раздражают поручения начальника или поведение коллег. Учитесь формулировать отказы в комплимент — так вы сохраните хорошие отношения на работе.

Когда работодатель должен вам доплачивать